План работы по
подготовке обучающихся 9 –х классов
к государственной итоговой аттестации по русскому языку в 2017-18уч. году.
Автор: Ковалева Ю.В., учитель русского языка и литературы.
Пояснительная записка.
План составлен в соответствии с требованиями федерального стандарта общего образования и Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
(в ред. Приказов Минобразования РФ от 16.03.2001 N 1022, от 25.06.2002 N 2398, от 21.01.2003 N 135). Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в образовательную программу.
Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют:
лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
языковую компетенцию, т. е. практическое владение русским языком, словарем и грамматическим строем; соблюдение языковых норм;
коммуникативную компетенцию, т. е. владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Анализ экзаменационных работ показывает, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе. Необходимо пересмотреть формы контроля знаний и умений обучающихся. Традиционный диктант теряет свою значимость. Оптимальной формой контроля может стать тест, комплексная работа с текстом, творческое сочинение на лингвистическую тему.
Целесообразно знакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволяет избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. В процессе подготовки можно предложить учащимся проанализировать варианты экзаменационных работ, выполненных девятиклассниками в предыдущем учебном году, причем допущенные ошибки вынести на поля, но в тексте не пометить. В ходе такой работы возникает понимание того, как правильно писать, на что нужно обратить внимание. Данный аналитический подход будет полезен как ученику, так и учителю. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста. Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности, как конспектирование, реферирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что обучающиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками. Названные аспекты были учтены при планировании по подготовке к ГИА по русскому языку в 9-х классах.
Нормативные документы:
1.Письмо Рособрнадзора от 11 октября 2011 г. N 02-120 "Об участии в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в условиях построения ОСОКО в 2012 году" Письмо от 8 декабря 2011 г. n 10-500
Письмо от 16 января 2009 г. N 03-09/07 "Об использовании в 2008/2009 учебном году нормативных документов и методических рекомендаций при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с участием территориальных экзаменационных комиссий"
Приказ Министерства образования и науки от 3 декабря 1999 г. N 1075 "Об утверждении положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации"
Приказ от 16 марта 2001 г. N 1022 "О внесении дополнений в положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации"
Приказ от 21 января 2003 г. N 135 "О внесении изменений и дополнений в положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX И XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации"
Приказ №1175 от 27.12.2011 "Об организации государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2012 году"
Приказ №99 от 10.02.2012 "Об утверждении общеобразовательных учреждений-пунктов проведения экзаменов и персонального состава их руководителей для обеспечения проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, в том числе с участием Региональной экзаменационной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Приказ №100 от 10.02.2012 "О подготовке программного комплекса автоматизтрованной информационной системы "Г(И)А" для подготовки и обработки материалов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме в 2011-2012 учебном году"
Приказ №116 от 13.02.2012 "Об утверждении перечня мест регистрации заявлений на сдачу экзаменов в новой форме в период государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений и порядка их регистрации в 2012 году"
Приказ №197 от 05.03.2012 "Об утверждении сроков проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования в традиционной форме в 2012 году"
Приказ №207 06.03.2012 от "Об организации информирования участников образовательного процесса и общественности по вопросам проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в 2012 году"
План работы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в IX классе
№ п\п | Содержание работы | Сроки | Ответственный | |
1 | Составление списков обучающихся для консультаций. | сентябрь | | |
2 | Ознакомление обучающихся 9-х классов графиком консультаций. | сентябрь | | |
3 | Проведение входной контрольной работы в форме теста с творческим заданием. | В течение года | | |
4 | Обеспечение обучающихся государственной (итоговой) аттестации в IX классе учебно-тренировочными материалами, обучающими программами, методическими пособиями, информационными материалами. | Сентябрь - октябрь | | |
5 | Ознакомление с результатами ГИА по новой форме в IX классе прошлого года, типичными ошибками. | Сентябрь- ноябрь | | |
6 | Индивидуальные консультации для учащихся и их родителей по вопросам подготовки и проведения ГИА по новой форме в IX классе и по подготовке и проведению итоговой аттестации. | В течение года | | |
7 | Проведение промежуточной контрольной работы в форме теста с творческим заданием. | Декабрь | | |
8 | Индивидуальные беседы с обучающимися и их родителями | По мере необходимости. | | |
9 | Участие в компьютерном и дистанционном тестировании, в дистанционных курсах и олимпиадах. | В течение года | | |
10 | Оформление уголка в кабинете «Готовимся к экзаменам!» | Первое полугодие | | |
11 | Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам подготовки и проведения ГИА в IX классе. | Ежемесячно | | |
12 | Работа с пробными репетиционными работами. | Ежемесячно | | |
13 | Ознакомление родителей и обучающихся с результатами пробных репетиционных работ в рамках школы | Ежемесячно | | |
14 | Проведение пробных экзаменов. | В течение года | | |
15 | Планирование уроков с учетом содержания заданий экзаменационных материалов. | Октябрь | | |
16 | Работа с обучающимися по психологической подготовке к экзаменам. | Январь- май | | |
17 | Проведение смотра знаний обучающихся по русскому языку. | Апрель | | |
18 | Выступление на родительских собраниях с результатами мониторинга. | В течение года | | |
19 | Проведение индивидуальных консультаций. | Ежемесячно | | |
24 | Консультации по подготовке к экзаменам по графику. | Март- апрель | | |
Литература.
1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".
2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".
3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".
6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.
7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать
с книгой. М., 1995.
8. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2008.
9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2008.
10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.