СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для классного руководителя выпускного 9 класса. Ориенттирован на профориентацию.

Просмотр содержимого документа
«План работы классного руководителя»








План воспитательной работы на 2017 год

Классного руководителя

9 «б» класса











Составитель:

Учитель Е. А. Горбенко





























2017 г.





Пояснительная записка



План воспитательной работы по профориентации в 9 классе составлена на основе следующих документов:

  • Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  • Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Приказ УОиН Липецкой области от 15.04.2016 г. № 386 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2016/2017 учебный год».

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2016-2017 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года.

  • О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499.


Общеизвестно, что 9 класс является сенситивным периодом для развития общения, рефлексии, самопознания. Фокус интересов подростков переносится с учебной деятельности на деятельность общения. Традиционная педагогика игнорирует этот факт и пытается удержать учебные интересы подростков при помощи репрессивных мер. В то же время многочисленные исследования показывают, что проблемы «трудного» возраста смягчаются при организации занятий, ориентированных на самопознание подростков. Такие занятия дают реальную возможность для взрослого быть приглашенным в «заповедный мир» подростков, реальную возможность влиять на формирование личности тинэйджера.

Каждый подросток сегодня - это будущий взрослый завтра. И именно от его социально-психологической адаптированности зависит, будет ли он творческим, преуспевающим работником или безработным с массой материальных и психологических проблем. Известно, что «ноги» психологических проблем растут из детства.

В силу вышеизложенного, представляется целесообразным введение специального курса по основам предпрофильной подготовки 9-классов, как дополнительной образовательной программы.

Цикл занятий по предпрофильной подготовке лишен чрезмерной теоретической нагрузки. На каждом уроке планируется либо тестирование, либо эксперимент, либо игровая ситуация. На каждом занятии учащиеся получают конкретную информацию о своих особенностях. Программа завершается уроком-конференцией «Моя будущая профессия».

Содержание занятий предполагает последовательное расширение и углубление представлений о себе и о будущей взрослой жизни. Программа предполагает не только самопознание учащихся, но и знакомит их с основными способами самоуправления своими способностями и чувствами, ситуациями общения и конфликта.

Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, на основе программы Г. В. Резапкиной «Я и моя профессия» с дополнением из программы «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С. Н. Чистякова и «Программы занятий по профессиональной ориентации» А. П. Чернявской.



Задачи классного руководителя:


  1. Образование и интеллект:

    1. Закончить учебный год со 100 % успеваемостью;

1.2. Увеличить количество «хорошистов;

1.3. Создавать условия для успешной сдачи ОГЭ- 2017


  1. Профориентирование учащихся:

2.1.Создать условия для ответственного и оптимального выбора дальнейшего обучения;

2.2.Создать условия для оптимального выбора предметов для прохождения ОГЭ-2017;

2.3.Создать условия для широкого обзора профессий и востребованности на рынке труда .


  1. Мотивация и пропаганда здорового образа жизни:

3.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

3.2.Поддерживать условия для участия во всех спортивных мероприятиях;

3.3.Поддерживать условия для проявления у учащихся противостояния от вредных привычек.


  1. Профилактика детских правонарушений:

4.1.Поддерживать условия для проявления у детей среды, в которой они были бы заняты и отвлечены от возможности нарушения закона.

4.2.Вовлечение учеников с проблемами в обучении и поведении в активную деятельность класса и школы


  1. Общение:

5.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся культуры общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый - подросток»;

5.2.Поддерживать условия для знакомства учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений и народов.


  1. Нравственность:

6.1.Поддерживать условия для проявления у учеников христианского отношения к другим;

6.2.Поддерживать условия для проявления осознание ценности души и человеческой жизни.


  1. Досуг:

7.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся 100 % участия в мероприятиях школы;

7.2.Поддерживать условия для проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочное время;

7.3.Использовать формы внеклассной работы с учётом возрастных особенностей.


  1. Гражданин:

8.1.Поддерживать условия для проявления для проявления у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в обществе;

8.2.Поддерживать условия для проявления осознания свои прав и обязанностей.


  1. Экологическое воспитание:

9.1.Поддерживать условия для проявления у учащихся бережного отношения к окружающей среде.

9.2.Поддерживать условия для проявления ответственности за свое влияние на окружающую среду.


Реализация этих задач предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.

Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:

  • сформировать положительное отношение к труду;

  • научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

  • научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

  • научить анализировать свои  возможности  и  способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)


Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

  • Профессиональная информация.

  • Профессиональное воспитание.

План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.


Профессиональная консультация

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Формы работы могут быть следующие:

  • профориентационные уроки;

  • экскурсии;

  • классный час по профориентации;

  • встречи со специалистами;

  • профессиографические исследования;

  • родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

Данные памятки предназначены для классных руководителей в работе с учащимися по их профессиональному самоопределению.


Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:

  • анкетирование и тестирование старшеклассников;

  • консультации для школьников и их родителей;

  • профориентационные опросники;

  • профориентационные игры.

Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:

  • экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;

  • посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями (совместно с Центром занятости);

  • посещение учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей;

  • содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;

  • расположение информационных материалов по профориентации на школьном сайте.

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям региона, в котором они живут, общества в целом.

К основным  результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

Календарно-тематическое планирование

Направления


Виды деятельности

Январи

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • Единый классный час «Терроризм. Экстремизм. Ксенофобия»

  • Классный час «Я Гражданин России»

  • Декада правовых знаний

Воспитание социальной ответственности и компетентности

  • Родительское собрание «Особенности прохождения ОГЭ-2017. Создание условий для успешной сдачи ОГЭ в школе»


Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

  • Рождественская ёлка

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Инструктаж по Пожарной безопасности, антитеррористической безопасности

  • Работа по ранней профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

  • Работа по профилактике детского транспортного травматизма и пожарной безопасности среди несовершеннолетних

  • Составления программ сопровождения учащихся, требующих особого внимания


Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

  • Организация сбора макулатуры

  • Проект «Формирование у детей способности проектировать свое будущее» 9 класс «Я выбираю профессию»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

  • Воспитательный потенциал уроков изо, литературы, музыка, внеурочной деятельности


Февраль

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам , свободам и обязанностям человека


  • Урок мужества и патриотизма

  • Классный час, посвященный дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

Воспитание социальной ответственности и компетентности

  • Классные часы по проекту «Формирование способности к самофутурированию»

  • Участие в работе Совета школы

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

  • Вечер встречи выпускников

  • Работа кружков по расписанию

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Работа по ранней профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

  • Реализация программ сопровождения учащихся, требующих особого внимания

  • Работа по профилактике детского транспортного травматизма и пожарной безопасности среди несовершеннолетних

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

  • Сбор макулатуры

  • Проект «Формирование у детей способности проектировать свое будущее» 9 класс «Я выбираю профессию»

  • Дискуссионный клуб «Трудовое законодательство»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

  • Изучение виртуальных экспозиций музеев мира

Март

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • Работа школьного парламента

  • Поисковая работа «Война в истории моей семьи»

Воспитание социальной ответственности и компетентности

  • Классные часы по проекту «Формирование способности к самофутурированию»

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

  • Ежедневное великопостное чтение Псалтири всем классом


Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Инструктаж по Пожарной безопасности, антитеррористической безопасности

  • Декада «Безопасная дорога»

  • Работа по профилактике детского транспортного травматизма и пожарной безопасности среди несовершеннолетних


Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

  • Проект «Формирование у детей способности проектировать свое будущее» 9 класс «Я выбираю профессию»


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

  • Посещение выставок

Апрель

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • Весенняя неделя добра

  • Классный час «Неизвестный солдат»

Воспитание социальной ответственности и компетентности

  • Классные часы по проекту «Формирование способности к самофутурированию»

  • Весенняя неделя добрых дел

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

  • Конкурс проектов «Мы можем помочь людям. Не оставайтесь в стороне»


Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Всемирный день здоровья

  • Исследование потребности в ЗОЖ у учащихся

  • Работа по ранней профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних

  • Реализация программ сопровождения учащихся, требующих особого внимания.

  • Всемирный день охраны окружающей среды


Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

  • Родительское собрание «Проведение ОГЭ-2017. Дальнейшее определения выпускника 9 класса»

  • Проект «Формирование у детей способности проектировать свое будущее» 9 класс «Я выбираю профессию»


Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

  • Пасхальный фестиваль


Май

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • Мероприятия, посвященные празднованию Великой Победы

  • Классный час, посвященный Битве за Берлин

Воспитание социальной ответственности и компетентности

  • Сбор Актива класса


Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

  • Классный час «Человек человеку…»

Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни

  • Классный час «О поведении на воде, в лесу, на свежем воздухе»

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии

  • Сбор макулатуры

  • Экскурсии в учебные заведения города

  • Определение дальнейшего обучения

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры

  • Последний звонок


Литература

  1. Балашова, И. А. Профориентационная деятельность образовательного учреждения // Справочник руководителя ОУ. - 2008. - № 2. - С. 48-64.

  2. Баранюк, Е. Г. Залог успеха: управление собственными ресурсами: пособие для учащихся / Е. Г. Баранюк. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.

  3. Баранюк, Е. Г. Залог успеха: управление собственными ресурсами: программа и методические рекомендации / Е. Г. Баранюк. - М.: Просвещение, 2009. - 176 с.

  4. Барсукова, Т. Почему и как самоопределяется ребенок?    // Директор школы. - 2010. - 3 1. - С. 76-80.

  5. Бобровская, Л. Н. Анкеты по профориентации для старшеклассников // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-59.

  6. Волошин, С. Использование метода профессиональных проб в профконсультационной работе с учащимися старших классов // Школьные технологии. - 1999. - № 4. - С. 306-309.

  7. Гужавина, Н. А. Программа проекта по профориентационной работе, предпрофильной подготовке, профильному обучению // Завуч. - 2008. - № 3. - С. 4-23.

  8. Деденко, Н. Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения    // Инновационные проекты и программы. - 2010. - № 2. - с. 49-52+ с. 52-53.

  9. Каверина, Р. Изучение способностей школьников - основа профориентации // Народное образование. - 2001. - № 5. - С. 129-136.

  10. Криволапова, Н. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях    // Народное образование. - 2011. - № 5. - С. 170-176.

  11. Лепешева, Е. Технологии построения программы личностного и профессионального самоопределения учащихся «Мой жизненный выбор» // Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 5. - С. 98-102.

  12. Малышева, М. К. Модель допрофессиональной подготовки учащихся // Справочник руководителя ОУ. - 2008. - № 2. - С. 65-74.

  13. Мартина, Н. Как помочь школьнику определиться с профессией? // Директор школы. - 2007. - № 10. - С. 79-82.

  14. Мероприятия, программы по профориентации    // Работа социального педагога. - 2011. - № 2. - С.4-67 .

  15. Методические рекомендации по организации профессионального самоопределения учащихся. - Завуч. - 2003. - № 2. - С. 63-67.

  16. Осницкий, А. К. Диагностика возможностей учащихся в профконсультировании // Психологическая диагностика. - 2004. - № 2. - С. 13-24.

  17. Прекрасное далеко: кем быть? / авт.-сост. А. Р. Борисевич, В. Н. Пунчик. – Минск: Красико – Принт, 2010. – 128с.

  18. Простатина, О. Ю. Игровые методы профориентационной работы с подростками    // Справочник классного руководителя. - 2011. - №8. - С.60-65.

  19. Профессиональное самоопределение учащихся / авт.-сост. В. С. Терех. – Минск: Красико – Принт, 2011. – 128с.

  20. Профориентационная работа классного руководителя //Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 3-66.

  21. Профориентация в школе / сост. С. В. Тарасевич, Н. А. Шалима, О. А. Купревич, Е. Н. Пастушкова. – Минск: Красико – Принт, 2007. – 128с.

  22. Профориентация в школе / сост. С. В. Тарасевич. - Минск: Красико-Принт, 2007. - 128 с.

  23. Пряжников, Н. Игра «Профконсультация» // Воспитательная работа в школе. - 2007. - № 5. - С. 90-97.

  24. Пряжников, Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением // Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-89.

  25. Резапкина, Г. "Правильный выбор профессии": система классных часов для уч-ся 5-9 классов    // Спутник классного руководителя - 2011. - № 4, 5, 6. - С. 108-117.

  26. Резапкина, Г. В.  Акцентуация и выбор профессии    // Школьные технологии. - 2011. - №1. - С.170-179.

  27. Резапкина, Г. Профориентация школьников // г. Классное руководство и воспитание школьников. - 2007. - № 18. - С. 31-39.

  28. Резапкина, Г. Уроки самоопределения: самопознание и навыки общения: Профориентационные занятия в 5-7 классах    // Воспитательная работа в школе. - 2011. - №3. - С.132-140.

  29. Резапкина, Г. Уроки самоопределения: эмоции и развития личности: Профориентационные занятия в 8-9 классах    // Воспитательная работа в школе. - 2011. - №4. - С.127-134.

  30. Рыбанов, А. А. Информационные технологии в профориентационной работе    // Школьные технологии. - 2011. - №3. - С.173-177.

  31. Садовская, Ю. Г. План работы по профориентации учащихся // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 3. - С. 31-35.

  32. Фесюкова, Л. Б. Хочу быть предприимчивым: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «Линка – Пресс», 2004. – 48с.

  33. Челнокова, Т. Организация методической работы школы по повышению профориентационной культуры педагога    // Практика адм.раб. - 2011. - № 1. - С. 43-46.

  34. Шамсутдинова, И. Г. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся // Педагогика. - 2008. - № 10. - С. 62-67.