СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План подготовки к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План подготовки к ОГЭ по русскому языку с диагностической картой. 

Просмотр содержимого документа
«План подготовки к ОГЭ»


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза П.И. Захарова с. Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области
















План подготовки к ГИА

по русскому языка











Учитель: Фомина А.А.


















2020-2021 уч.год


Пояснительная записка


Данная рабочая программа по подготовке к ОГЭ для 9 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ с.Троицкое. На изучение данного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю)

Цели и задачи курса

Цель изучения курса:

  • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;

  • обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи курса:

  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

• анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

• анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

• анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

• тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

• создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

• редактирование собственного текста;

• применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

• соблюдение в практике письма основных норм языка;

• использование в практике основных приёмов информационной переработке устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Планируемые результаты

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

I) владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому  языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;

  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;

  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;

  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;

  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.



Содержание курса.

Подготовка к написанию изложения (6 ч)

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)

1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)

2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)

3.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)

4. Орфографический анализ. Безударные гласные в корне. Правописание чередующихся гласных в корне. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

5. Анализ содержания текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)

6.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)

7.Лексический анализ. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. метафора,сравнение. (Задание 8.)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 7 ч

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

Контроль знаний-4 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.



План по подготовке к ГИА


Сроки

Вид деятельности (разделы)

Мероприятия

сентябрь

Организационные вопросы

Составление графика консультаций.

Подборка информационных ресурсов для подготовки к ГИА.


Работа с учащимися

Информирование по вопросам ОГЭ:

- инструктирование обучающихся;

- демоверсии КИМов 2021;

- планируемые изменения в КИМах 2021;

- интернет ресурсы

Работа с родителями

Инд. консультации (родит. собран) по ознакомлению с информационными ресурсами по подготовке к ГИА.

октябрь

Организационные вопросы

Подготовка сменных информационных стендов «ГИА - 2021» для обучающихся и их родителей (законных представителей) в ОО и предметных кабинетах.

Работа с учащимися

Административная контрольная работа по русскому языку (входной контроль).1

Работа с родителями

Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ

ноябрь

Организационные вопросы

Обновление сменных информационных стендов «ГИА - 2021» для обучающихся и их родителей (законных представителей) в предметных кабинетах

Работа с учащимися

1.Организация работы с заданиями различной сложности (на дополнительных занятиях по русскому языку).

2. Работа с бланками: типичные ошибки в заполнении бланков.

3. Пробный экзамен по русскому языку.


Работа с родителями

Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ.

декабрь

Организационные вопросы

Подготовка заданий с различной сложности.

Работа с учащимися

1.Организация работы с заданиями различной сложности (на дополнительных занятиях по всем предметам, вынесенным на ОГЭ).

2.Организация коррекционной работы с обучающимися по результатам пробных экзаменов.

3. Административная контрольная работа по русскому языку (промежуточный контроль).

4. Административная контрольная работа: проверка смыслового чтения.

Работа с родителями

1.Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ГИА.

2.Родительское собрание:

- ознакомление с нормативно-правовой документацией, регламентирующей проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;

- анализ пробных экзаменов;

- сроки проведения пробных экзаменов в форме ОГЭ (2 полугодие)

январь

Организационные вопросы

Подготовка материалов для проведения пробных экзаменов по русскому языку.

Работа с учащимися

1. Индивидуальное консультирование обучающихся.

2.Работа по заполнению бланков.

3.Проведение пробного устного собеседования по русскому языку в 9 классе

Работа с родителями

1.Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ.

февраль

Организационные вопросы

Обновление сменного информационного стенда «ГИА - 2021» для обучающихся и их родителей (законных представителей)

Работа с учащимися

1.Проведение пробных экзаменов по русскому языку.

2. Индивидуальное консультирование обучающихся.

3. Работа по заполнению бланков: анализ ошибок.

Работа с родителями

Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ.

март

Организационные вопросы

Подготовка материалов для проведения пробного ОГЭ, ГВЭ по русскому языку

Работа с учащимися

1. Индивидуальное консультирование обучающихся.

2.Организация работы с заданиями различной сложности (на дополнительных занятиях по русскому языку).

3.Работа по заполнению бланков.

Работа с родителями

1.Информирование родителей о результатах пробных экзаменов по русскому языку.

2. Родительское собрание «Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования»:

-ознакомление родителей с нормативно-правовой документацией, регламентирующей проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования;

- анализ пробных экзаменов

апрель

Организационные вопросы

Обновление сменного информационного стенда «Основной государственный экзамен - 2021» для обучающихся и родителей

Работа с учащимися

1.Пробный ОГЭ по русскому языку.

2.Индивидуальное консультирование обучающихся.

3.Организация работы с заданиями различной сложности (на дополнительных занятиях по русскому языку).

4.Работа по заполнению бланков.

Работа с родителями

Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ.

май

Организационные вопросы

Обновление сменного информационного стенда «Основной государственный экзамен - 2021» для обучающихся и их родителей (законных представителей)

Работа с учащимися

1.Организация работы с заданиями различной сложности (на дополнительных занятиях по русскому языку).

2.Коррекционная работа с обучающимися по ликвидации выявленных пробелов.

3.Работа по заполнению бланков.

Работа с родителями

Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ.

июнь

Работа с учащимися

Индивидуальное консультирование обучающихся.

Организация коррекционной работы


Работа с родителями

Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам пересдачи ОГЭ.











Календарно-тематическое планирование

п\п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт


1-2

Подготовка к написанию изложения. 6 ч.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

2



3

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

1



4

Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

1



5

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1



6

Сжатое изложение.

1



7-8

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 16 ч.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)

2



9-10

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)

2



11-12

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)

2



13-14

Чередующиеся гласные в корне. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

2



15-16

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)

2



17-18

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)

2



19-20

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8.)

2



21-23

Выполнение заданий 2-8.

3



24

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 7 ч.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

1



25

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

1



26

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

1



27

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

(Задание 9.1)

1



28

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 9.2)

1



29

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 9.3)

1



30

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1



31-34

Контроль знаний. 4 ч. Пробный экзамен в формате ОГЭ

4





























Справочник информационных ресурсов по подготовке к ГИА по русскому языка

Электронные:
1) Г. Т. Егораева (издательство "Экзамен"). 10 вариантов - https://vk.com/wall-174100696_3307
2) Г. Т. Егораева (издательство "Экзамен"). 36 вариантов - https://vk.com/wall-174100696_3508
3) Л. Н. Халяпина. Теоретический материал для выполнения заданий ОГЭ первой части - https://vk.com/wall-174100696_3421
4) С. В. Драбкина, Д. И. Субботин (издательство "Интеллект-Центр"). Готовимся к итоговой аттестации - https://vk.com/wall-174100696_3445
5) И. П. Цыбулько (издательство "Национальное образование"). Отличный результат - https://vk.com/wall-174100696_3469
6) А. Г. Нарушевич. Работа над сочинением - https://vk.com/wall-174100696_3543

7)ОГЭ-2021онлайн по русскому языку: задания, ответы, решения- https://rus-oge.sdamgia.ru/test?id=6719228

8) fipi.ru  — портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ОГЭ

9) gia.edu.ru/ — Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы,   нормативные документы.


10) reshuoge.ru — образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам



Бумажные:

1.Драбкина, Субботин: ОГЭ 2021 Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации: учебно-методическое пособие-Интеллект-Центр,2021

2.Сенина Н.А. Русский язык. ОГЭ-2021. 9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие –Ростов н/Д: Легион, 2020

3. Эффективная подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сочинением. Нарушевич А.Г. (2020, 40с.)

4. ОГЭ 2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. под ред. И.Цыбулько. 2021















Диагностическая карта

№ задания

КИМ

(по спецификации)

Проверяемые элементы

содержания/виды

деятельности

ФИО

Вариант №



























Заданий 1. Сжатое изложение.

Изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)



























Задание 2. Синтаксический анализ. Предложение. Грамматическая основа. Виды предложений.

Синтаксический анализ предложения. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.



























Задание 3. Пунктуационный анализ: применение правил постановки знаков препинания.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении



























Задание 4. Синтаксический анализ: словосочетание.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.



























Задание 5. Орфографический анализ: поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами.

Чередующиеся гласные в корне. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.



























Задание 6. Анализ содержания текста.

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос



























Задание 7. Средства речевой выразительности.

Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности



























Задание 8. Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте.



























Задание 9. Сочинение-рассуждение.


Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи










































Журнал консультирования родителей (законных представителей)

по вопросам ОГЭ

Дата

Тема консультаций

Консультируемые

Подпись в получении консультации


































































































1 Курсивом указаны мероприятия, входящие в график контроля.