государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского союза П.И. Захарова с. Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области
План подготовки к ГИА
по русскому языка
Учитель: Фомина А.А.
2020-2021 уч.год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по подготовке к ОГЭ для 9 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с учебным планом ГБОУ СОШ с.Троицкое. На изучение данного курса отводится 34 часа в год (1 час в неделю)
Цели и задачи курса
Цель изучения курса:
формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачи курса:
формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
• анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
• анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
• анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
• тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
• создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
• редактирование собственного текста;
• применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
• соблюдение в практике письма основных норм языка;
• использование в практике основных приёмов информационной переработке устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
I) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
3) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса.
Подготовка к написанию изложения (6 ч)
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.
4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч)
1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)
2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)
3.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)
4. Орфографический анализ. Безударные гласные в корне. Правописание чередующихся гласных в корне. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)
5. Анализ содержания текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)
6.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)
7.Лексический анализ. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. метафора,сравнение. (Задание 8.)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 7 ч
1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний-4 ч
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
План по подготовке к ГИА
Сроки | Вид деятельности (разделы) | Мероприятия |
сентябрь | Организационные вопросы | Составление графика консультаций. Подборка информационных ресурсов для подготовки к ГИА. |
Работа с учащимися | Информирование по вопросам ОГЭ: - инструктирование обучающихся; - демоверсии КИМов 2021; - планируемые изменения в КИМах 2021; - интернет ресурсы |
Работа с родителями | Инд. консультации (родит. собран) по ознакомлению с информационными ресурсами по подготовке к ГИА. |
октябрь | Организационные вопросы | Подготовка сменных информационных стендов «ГИА - 2021» для обучающихся и их родителей (законных представителей) в ОО и предметных кабинетах. |
Работа с учащимися | Административная контрольная работа по русскому языку (входной контроль).1 |
Работа с родителями | Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ |
ноябрь | Организационные вопросы | Обновление сменных информационных стендов «ГИА - 2021» для обучающихся и их родителей (законных представителей) в предметных кабинетах |
Работа с учащимися | 1.Организация работы с заданиями различной сложности (на дополнительных занятиях по русскому языку). 2. Работа с бланками: типичные ошибки в заполнении бланков. 3. Пробный экзамен по русскому языку. |
Работа с родителями | Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ. |
декабрь | Организационные вопросы | Подготовка заданий с различной сложности. |
Работа с учащимися | 1.Организация работы с заданиями различной сложности (на дополнительных занятиях по всем предметам, вынесенным на ОГЭ). 2.Организация коррекционной работы с обучающимися по результатам пробных экзаменов. 3. Административная контрольная работа по русскому языку (промежуточный контроль). 4. Административная контрольная работа: проверка смыслового чтения. |
Работа с родителями | 1.Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ГИА. 2.Родительское собрание: - ознакомление с нормативно-правовой документацией, регламентирующей проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования; - анализ пробных экзаменов; - сроки проведения пробных экзаменов в форме ОГЭ (2 полугодие) |
январь | Организационные вопросы | Подготовка материалов для проведения пробных экзаменов по русскому языку. |
Работа с учащимися | 1. Индивидуальное консультирование обучающихся. 2.Работа по заполнению бланков. 3.Проведение пробного устного собеседования по русскому языку в 9 классе |
Работа с родителями | 1.Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ. |
февраль | Организационные вопросы | Обновление сменного информационного стенда «ГИА - 2021» для обучающихся и их родителей (законных представителей) |
Работа с учащимися | 1.Проведение пробных экзаменов по русскому языку. 2. Индивидуальное консультирование обучающихся. 3. Работа по заполнению бланков: анализ ошибок. |
Работа с родителями | Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ. |
март | Организационные вопросы | Подготовка материалов для проведения пробного ОГЭ, ГВЭ по русскому языку |
Работа с учащимися | 1. Индивидуальное консультирование обучающихся. 2.Организация работы с заданиями различной сложности (на дополнительных занятиях по русскому языку). 3.Работа по заполнению бланков. |
Работа с родителями | 1.Информирование родителей о результатах пробных экзаменов по русскому языку. 2. Родительское собрание «Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования»: -ознакомление родителей с нормативно-правовой документацией, регламентирующей проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования; - анализ пробных экзаменов |
апрель | Организационные вопросы | Обновление сменного информационного стенда «Основной государственный экзамен - 2021» для обучающихся и родителей |
Работа с учащимися | 1.Пробный ОГЭ по русскому языку. 2.Индивидуальное консультирование обучающихся. 3.Организация работы с заданиями различной сложности (на дополнительных занятиях по русскому языку). 4.Работа по заполнению бланков. |
Работа с родителями | Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ. |
май | Организационные вопросы | Обновление сменного информационного стенда «Основной государственный экзамен - 2021» для обучающихся и их родителей (законных представителей) |
Работа с учащимися | 1.Организация работы с заданиями различной сложности (на дополнительных занятиях по русскому языку). 2.Коррекционная работа с обучающимися по ликвидации выявленных пробелов. 3.Работа по заполнению бланков. |
Работа с родителями | Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам ОГЭ. |
июнь | Работа с учащимися | Индивидуальное консультирование обучающихся. Организация коррекционной работы |
| Работа с родителями | Индивидуальное информирование и консультирование родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам пересдачи ОГЭ. |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1-2 | Подготовка к написанию изложения. 6 ч. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. | 2 | | |
3 | Композиция, логическая, грамматическая структура текста | 1 | | |
4 | Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. | 1 | | |
5 | Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. | 1 | | |
6 | Сжатое изложение. | 1 | | |
7-8 | Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 16 ч. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.) | 2 | | |
9-10 | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.) | 2 | | |
11-12 | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.) | 2 | | |
13-14 | Чередующиеся гласные в корне. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.) | 2 | | |
15-16 | Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6) | 2 | | |
17-18 | Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.) | 2 | | |
19-20 | Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8.) | 2 | | |
21-23 | Выполнение заданий 2-8. | 3 | | |
24 | Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 7 ч. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. | 1 | | |
25 | Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. | 1 | | |
26 | Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. | 1 | | |
27 | Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 9.1) | 1 | | |
28 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2) | 1 | | |
29 | Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3) | 1 | | |
30 | Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. | 1 | | |
31-34 | Контроль знаний. 4 ч. Пробный экзамен в формате ОГЭ | 4 | | |
Справочник информационных ресурсов по подготовке к ГИА по русскому языка
Электронные:
1) Г. Т. Егораева (издательство "Экзамен"). 10 вариантов - https://vk.com/wall-174100696_3307
2) Г. Т. Егораева (издательство "Экзамен"). 36 вариантов - https://vk.com/wall-174100696_3508
3) Л. Н. Халяпина. Теоретический материал для выполнения заданий ОГЭ первой части - https://vk.com/wall-174100696_3421
4) С. В. Драбкина, Д. И. Субботин (издательство "Интеллект-Центр"). Готовимся к итоговой аттестации - https://vk.com/wall-174100696_3445
5) И. П. Цыбулько (издательство "Национальное образование"). Отличный результат - https://vk.com/wall-174100696_3469
6) А. Г. Нарушевич. Работа над сочинением - https://vk.com/wall-174100696_3543
7)ОГЭ-2021онлайн по русскому языку: задания, ответы, решения- https://rus-oge.sdamgia.ru/test?id=6719228
8) fipi.ru — портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный открытый банк заданий, а также демоверсии заданий ОГЭ
9) gia.edu.ru/ — Официальный портал Государственной итоговой аттестации, содержит общую информацию о ГИА, экзаменационные материалы, нормативные документы.
10) reshuoge.ru — образовательный портал для подготовки к ГИА по 14 предметам! Онлайн тесты и подробное пояснение к задачам и вопросам
Бумажные:
1.Драбкина, Субботин: ОГЭ 2021 Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации: учебно-методическое пособие-Интеллект-Центр,2021
2.Сенина Н.А. Русский язык. ОГЭ-2021. 9-й класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие –Ростов н/Д: Легион, 2020
3. Эффективная подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сочинением. Нарушевич А.Г. (2020, 40с.)
4. ОГЭ 2021. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов. под ред. И.Цыбулько. 2021
Диагностическая карта |
№ задания КИМ (по спецификации) | Проверяемые элементы содержания/виды деятельности | ФИО |
Вариант № |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Заданий 1. Сжатое изложение. | Изложение. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 2. Синтаксический анализ. Предложение. Грамматическая основа. Виды предложений. | Синтаксический анализ предложения. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 3. Пунктуационный анализ: применение правил постановки знаков препинания. | Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 4. Синтаксический анализ: словосочетание. | Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 5. Орфографический анализ: поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами. | Чередующиеся гласные в корне. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 6. Анализ содержания текста. | Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 7. Средства речевой выразительности. | Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 8. Лексическое значение слова. | Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Задание 9. Сочинение-рассуждение. | Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Журнал консультирования родителей (законных представителей)
по вопросам ОГЭ
Дата | Тема консультаций | Консультируемые | Подпись в получении консультации |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
1 Курсивом указаны мероприятия, входящие в график контроля.