Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3
Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы Протокол №1 от 28.09.2020г. | Согласовано. Зам. директора по УВР ________Журавлева Л.В. 29.08.2019г. | Принято на заседании педагогического совета Утверждено приказом №108 от 30.08.2019г. |
План
работы методического объединения учителей русского языка и литературы
на 2020 – 2021 учебный год
г. Светлоград, 2020г.
Методическое объединение - это объединение учителей, нацеленное на адаптацию общеметодических положений к конкретной учебной дисциплине, конкретному уроку или конкретному воспитательному мероприятию.
Цель работы МО: координация учебно-методической деятельности педагогов.
Задачи МО:
Углубление профессиональных знаний.
Взаимообмен знаниями по специальности, обмен опытом работы.
Обеспечение выполнения учебных программ, обеспечение преемственности в обучении.
В функции школьного методического объединения входит следующее:
Быть проводником новых знаний о нормативных актах МО РФ, других вышестоящих организаций, о психолого – педагогической науки, передового педагогического опыта, о современных образовательных технологиях, о других материалах и документах, ориентированных на деятельность по модернизации образования;
Создавать необходимые условия для творческого осмысления вышеуказанных документов, материалов в целях определения наиболее эффективных путей и средств реализации их решений и рекомендаций; трансформирования их ведущих идей с учётом специфики и приоритетных направлений развития МБОУ;
Формировать мотивационную сферу, ориентированную на развитие творческой деятельности учителей. Быть инициатором конкретных инноваций.
Методическая тема лицея
«Управление профессионально – личностным ростом педагога как одно из основных условий обеспечения качества образования в условиях введения ФГОС»
Методическая тема МО
«Методическое совершенствование педагогического мастерства и повышение качества образования в условиях перехода на ФГОС»
Основная цель: реализация современных технологий обучения на уроке через вовлечение учителей в инновационные процессы обучения и создание условий для перехода на новые ФГОС. Стимулировать профессиональную компетентность и творческую активность учителей русского языка и литературы в процессе обучения при современных подходах к организации и проведению уроков.
Проблема: обновление содержания и методик преподавания русского языка и литературы.
Основные задачи МО:
Разработка и апробация модели организации образовательного процесса, реализующей идеи продуктивного образования, позволяющей успешно реализовать основные цели и задачи ФГОС нового поколения.
Обновление содержания образования в соответствии с ФГОС способа организации деятельности по формированию нового поколения.
Построение целостной программы по духовно-нравственному воспитанию в соответствие ФГОС.
Организация многоаспектной деятельности обучающихся как способа организации деятельности по формированию УУД, развитию социальной активности.
Интенсификация процесса обучения и воспитания путем использования средств ИКТ
Выявление и развитие задатков, способностей и талантов обучающихся самообразование и самосовершенствование педагогов в личностном плане.
Создание условий для формирования активной гражданской позиции учащихся через усиление роли патриотического воспитания на уроках русского языка и литературы.
Внедрение новых технологий в педагогическую деятельность учителей для раскрытия творческого потенциала учащихся.
Обеспечить высокий методический уровень проведения всех видов занятий.
Повышение объективности оценки и качества учебно-познавательной деятельности и их результатов.
Повышение профессиональной квалификации учителей.
Повысить квалификацию педагогов по проблемам:
Переход на новые учебные стандарты (формировать ключевые компетентности обучающихся):
Проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у школьников системы ключевых компетенций;
Произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
Внедрить в практику работы всех учителей мо технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы;
Накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС;
Освоить технологию создания компетентностно – ориентированных заданий;
Совершенствовать формы работы с одаренными учащимися;
Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся; использование возможностей дополнительного образования для обеспечения системы работы по подготовке к государственной итоговой аттестации;
Активизация участия в интеллектуальных и творческих конкурсах;
Основные направления методической работы:
Разработка образовательных программ по учебным предметам и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС;
Развитие инфраструктуры духовно-нравственного воспитания и оздоровления обучающихся (здоровьесбережение в образовательной деятельности, элективные курсы, детские объединения, дискуссионные клубы, социальное партнерство);
Внедрение в практику образовательной деятельности на основе проектно-исследовательского компонента (обеспечение участия обучающихся во всех видах проектно-исследовательской деятельности, создание условий для реализации исследовательских навыков обучающихся через расширение сети дополнительных образовательных услуг)
Заседания МО учителей русского языка и литературы на 2019 – 2020 учебный год
Месяц | Мероприятие | ФИО ответственного |
Август | Заседание МО № 1. Повестка дня: Анализ работы МО за 2019-2020 учебный год. Выбор направлений и утверждение плана работы МО на 2020 – 2021 учебный год. Выборы руководителя МО учителей русского языка и литературы МБОУЛ № 3. Изучение рекомендаций по составлению рабочих программ по предметам «Русский язык» и «Литература». Обсуждение и утверждения планов работы кабинетов русского языка, литературы. Изучение ПОЛОЖЕНИЯ о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУЛ №3 Изучить и внедрить методологии и критерий оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся Организация своевременного прохождения курсов повышения квалификации учителями русского языка и литературы МБОУЛ № 3 Методическая работа: Правила ведения школьной документации, ученических тетрадей, периодичность их проверки. Заседание МО № 2. Повестка дня: Утверждение рабочих программ и календарно-тематического планирования по предметам «Русский язык» и «Литература» 5 - 11 классов, планирования элективных курсов по выбору на 2020 – 2021 учебный год. Педагогическая нагрузка учителей русского языка и литературы МБОУЛ № 3 г. Светлограда на 2020 – 2021 учебный год Утверждение методических тем самообразования учителей русского языка и литературы. Мониторинг преподавания русского языка и литературы в лицее. Анализ результатов ЕГЭ - 2020 Организовать сетевое взаимодействие учителей-предметников для повышения функциональной грамотности обучающихся и исключения рисков ученической неуспеваемости | Постникова Е.А. Голощапова О.В. Постникова Е.А. Голощапова О.В. |
Сентябрь | Заседание МО № 3. « Методическое совершенствование педагогического мастерства и повышение качества образования в условиях работы по ФГОС» Повестка дня: Обмен опытом по теме: «Формирование УУД на уроках как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения». Метапредметный подход. Современный урок в рамках ФГОС. Организовать изучение методик и опыта международных исследований P1SA. TIMSS, PIRLS учителями русского языка и литературы МБОУЛ № 3 Накопляемость оценок в классных журналах. Соответствие записи в классных журналах поурочному планированию в рабочих программах учителей. Изучение методических рекомендации и критериев оценивания сочинения, являющегося для обучающихся 11 класса допуском к государственной итоговой аттестации Изучение «Методических рекомендаций для руководящих и педагогических работников образовательных организаций Ставропольского края по организации образовательной деятельности в 2020/2021 учебном году». СКИРО ПК и ПРО. Анализ итогов промежуточной аттестации по предмету. Анализ результатов ЕГЭ в 11 классе, знакомство с информационными материалами ОО. Производственное совещание методического объединения Всероссийская олимпиада школьников по предметам, школьный тур. Подготовка к проведению предметной недели Знакомство и анализ нормативный базы ЕГЭ и ОГЭ. Изучение демонстрационных вариантов КИМ 2021 год Организация входной диагностики по предметам Составление графика взаимопосещений Актуализация нормативных требований СанПиН, охраны труда для всех участников образовательного процесса. Периодический контроль по ведению школьной документации: О единых нормах оценки знаний, умений и навыков. О единых требованиях к контрольным, творческим и рабочим тетрадям обучающихся. | Постникова Е.А. Постникова Е.А. Ладовская Т.В. |
октябрь | Заседание МО № 4. «Преемственность в обучении предметов гуманитарного цикла на всех ступенях обучения при переходе на ФГОС» Повестка дня: Анализ входных диагностических работ ОГЭ и ЕГЭ, контрольных работ 5 – 8 классов по предметам Корректировка рабочих программа Контрольные работы в 5 классах по преемственности. Соблюдение единого орфографического режима в рабочих тетрадях учащихся. Качество проверки тетрадей, соответствие сроков проведения контрольных работ, организация работы над ошибками. Организация работы с одаренными детьми. Проведение школьной олимпиады по гуманитарным наукам. Подготовка к проведению Дня словаря (22.11.2020) Обзор новинок методической и педагогической литературы | Постникова Е.А. Ладовская Т.В. |
ноябрь | Заседание МО № 5. «Эффективность работы учителей по обеспечению качественного образования. Стандарт учителя в условиях перехода к новым образовательным стандартам» Повестка дня: Подведение итогов успеваемости за 1 четверть Подведение итогов школьного тура олимпиады. Провести подробный анализ результатов проведения регионального исследования читательской грамотности в 2019/20учебном году в 6-х, 7-х классах в Ставропольском крае и Петровском городском округе, результатов региональной оценки по модели PISA в сопоставлении с мировыми образовательными системами на районных методических объединениях учителей русского языка и литературы Составление плана работы по подготовке к экзаменам Анализ взаимопосещение уроков с целью наблюдения за применением современных технологий и ПК на уроках русского языка и литературы. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный этап). Конкурс литературных презентаций «Я - читатель» Всероссийская лингвистическая игра «Русский медвежонок» Обзор новинок методической и педагогической литературы | Постникова Е.А. Порублёва Л.Д. . |
декабрь | Заседание МО № 6. «Внедрение ФГОС в образовательный процесс и первые практические результаты работы». Повестка дня: 1.Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка в условиях введения ФГОС. 2.Выполнение программы. Мониторинг успеваемости и качества знаний учащихся по предметам гуманитарного цикла за учебный год. 3.Состояние подготовки к ГИА и ЕГЭ по русскому языку 4.Результаты реализации Плана работы с детьми группы риска. Подведение итогов успеваемости за I полугодие Организация работы методического объединения на второе полугодие Подведение итогов районного тура олимпиады Участие во Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный этап) Подведение итогов предметной декады Организация работы с одарёнными детьми Выступление по темам самообразования Участие в теоретическом семинаре «Системнодеятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС ООО» | Постникова Е.А. Павловская Е.В. |
январь | Заседание МО № 7. «Виды контроля знаний учащихся, совершенствование форм и методов контроля ЗУН. Тестовая форма контроля на уроках русского языка, литературы» Повестка дня: Результативность работы методического объединения за I полугодие, состояние работы по повышению квалификации учителей. Анализ итогов Всероссийской олимпиады школьников (муниципальный этап) Участие Всероссийской олимпиаде школьников по предметам (региональный тур) Обсуждение проведѐнного экзамена по литературе – итогового сочинения в рамках промежуточной аттестации. Отчѐт о работе со слабоуспевающими учащимися. Подготовка конкурсу «Литературное творчество» Обзор новинок методической и педагогической литературы Принять участие в семинаре: «Ключевые факторы, влияющие на уровень сформированности функциональной (читательской) грамотности, и оценка характера их воздействия» 20.01.2021 | Постникова Е.А. Павловская Е.В. Ладовская Т.В. Порублёва Л.Д. |
февраль | Заседание МО № 8. «Организация эффективной подготовки к ОГЭ-2021 и ЕГЭ-2021 на уроках» Повестка дня: Состояние подготовки к ОГЭ и ЕГЭ 2021 Проведение декады гуманитарных наук (по отдельному плану). Организация работы с одарёнными детьми Обзор новинок методической и педагогической литературы Периодический контроль по ведению школьной документации Отчёт по темам самообразования. Принять участие в семинаре: «Формирование функциональной (естественнонаучной) грамотности учащихся в рамках подготовки к исследованиям PISA» 17.02.2021 | Постникова Е.А. |
март | Заседание МО № 9. «Формы работы школы по социальной адаптации и успешности обучающихся в современном обществе» Повестка дня: Анализ состояния преподавания и качества подготовки обучающихся по предметам гуманитарного цикла к ЕГЭ и ОГЭ выпускников 9, 11 классов. Оказание консультативной помощи учащимся при подготовке к государственным экзаменам по предметам. Изучение документов о проведении итоговой аттестации в 2020 году. Анализ проведения пробных экзаменов по русскому языку в форме ЕГЭ и ОГЭ в 11 и 9 классах. Определение уровня готовности учащихся к итоговой аттестации. Участие в школьной неделе науки, в районной НПК. Участие в дистанционных олимпиадах. Участие в конкурсе «Живая классика», «Книжкина неделя» Отчёт по темам самообразования. Принять участие в семинаре: «Чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов» 03.03.2021 | Постникова Е.А. Ладовская Т.В. |
апрель | Заседание МО № 10. «Современный урок - урок развития личности». Повестка дня: Организация итоговой аттестации. Итоговая диагностическая работа по ОГЭ и ЕГЭ. Организация итогового контроля и проведение предаттестационных работ. Мероприятия, посвящённые Международному Дню детской книги. Мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры. (24 мая) Обсуждение и утверждение УМК на 2021-2022 учебный год. Обсуждение Федерального перечня учебников Предварительное распределение нагрузки на 2021 – 2022 учебный год | Постникова Е.А. |
май | Заседание МО № 11. «Рефлексия успешности учителя». Итоги работы МО Повестка дня: Доклад «Урок – практикум как форма активизации умственной деятельности учащихся». Посещение учителями-предметниками уроков в 4 классе с целью обеспечения преемственности в преподавании учебных предметов. Предварительный анализ работы методического объединения за 2020 – 2021 учебный год. Проведение итогового контроля по предметам гуманитарного цикла в 5-11 классах. Подготовка аналитических отчетов педагогов по предметам за учебный год. Подготовка программ новых элективных курсов и кружков в перспективе их использования в новом учебном году. | Постникова Е.А. Порублёва Л.Д. |
июнь | Заседание МО № 12. Обмен опытом на тему: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности» Повестка дня: Обсуждение результатов итоговой аттестации и сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2020 – 2021 учебном году. Подведение итогов успеваемости за II полугодие Составление перспективного плана работы МО на 2021-2022 учебный год. Заполнение таблицы эффективности работы методического объединения за год Уточнение и корректировка методических тем самообразования членов методического объединения. Отчёт по темам самообразования. Обзор новинок методической и педагогической литературы | Павловская Е.В. Постникова Е.А. . |
Cоставила
Руководитель МО
учителей русского языка и литературы
МБОУЛ №3 г. Светлограда /Е.А. Постникова/