План
по самообразованию
«Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
на 2021–2022 г.г.
Воспитатель: Терентьева Наталья Александровна
Краснотурьинск
2021 г.
Актуальность темы
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
План по самообразованию
Период работы: 2021-2022гг.
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Цель:
1. Повысить свой профессиональный уровень
2. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования
3. Изучить методическую литературу по данной теме
4. Пополнять экологический уголок
Задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
5. Создание картотеки экспериментов и опытов
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прйдти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
· Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
· Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
· Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
· Проявляют интерес к познавательной литературе;
· Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
· Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
· Применяют свои знания в жизни.
Оснащение детской лаборатории:
· Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
· Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
· Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
· Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
· Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, наждачная;
· Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
· Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
· Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки, нитки.
Ожидаемые результаты:
– Систематизация материала по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста по средствам экспериментирования.
– Проведя работу по данному направлению, методом наблюдения и оценки качества выполненных работ, планируется проанализировать данные.
– Проанализировав данные, выявить степень заинтересованности детей в работе с предложенными экспериментами. На основе сделанных выводов спланировать дальнейшую работу по данной теме.
План работы на 2021-2022 гг.
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы. |
Работа с детьми | Октябрь | Познакомить детей со свойствами песка, глины и камней, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с песком, глиной и камнями. |
Ноябрь | Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов: Закреплять умение работать с прозрачной стеклянной посудой: стеклянными стаканчиками, палочками; Закреплять умение работать с незнакомыми растворами, соблюдать при этом необходимые меры безопасности. | Экспериментирование с водой |
Декабрь | Расширение представлений о снеге и его свойствах, о зимних явлениях. Познакомиться со льдом и его свойствами (гладкий, прозрачный, холодный, твердый). Учиться устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Экспериментирование со льдом и снегом. |
Январь | Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов; умение делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. | Экспериментирование с магнитом |
Февраль | Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с воздухом. |
Март | Расширение, формирование и закрепление основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с бумагой. |
Апрель | Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование с растениями и почвой. |
| Май | Формирование представлений о соли, о её свойствах и о происхождении этого минерала, формах существования в природе. Учить детей проводить опыты и эксперименты с солью. Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов. | Экспериментирование солью. |
Работа с семьёй | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Ребенок- исследователь в детском саду» | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Декабрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. |
Январь | Консультация для родителей на тему «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование». | Газета для любознательных родителей. |
Март | Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» | День открытых дверей. |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи». |
Самореа -лизация | Сентябрь | Разработка плана по теме самообразования. | План по самообразованию |
| Сентябрь-ноябрь | Сбор необходимого инвентаря и оборудования | Оформление уголка мини-лаборатории и оснащение ее необходимым материалом. |
| Сентябрь-декабрь | Поиск интересной информации о явлениях природы | Папка-передвижка для родителей и детей. |
| Сентябрь-декабрь | Подготовка консультаций для родителей | Материалы консультаций. |
| Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. |
|
Октябрь-май | Проведение опытов и экспериментирования с детьми | Зарисовка детьми схем опытов. |
Февраль | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Выступление на педагогическом совете. |
Май | Анализ работы по самообразованию | Прогноз на будущее |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
| | | | |
Список литературы
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
2. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
6. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
8. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.