Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулларская средняя общеобразовательная школа» Дербентского района Республики Дагестан
Муниципальный семинар
заместителей руководителя по УВР ОО МР
«Дербентский район»
План открытого классного часа
на тему
«Секреты Ромео и Джульетты»
Класс:10
Учитель: Гаджиева Эльгаме Рафиковна
Цели: расширить представление детей о природе любви; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как скромность, верность, самоотверженность. Честь, моральная нравственная чистота: воспитывать негативное отношение к распущенности, вседозволенности, вульгарности побуждать детей к самоанализу, саморазвитию самосовершенствованию, к выбору достойного нравственного идеала.
Оборудование: плакаты с высказываниями, макет балкона с периллами, рисунок на тему «Любовь», шары в форме сердечек, маленькие сердечки из цветной бумаги, записки со стихами о любви, ромашка, валентинки, гитара, национальные костюмы, костюм ангелочка, слайды, музыка, листы с комплиментами.
Любовь - тайна божья и от всех глаз чужих должна быть закрыта…
Ф.М. Достоевский
Сила любви это – источник всего благородного, чистого, бескорыстного на земле.
Ж. Сталь
Ход классного часа
Вступительное слово учителя.
У счастья нет завтрашнего дня…
У него есть настоящее – и то не день, а мгновенье.
Это слова великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Что есть счастье? Счастье – это возможность любить и быть любимым. Самые светлые, самые счастливые моменты в нашей жизни связаны с нашими близкими, дорогими и любимыми нашими людьми. Именно о ней, о любви мы будем сегодня говорить, о любви светлой, чистой. О любви, между мужчиной и женщиной.
Чтение стихов (показ слайдов под тихую музыку)
Ученик: Любовь одна – веселье жизни сладкой,
Любовь одна – мучение сердец;
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец,
Стократ блажен, кто в юности прелестной
Сей и быстрый миг поймает на лету,
Кто к радостям и неге неизвестной,
Стыдливую преклонит красоту! [4]
(А.С. Пушкин)
Ученик: «Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины», - говорил царь Соломон своей возлюбленной.
Ученик: Любовь меня поймала, увела
Как пленника, что заарканен с хода,
Туда, где нет ни крова, ни тепла,
Ни племени, ни стойбища, ни рода,
Ни тьмы, ни света, ни добра, ни зла,
И мукам нет конца, и нет исхода,
Горю, сгораю – медленно дотла.
Люблю – и все безумней года от года.
(Низами Гянджеви «Лейли и Маджнун»)
Определение слова «Любовь»
Ученик: И в наши дни любовь мужчины и женщины остается такой же загадкой, как и тысячи лет назад. И каждый человек разгадывает эту загадку себе сам. Вот такое определение слова «любовь» дается в толковом словаре: «это глубокое эмоциональное влечение, сильное, и сердечное чувство, чувство глубоко расположения, самоотверженной и искренней привязанности». Миллионы строк написаны о любви, и все же у каждого любовь своя – необыкновенная.
Ученик: Есть любовь, похожая на дым;
Если тесно ей – она дурманит,
Дать ей волю – и её не станет…
Быть как дым, - но вечно молодым.
Есть любовь, похожая на тень:
Днем у ног лежит – тебе внимает,
Ночью так неслышно обнимает...
Быть как тень, но вместе ночь и день…
Выход ангелочка «Любовь»
Учитель; Как же мы можем говорить о любви без нашего ангела. Где же наш «ангелочек - любовь»?
Ангелочек: Я здесь. Разве могла не прийти к вам сегодня. Я - ангелочек «Любовь»
Учитель: Кому не знакомо легкое чувство влюбленности, а глубокие искренние чувства тревожили умы поэтов и писателей многие тысячелетия: «Лейле и Маджнун», «Фархад и Ширин», «Вис, Рамин, Ани», «Ромео и Джульетта».
Ангелочек: Здесь точно не обошлось без меня. Когда любишь просто, ни за что – это любовь.
Учитель: Любовное чувство в поисках выхода превращалось в гениальные стихи, картины, музыку. И художник исцелялся от любви.
Инсценировка отрывка из трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (Акт 2 сцена 2)
Ромео: Им по незнанию эта боль смешна.
Но что за блеск я вижу на балконе?
Там брезжит свет. Джульетта, Ты как день!
Стань у окна, убей луну соседством:
Она и так от зависти больна.
Что ты ее затмила белизною.
(На балконе показывается Джульетта)
Оставь служить богине чистоты.
Плат девственницы жалок и невзрачен.
Он не к лицу тебе. Сними его.
О милая! О жизнь моя! О радость!
Стоит, сама не зная, кто она.
Губами шевелит, но слов не слышно.
Пустое существует взглядов речь!
О как я глуп.! С ней говорят другие.
Две самых ярких звездочки, спеша.
По делу с неба отлучится, просят,
Ее глаза покамест посверкать.
Ах, если бы ее глаза на деле
Переместились на небесный свод!
При их сиянии птицы бы запели,
Принявши ночь за солнечный восход.
Стоит одна, прижав ладонь к щеке.
О чем она задумалась украдкой?
О, быть бы на её руке перчаткой,
Перчаткой на руке!
Джульетта; О горе мне!
Ромео: Проговорила что-то. Светлый ангел,
Во мраке над моею головою.
Ты реешь, как крылатый вестник с неба.
Вверху, на недоступной высоте,
Над изумленною толпой народа,
Которая следит за ним с земли.
Джульетта: Ромео, как жаль, что ты Ромео!
Отринь отца да имя измени.
А если нет, меня женою сделай,
Чтоб Капулетти больше мне не быть. [5]
Учитель: Все наверняка знакомы с трагедией У. Шекспира « Ромео и Джульетта». Произведение пропитано темой любви. Главные герои борются за возможность отстоять право на свободный выбор в любви. На примере главных героев мы понимаем, что нужно бороться за свои чувства. А как вы считаете, ребята?
(возможные ответы учащихся)
Ученик: Главное это то, что искренняя и настоящая любовь не имеет никаких преград.
Ученик: Нет ничего невозможного. Без любви нет счастья.
Проблемная ситуация «Неразделенная любовь».
Ученик: Любовь всепоглощающее чувство, которое возносит тебя к небесам. Ты паришь не видя земли, не замечая дождя, не чувствуя холода, обогреваемый лишь им одним, своим необъяснимым и таким понятным, радостным и таким грустным, только им одним, своим необъяснимым и таким понятным, радостным и таким грустным. только им одним – любовью.
Ученик: Теперь не умирают от любви –
Насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
Лишь без причины человеку плохо.
Теперь не умирают от любви –
Лишь только сердце барахлит ночами.
Но неотложку мама, не зови,
Врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви…»
Учитель: Это мнение поэтессы Юлии Друниной, но любой врач «скорой помощи» знает, что это не так – чуть ли не половина попыток самоубийств в наше время случается из-за неразделенной любви.
Ученик: Ты для меня боль и жара,
Я для тебя пыль.
Ты для меня солнце с утра,
Я для тебя быль.
Ты для меня опыт души,
Я для тебя тень.
Ты для меня голос тиши,
Я для тебя день.
Ты для меня ночь в январе,
Я для тебя вещь.
Сброшен покров сна на заре.
Жаль что он был вещ.
(Вика Ветрова)
Учитель: Действительно любовная зависимость-это вроде болезни, иногда приходится прибегать к помощи психолога. Но именно под влиянием этого чувства мы становимся лучше и добрее. Но это хорошо или плохо, когда любовь неразделённая
Ученик: Конечно же, тяжело осознать, что тебя не любят. Но это не повод ходить в унынье. Жизнь продолжается и впереди много хорошего.
7.Игра"Собери разбитое сердце".
(Ангелочек ходит по классу с сердечками в руках).
Ангелочек: Кому сердце
(роняет их на пол)
А тот, кто их соберет, получит это счастливое сердце.
Учитель: Сейчас мы поиграем в игру "Разбитое сердце".
вам надо собрать эти разбитые сердца. Чья команда соберёт первой
8.беседа по теме "Настоящая любовь"
Учитель: Вы все знаете рассказ О. Генри "Дары Волхов". Это история двух бедных супругов, которые сделали друг другу рождественские подарки. Муж восхищался роскошными волосами своей жены и решил продать свои великолепные часы, чтобы купить ей гребень. А жена решила обрезать роскошные волосы и продать их, чтобы купить ремешок к великолепным часам мужа. В результате оба супруга получили на Рождество абсолютно бесполезные подарки. Но они были самыми счастливыми людьми на земле. Как вы думаете почему
Ученик: Потому что они действительно любили друг друга.
Ученик: Они были готовы на всё ради своей любви.
Учитель: А что по-вашему настоящая любовь? Как же отличить настоящую любовь от ненастоящей? Давайте напишем на лепестках ромашки слова о настоящей любви.
Учитель: Каждый ответ достоин уважения.
9."Давайте говорить друг другу комплименты"
Учитель: Мы не часто говорим друг другу хорошие слова. Давайте постараемся сейчас сказать друг другу добрые слова, комплименты. Комплименты-это "любви прекрасные моменты, как поётся в песне Булата Окуджавы. Как говорить комплименты Это целое искусство. Самое трудное-найти подходящие слова. У вас на партах-список слов, которые вы можете сказать друг другу.
Ангелочек: Давайте говорить друг другу комплименты.
10.Устный портрет "Идеальный парень, идеальная девушка"
Учитель: Наш классный час называется "Секреты Ромео и Джульетты". Любовь этих шекспировских героев стала идеалом любви, а сами они-стали идеалом возлюбленных. Какие они сейчас, наши современные Ромео и Джульетты Попробуем нарисовать их портрет. Девочки составят идеального парня, а мальчики портрет идеальной девушки. Каждый из вас будет добавлять свой штрих к портрету, и в результате получится образ современного Ромео или образ современной Джульетты. Может это поможет и нам посмотреть на себя со стороны.
Увидеть, насколько мы соответствуем идеалу. Итак, рисуем портрет идеальной девушки. Слово мальчикам. А теперь портрет идеального парня. Слово девушкам. Как видим, современные Ромео и Джульетты вполне соответствуют шекспировскому идеалу. Сколько хороших качеств нужно воспитать у себя, чтобы рассчитывать на такую же полную и красивые любовь. Для этого человеку дана целая жизнь.
11. Инсценировка фрагмента из цикла стихотворений Ф.Алиевой о мужчине и женщине.
Учитель: У мужчин и женщин свои требования и обязанности в любви.
Ученик: Помни, женщина, что сердце мужчины-
Тяжелый замок, да еще с секретом.
Добраться, как ключ, до скрытой пружины
Ключ меньше замка, но умнее, хитрее.
Учись отпирать не спеша, осторожно,
А если с годами замок заржавеет,
Улыбкой и нежностью отпереть можно. [1]
(Фазу Алиева)
Ученица: Запомни, мужчина: отвага и сила
Нужны, чтобы с тигром сравнится в чаще.
Чтоб коршуна в небе пуля сразила,
Чтоб рыбу поймать в пучине бурлящей.
Но женское сердце – дело иное:
Чтоб ваши два сердца в союз вступили,
Ум, щедрость, души тепло золотое
Добавить ты должен к отваге и силе. [1]
(Фазу Алиева)
Учитель: Сколько глубины и смысла в этих коротких стихах Фазу Алиевой.
Она определяет любовь как бесконечную преданность и нежность по отношению друг к другу. В любви два человека – мужчина и женщина – и каждый из них дополняет друг друга и вносит свою лепту. Любить – недостаточно сказать «Люблю». Любить – это быть готовым идти на уступки и жертвовать личными интересами. А что вы поняли, и что вам больше понравилось в стихах Фазу Алиевой?
(возможные ответы учащихся)
Ученица: Я поняла то, что мужчина и женщина должны быть искренними в отношениях.
Ученик: Любовь - это взаимопонимание и доброе отношение друг к другу
12. Исполнение песни под гитару группой мальчиков.
Учитель: О любви сложено и спето много песен. Их слушают по радио, поют на концертах, дружно исполняют под гитару в кругу друзей.
(Мальчики исполняют песню под гитару «Медлячок» Баста).
13. Завершающее слово учителя.
Учитель: Сегодня мы говорили о любви. О любви между мужчиной и женщиной. Эта любовь может сделать человека самым счастливым, а может причинить боль, разбить сердце и на всю жизнь ранить человека. Любовь это проверка на зрелость. Настоящая любовь это и ответственность за любимого. Без этой ответственности любые самые громкие слова о любви превращаются в пустые фразы. Настоящая любовь – это искусство. Учиться любить – значит учиться умению жертвовать во имя любви какими-то собственными желаниями, идти на встречу друг другу. Как говорил великий американский писатель Марк Твен «Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века». [3] Закончить наш классный час я хочу словами нашего великого поэта Расула Гамзатова, человека прожившего долгую и счастливую жизнь в браке.
«Твои глаза»
Я видел разными твои глаза:
Когда затишье в них, когда гроза,
Когда они светлы, как летний день,
Когда они темны, как ночи тень,
Когда они, как горные озера,
Из-под бровей глядят прозрачным взором.
Я видел их, когда им что-то снится,
Когда их прячут длинные ресницы,
Смеющимися видел их, бывало,
Печальными, глядящими устало…
Склонившимися над моей строкой…
Они забрали яркость и покой
Моих невозмутимых раньше глаз, -
А я, чудак, пою их сотый раз. [2]
Ангелочек: Желаю вам всем любить и быть любимыми.
Учитель: А кому ты подарила бы это сердечко?
(Дарит и говорит)
Ангелочек: А это сердечко я хочу подарить вам. Желаю вам обрести настоящую любовь.
Список использованной литературы
1. Алиева Ф.Г. «Мой Дагестан», 1987 г.
2. Гамзатов Р.Г. «Сборник стихов», 2003 г.
3. Давыдова А.В. «Классные часы», 2008 г.
4. Пушкин А.С. «Сборник сочинений», 2013 г.
5. Шекспир У. «Ромео и Джульетта», 2003 г.