Пояснительная записка
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Рубцовская общеобразовательная школа – интернат №2»
Предмет
профессионально – трудовое обучение
(Швейное дело)
Класс
9 класс
Количество учащихся
6 чел.
Данный материал для итоговой аттестации разработала:
учитель высшей квалификационной категории Попова Ольга Александровна
2018
Цель итоговой аттестации по трудовому обучению (швейное дело)
2017-2018 учебный год:
Задачи итоговой аттестации:
1. Определить уровень сформированности доступных учащимися технических и технологических знаний.
2. Определить уровень развития у учащихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться в производственном задании.
3. Оценивать уровень обученности школьников профессиональным приемам труда по профилю швейное дело.
4. Определить уровень воспитанности у учащихся устойчивого положительного отношения к труду.
Содержание билетов итоговой аттестации по профессионально - трудовому обучению включает в себя образовательный минимум, определяемый программой «Швейное дело», учитывая требования к уровню подготовки выпускников. Билеты содержат три вопроса, два из которых теоретические, третий вопрос – практическая работа (с использованием технологической карты).
Билеты итоговой аттестации по профессионально-трудовому обучению составлены согласно программе по трудовому обучению «Швейное дело» для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида, допущенной Министерством образования РФ: Сб.1.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2012; рекомендациям о порядке проведения итоговой аттестации по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IIIV вида (для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья), напечатанных в журнале «Вестник образования» № 11, 2001 года.
Итоговая аттестация по трудовому обучению выпускников 9 класса проводится в форме практической аттестационной работы и устных ответов по билетам.
Содержание первого и второго вопросов каждого билета позволяет выявить уровень сформированности понятийного аппарата, а так же уровень сформированности предметных ЗУН учащихся и знаний техники безопасности. Третий вопрос в билетах выявляет уровень развития умений переносить теоретический материал в практическую деятельность.
Для выполнения практической работы каждый аттестуемый получает технологическую карту, образец-эталон; готовый крой для выполнения данного задания, инструменты, приспособления, необходимые для выполнения практической аттестационной работы учащийся выбирает самостоятельно.
На основе выполненной практической работы проводится собеседование. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы. На выполнение практической аттестационной работы отводится 2-3 часа (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).
В связи с неоднородностью контингента учащихся обучение по профессионально-трудовому обучению (профиль «Швейное дело») проводится дифференцированно с учетом степени основного и сопутствующих дефектов.
Показатели качества образования выпускников 9 классов:
Предметная составляющая
Учащиеся должны знать:
понятие о видах информации, ее значение в жизни человека;
понятие себестоимости продукции;
правила гигиены и безопасности труда;
требования, предъявляемые профессией к человеку, правила выбора профессии;
терминологию работ по профилю;
значение материалов в жизни человека;
свойства материалов;
классификацию материалов, их получение, свойства, применение;
правила организации рабочего места
технологические сведения об оборудовании и инструменте.
Деятельностно-коммуникативная составляющая
Учащиеся должны уметь:
использовать различные виды информации;
пользоваться основными правами и выполнять обязанности;
использовать технологии, не нарушающие экологическое равновесие;
обеспечивать безопасность своего труда;
адекватно оценивать профессиональные возможности;
владеть приемами работы ручным инструментом;
различать материалы;
применять терминологию работ по профилю;
организовывать рабочее место;
анализировать, планировать деятельность, оценивать качество работ.
Ценностно-ориентационная составляющая
Учащиеся должны уметь:
осуществлять самооценку уровня своей подготовки в целях профессионального самоопределения;
строить свои отношения на основе уважения и признания уникальности каждого человека;
воспринимать индивидуальный и коллективный труд как ценность;
отвечать за результат труда;
осознавать значение информации в жизни человека
Критерии оценивания ответа выпускника на итоговой аттестации
Итоговая отметка выпускника на итоговой аттестации выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.
оценка | Устный ответ | Практическая работа |
«5» | Ученик полностью излагает изученный материал в объеме программы по швейному делу: умеет использовать таблицы, схемы; понимает и объясняет терминологию предмета; самостоятельно выстраивает ответ. | Ученик умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и аккуратно выполняет операции на швейной машине. |
«4» | Ученик воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе: | Ученик последовательно выполняет практическую работу, соблюдает правила ТБ, но допускает 1-2 неточности: |
«3» | Ученик обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью: | Ученик последовательно выполняет практическую работу, соблюдает правила ТБ, но допускает 3-4 ошибки при выполнении, неточности при обработке: |
«2» | Ответ выявляет грубые ошибки, непонимание и несоответствие содержанию программы швейного дела. | Практическая работа не выполнена. |
«1» | Полное отсутствие знаний на все вопросы билета. | Практическая работа не выполнена. |
Билеты итоговой аттестации «Швейное дело»
Билет № 1
Ткань: ширина, кромка, долевой и поперечный срезы.
Ночная сорочка: мерки для построения чертежа, название деталей и контурных линий.
Пошив повязки дежурного.
Билет № 2
1. Хлопчатобумажные волокна и ткани: получение, свойства, назначение, уход.
2. Юбка прямая: мерки для построения чертежа, название деталей и контурных линий.
3. Пошив по готовому крою фартука на поясе М 1:4
Билет № 3
Натуральные шелковые волокна и ткани: получение, свойства, назначение, уход.
Ручные стежки: виды, назначение. Правила выполнения смёточного стежка.
Пошив по готовому крою наволочки с клапаном М 1:4
Билет № 4
Натуральные ткани: получение, свойства, назначение, уход.
Машинная игла: виды, назначение, устройство, правила установки.
Пошив по готовому крою хозяйственной сумки.
Билет № 5
Шерстяные волокна и ткань: получение, свойства, назначение, уход.
Обтачки: виды, назначение. Последовательность выполнения подкройной обтачки.
Пошив по готовому крою фартука с нагрудником М 1:4
Билет № 6
Классификация тканей по волокнистому составу.
Блузка без рукавов: мерки для построения чертежа, названия деталей изделия и контурных линий.
Пошив по готовому крою юбки «полусолнце» М 1:4.
Билет № 7
Льняное волокно и ткань: получение, свойства, назначение, уход.
Бытовая швейная машина с электрическим приводом: назначение, основные механизмы, заправка верхней и нижней нитей. Правила безопасной работы.
Пошив по готовому крою прямой юбки М 1:4.
Билет № 8
Синтетические волокна и ткани: получение, свойства, назначение, уход.
Соединительные машинные швы: виды, назначение. Правила выполнения стачного шва.
Пошив по готовому крою блузки без рукавов и воротника М 1:4.
Билет № 9
Ткани химического происхождения: получение, свойства, назначение, уход.
Рабочий и холостой ход швейной машины: назначение, установка. Правила безопасной работы.
Пошив по готовому крою пижамных брюк М 1:4
Билет № 10
Ткани для пошива юбок: виды, свойства, уход.
Пижамные брюки: мерки для построения чертежа, название деталей изделия и контурных линий.
Пошив по готовому крою ночной сорочки М 1:4
Билеты для учащихся слабой подгруппы
Билет № 11
Льняная ткань: получение, свойства, назначение, уход.
Ночная сорочка: мерки для построения чертежа, названия деталей и контурных линий.
Выполнить краевые швы: в подгибку с открытым срезом и закрытым срезом на образцах.
Билет № 12
Хлопчатобумажные ткани: получение, свойства, назначение, уход.
Юбка прямая: мерки для построения чертежа, названия деталей и контурных линий.
Выполнить стачные швы в заутюжку и в разутюжку на образцах
План трудовой практики
9 классов
2017-2018 учебный год
Дата | Тема | Практическая работа |
26.05 | Ткань: кромка, долевой и поперечный срезы. | Пошив повязки дежурного |
28.05 | Хлопчатобумажные волокна и ткани: получение, свойства, назначение, уход. | Пошив повязки дежурного |
29.05 | Натуральные шелковые волокна и ткани: получение, свойства, назначение, уход. | Пошив по готовому крою фартука на поясе |
30.05 | Натуральные ткани: получение, свойства, назначение, уход. | Пошив по готовому крою фартука на поясе |
31.05 | Натуральные ткани: получение, свойства, назначение, уход. | Пошив по готовому крою наволочки с клапаном |
01.06 | Шерстяное волокно и ткань: получение, свойства, назначение, уход. | Пошив по готовому крою наволочки с клапаном |
02.06 | Классификация тканей по волокнистому составу. | Пошив по готовому крою хозяйственной сумки |
04.06 | Льняное волокно и ткань: получение, свойства, назначение, уход. | Пошив по готовому крою хозяйственной сумки |
05.06 | Синтетические волокна и ткани: получение, свойства, назначение, уход. | Пошив по готовому крою фартука с нагрудником |
06.06 | Ткани химического производства: получение, свойства, назначение, уход. | Пошив по готовому крою фартука с нагрудником |
07.06 | Ткани для пошива юбок. | Пошив по готовому крою юбки «полусолнце» М 1:2 |
08.06 | Ночная сорочка: мерки для построения чертежа, название деталей изделия, контурные линии. | Пошив по готовому крою юбки «полусолнце» М 1: 2 |
09.06 | Юбка прямая: мерки для построения чертежа, название деталей изделия, контурные линии. | Пошив по готовому крою прямой юбки М 1: 2 |
13.06 | Ручные стежки: виды, назначение. Правила выполнения сметочного стежка. | Пошив по готовому крою прямой юбки М 1: 2 |
14.06 | Машинная игла: виды, назначение, устройство, правила установки. | Пошив по готовому крою блузки без рукавов и воротника М 1:2 |
15.06 | Обтачки: виды, назначение. Последовательность выполнения подкройной обтачки. | Пошив по готовому крою блузки без рукавов и воротника М 1: 2 |
16.06 | Блузка без рукавов: мерки для построения чертежа, название деталей изделия, контурные линии. | Пошив по готовому крою пижамных брюк М 1: 2 |
18.06 | Швейная машина с ножным приводом: назначение, основные механизмы, заправка верхней и нижней нити. | Пошив по готовому крою пижамных брюк М 1: 2 |
19.06 | Соединительные машинные швы: виды, назначение. Правила выполнения стачного шва. | Пошив по готовому крою ночной сорочки М 1: 2 |
20.06 | Рабочий и холостой ход швейной машины: назначение установка. Правила безопасной работы. | Пошив по готовому крою ночной сорочки М 1: 2 |
21.06 | ЭКЗАМЕН | |
Учитель: О.А.Попова