Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 12 «Колокольчик»
План
самообразования
2019-2020 учебный год
Воспитатели :Какурина Е.Н.;Степанова Е.В.
План по самообразованию воспитателей группы №2 «Сказка» : «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
ТЕМА: «Развитие речи детей 2 младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»
2019-2020 учебный год
Этап работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: сентябрь 2019 г.
Месяц окончания работы: май 2020 г.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1.Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4.Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
Актуальность:
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
Из опыта работы в группе раннего возраста ,где речь некоторых детей только формируется ,у других уже активна, почему так происходит? Нас заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратились к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Мы выбрали тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни наших воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
План работы 2019- 2020 уч.г.
Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.) | |
Работа с детьми |
Сенябрь2019 Октябрь2019 В течении года Ноябрь2019 Декабрь2019 В течении года Февраль2020 Март 2020 Апрель2020 Май 2020г | Изучение методической литературы по данной теме. Подготовить консультацию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста». Чтение рассказов, стихотворений, потешек при помощи пальчиков (показ воспитателя) Пополнение картотеки пальчиковых игр и упражнений (пальчиковый театр Разучивание новых пальчиковых игр Повторение выученных пальчиковых игр ,заучивание новых Полезные советы: «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Разучивание новых пальчиковых игр под музыкальное сопровождение Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. | Текстовой материал Подборка игр и дидактических пособий Текстовый материал Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Текстовый материал Текстовый материал Презентация на родительском собрании Выставка рисунков | Октябрь 1.Заучивание пальчиковой игры «Замок». 2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки». 3.Обучение детей игре «Шнуровка». 4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». 5.Настольная игра «Мозаика». 6.Игра «Я катаю мой орех». 7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Ноябрь 1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста». 2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки». 3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок». 4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», 5.Настольная игра «Найди фигуре место». 6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий –шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Декабрь 1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек». 2.Игры на одевание и раздевание кукол. 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка». 4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик». 5 Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы). Январь 1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок». 2 Игры на выкладывание простых узоров из веревочки (по карточкам образцам). 3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком) 4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка». 5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). Февраль 1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение игры «Капуста» 2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 3 Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка». 4.Игры на выкладывания фигурок животных из геометрических фигур. 5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества», «8 Марта». Март 1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста», «Пирожки». 2 Игра «Шаловливый котенок» сматывание ниток в клубок . 3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья» 4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок». 5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками). Апрель 1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр. 2.Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО. 3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки». 5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д. Май 1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!». 2 Инсценирование руками стих-я «Голуби». 3 Развивать умение детей выкладывать узоры с помощью веревочки. 4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию). 5 Изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша». 6 Cпособ обрывания по нарисованным линиям (полоски, треугольники, квадраты). |
Работа с родителями |
| В течении года Апрель2020 В течении года Май 2020 | Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе Чему мы научились Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования Мастер – класс для родителей «Волшебные рисунки» | Презентация на родительском собрании Выставка детских рисунков | |
Список использованных источников:
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003;
Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002;
Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010;
Крупенчук О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005
Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». -М.: Творческий центр Сфера, 2009.
Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008
Интернет ресурсы
Самообразование Работа с детьми:
Октябрь.
1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».
2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».
3.Обучение детей игре «Шнуровка».
4.Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».
5.Настольная игра «Мозаика».
6.Игра «Я катаю мой орех».
7.Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий –
шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Ноябрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Капуста».
2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».
3.Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль»,
«Стол», «Стул», «Замок».
4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат»,
5.Настольная игра «Найди фигуре место».
6.Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий –
шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Декабрь
1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки», «Человечек».
2.Игры на одевание и раздевание кукол.
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».
4.Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».
5 Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).
Январь
1.Разучивание пальчиковых игр «Карандаш», «Орехи», «Дорожка».
Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».
2 Игры на выкладывание простых узоров из веревочки (по
карточкам образцам).
3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки»
или пальчиком)
4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».
5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
Февраль
1.Заучивание пальчиковой игры «Лапки-царапки», повторение
игры «Капуста»
2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой
линии).
3 Пальчиковая игра «Апельсин», «Шнуровка».
4.Игры на выкладывания фигурок животных из геометрических
фигур.
5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников
Отечества», «8 Марта».
Март
1.Закрепление пальчиковых игр «Лапки-царапки», «Капуста»,
«Пирожки».
2 Игра «Шаловливый котенок» сматывание ниток в клубок .
3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»
4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».
5.Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации» Пальчиковая игра
«Котенок» (с прищепками).
Апрель
1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение
знакомых игр.
2.Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки,
для комбинированных работ по ИЗО.
3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».
5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул»,
«Кровать», «Телевизор» и т.д.
Май
1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение
«Замок», «Капуста», «Спокойного сна!».
2 Инсценирование руками стих-я «Голуби».
3 Развивать умение детей выкладывать узоры с помощью
веревочки.
4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).
5 Изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки»,
«Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».
6 Cпособ обрывания по нарисованным линиям (полоски,
треугольники, квадраты).