План работы
на межаттестационный период
по повышению
профессионального уровня
учителя русского языка и литературы
Гайфуллиной Лилии Нурисламовны
на 2024-2028 гг.
Личные данные учителя
Ф.И.О.: Гайфуллина Лилия Нурисламовна
Образование: высшее, закончила в 2007 году ТГГПУ ФРФ г. Казань по специальности «учитель русского языка и литературы».
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старочелнинская основная общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Занимаемая должность: учитель русского языка и литературы
Общий стаж трудовой деятельности: 29 лет
Педагогический стаж: 28 лет
В данной организации: 6 лет
Квалификационная категория, дата присвоения: первая квалификационная категория по должности «учитель», 01.01.2019 г.
Курсы повышения квалификации:
- Курсы повышения квалификации по теме Курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по теме «Методика подготовки к итоговой аттестации по русскому языку (из них 16 часов по вопросам обучения детей с ОВЗ, в том числе с РАС), Институт филологии и межкультурной коммуникации КФУ, 72 часа; 2023 год,удостоверение № 0016 202304700382, 2023 год;
- в Центре непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Татарстан к развитию читательской грамотности школьников по программе «Формирование готовности педагогических работников Республики Татарстан к развитию читательской грамотности школьников», в объёме 36 часов, удостоверение №0016 202332206549, 2023 год.
Пояснительная записка
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Разделы программы профессионального развития
Изучение психолого-педагогической литературы.
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной инновационной и экспериментальной работы.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогические мастерские, мастер-классы)
Формы представления результатов педагогической деятельности
Серия учебных занятий
Методическая продукция
Портфолио
Творческий отчет
Представление результатов педагогической деятельности
Мастер-класс
Творческая мастерская
Педагогический проект
Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
Профессиональные конкурсы
Схема самоооценки учебного занятия
Оценка содержания учебного материала.
Оценка эффективности способов деятельности на уроке.
Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.
Оценка целей и результатов проведенного занятия.
Оценка содержания учебного материала на уроке:
научность, доступность изучаемого учебного материала;
актуальность материала и его связь с жизнью;
степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;
оптимальность объема предложенного для усвоения материала.
Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)
Рабочие программы по русскому языку и литературе, элективным, факультативным курсам.
Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
Программно-методическое обеспечение курса.
Модель технологии обучения, описание методической системы.
Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм.
План самообразования
Методическая тема ШМО: «Повышение качества образования и воспитания через внедрение системно- деятельностного подхода в условиях ФГОС на уроках гуманитарного цикла»
Методическая тема учителя: «Формирование читательской компетентности учащихся в условиях ФГОС третьего поколения».
Цель: повышение эффективности образовательного процесса через разработку, апробацию и внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.
Задачи:
использование технологии продуктивного чтения с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработкапрограммно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
изучение педагогического опыта других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
создание эффективной среды по реализации новых ФГОС за счет формирования опыта работы со способностями как новым образовательным результатом.
формирование у ученика способности понимать текст любой сложности, осуществлять поиск необходимой информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации.
повышение качества преподаваемого предмета;
активное участие в семинарах инновационной площадки «Разработка апробация и внедрение средств работы учителя с пониманием текста»
умение оказать практическую помощь коллегам;
разработка дидактических материалов, направленных на формирование у обучающихся читательской компетенции;
-разработка и проведение тренингов эффективного чтения;
- пакет психолого-педагогических материалов для учителя;
пакет материалов по технологии продуктивного чтения;
личная методическая веб-страница - продолжение публиковать материалы;
пакет документов для педагогической деятельности.
Форма отчета по проделанной работе: обобщение опыта работы на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. Выступление по обмену опытом на заседаниях РМО учителей русского языка и литературы, на заседаниях инновационной площадки на базе Набережночелнинского государственного педагогического университета. Участие в конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, публикации в сети и в СМИ.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей русского языка и литературы, сетевые сообщества учителей РТ, в заседаниях инновационной площадки на базе Набережночелнинского государственного педагогического университета.
Источники повышения профессионального уровня: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, вебинары, ежегодные форумы педагогических работников, семинары инновационной площадки, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.
Ожидаемые результаты:
повышение качества обучения;
сформированность способности понимания текста и читательской компетенции учащихся,
рост мотивации и творческого потенциала обучающихся.
получение метапредметного и личностного образовательного результата (умение обеспечивать условия развития ребенка).
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2024 – 2025 год | Анализ теории вопроса, подходов к пониманию работы с пониманием текстов на разном предметном материале. Разработка заданий диагностики способности понимать текст для разных возрастных групп и на разном предметном содержании. Изучение психолого – педагогической и методической литературы по проблеме (П.Г. Нежнов, Ф. Шлейермахер, М.М. Бахтин, Алексеева Л.Н, опыт тестового измерения ключевых когнитивных компетенций, накопленный в рамках регулярных международных мониторинговых исследований PIRLS) и PISA, таксономии образовательных целей Б. Блума. Опыт А.А. Мелик-Пашаева Квасюак Т.Я, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской) -Нормативные документы. | |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2024–2028 гг. | Разработка заданий для диагностики и развития способности понимания текста. Создание условия разработки и оценке эффективности разрабатываемых заданий; | |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2024–2028 гг. | Создание рабочих программ по предмету в соответствии с ФГОС. Разработка сценариев занятий по развитию способности понимать текст. 1. Банк диагностических заданий для оценки способности понимания текста на разном предметном материале для учеников начальной и основной школы. 2. Банк сценариев занятий по формированию у школьников эффективных способов работы по пониманию текста. 3. Методические разработки для педагогов по формированию способностей понимания текста. 4. Формирование педагогического профессионализма, направленного на получение метапредметного и личностного образовательного результата (умение обеспечивать условия развития ребенка). | |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2024–2028 гг. | Методические материалы по способам диагностики и развития способности понимания. Отчеты о проведенной апробации. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Ведение персонального сайта https://multiurok.ru/nata27/ Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка проектов и исследовательских работ». Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. | |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2027–2028 гг. | Участие в профессиональных конкурсах для учителей русского языка и литературы; Публикации творческих и практических работ на различных сайтах для педагогов: edu.tatar.ru, http://pedmir.ru, http://www.proshkolu.ru, http://nsportal.ru, http://www.uroki.net, http://pedgazeta.ru -на персональном сайте | |
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта | 2024 – 2025 год | Анализ теории вопроса, подходов к пониманию работы с пониманием текстов на разном предметном материале. Разработка заданий диагностики способности понимать текст для разных возрастных групп и на разном предметном содержании. Изучение психолого – педагогической и методической литературы по проблеме (П.Г. Нежнов, Ф. Шлейермахер, М.М. Бахтин, Алексеева Л.Н, опыт тестового измерения ключевых когнитивных компетенций, накопленный в рамках регулярных международных мониторинговых исследований PIRLS) и PISA, таксономии образовательных целей Б. Блума. Опыт А.А. Мелик-Пашаева Квасюак Т.Я, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской) -Нормативные документы. |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | 2024–2028 гг. | Разработка заданий для диагностики и развития способности понимания текста. Создание условия разработки и оценке эффективности разрабатываемых заданий; |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | 2024–2028 гг. | Создание рабочих программ по предмету в соответствии с ФГОС. Разработка сценариев занятий по развитию способности понимать текст. 1. Банк диагностических заданий для оценки способности понимания текста на разном предметном материале для учеников начальной и основной школы. 2. Банк сценариев занятий по формированию у школьников эффективных способов работы по пониманию текста. 3. Методические разработки для педагогов по формированию способностей понимания текста. 4. Формирование педагогического профессионализма, направленного на получение метапредметного и личностного образовательного результата (умение обеспечивать условия развития ребенка). |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | 2024–2028 гг. | Методические материалы по способам диагностики и развития способности понимания. Отчеты о проведенной апробации. Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах и олимпиадах. Ведение персонального сайта https://multiurok.ru/nata27/ Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Создание и пополнение «банка проектов и исследовательских работ». Ведение профессионального портфолио. Оформление результатов работы. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | 2027–2028 гг. | Участие в профессиональных конкурсах для учителей русского языка и литературы; Публикации творческих и практических работ на различных сайтах для педагогов: edu.tatar.ru, http://pedmir.ru, http://www.proshkolu.ru, http://nsportal.ru, http://www.uroki.net, http://pedgazeta.ru -на персональном сайте |
Список использованной литературы:
1.Концепция модернизации Российского образования на период до 2025 года. — М.: АПК и ПРО, 2020.
2.С.Л.Зотов «Развитие читательской компетентности учащихся в условиях ФГОС на уроках русского языка и литературы». -М.: Просвещение, 2019
3. Кутовая Е.А. Повышение читательской культуры учащихся на уроках и внеурочное время». -С-Петербург.: издательство »Эксмо», 2020
4. З.Н. Новлянская. Деятельностный подход в развитии читательской компетенции.
-М.: Просвещение, 2021
5.Л.Г. Щукина, Г.Н. Кудина. Литература как предмет эстетического цикла. -М.: Просвещение, 2021