МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Рязанской области
Муниципальное образование город Касимов
ОГБОУ "Касимовская школа - интернат"
РАССМОТРЕНО Педагогический совет ________________________ ___ Приказ № ___ от «___» ___ 2023 г. | С ОГЛАСОВАНО Заместитель по УВР ________________________ Рудакова О. И. Приказ № ___ от «___» ______ 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ОГБОУ "Касимовская школа - интернат" ________________________ Бикуева М. В. Приказ № ___ от «___» ___ 2023 год г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Идентификатор 1384606)
учебного курса «Финансовая грамотность»
для обучающихся 6 классов
город Касимов 2023 - 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» 6 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования.
Для 6 класса предусматривается за год 35 часов для изучения курса «Финансовая грамотность», в неделю – 1 час (35 недель)
В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2023-2024 учебный год данная рабочая программа будет реализована в полном объёме.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Ученик научится:
различать виды денег;
понимать функции денег;
понимать, из чего формируется доход семьи;
пониманию происхождения доходов, пониманию того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда.
понимать виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов городских и деревенских семей.
различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная плата, прибыль, процент, рента; социальные пособия.
понимать, как составляется семейный бюджет;
пониманию полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов.
понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями.
рассчитывать расходы.
составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей.
понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;
осознавать возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния.
понимать основные задачи и принципы страхования.
понимать, что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита;
понимать суть налога и его роли в жизни общества;
различать прямые и косвенные налоги;
понимать, что социальные пособия – это помощь государства гражданам в определенных сложных жизненных ситуациях.
понимать, как работают банки;
понимать рискованность занятия бизнесом.
понимать причины существования различных валют.
различать российские деньги и иностранную валюту
Ученик получит возможность научиться:
соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход; рассчитывать личные доходы и доходы семьи.
различать виды денежных поступлений. Различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и технологической безопасности при пользовании деньгами.
анализировать структуру личных затрат.
понимать, как и почему меняется стоимость денег;
решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения доходов;
оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем.
представлению о рациональных схемах инвестирования семейных сбережений.
пониманию возможных рисков при сбережении и инвестировании.
отличать инвестиции от сбережений
находить актуальную информацию в сети интернет.
как действовать в случаях финансового мошенничества;
сосчитать сумму налога (например подоходного);
проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи.
устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом.
анализировать информацию в системе государство и личность.
понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск.
отличать инвестирование от сбережения и кредитования
анализировать информацию о валютах разных стран.
Формы и виды деятельности на внеурочном занятии.
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
1.1. Деньги и их функции
Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция
1.2. Доходы семьи
Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы
1.3. Расходы семьи
Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция
1.4. Семейный бюджет
Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум
Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум
1.6. Планирование семейного бюджета
Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей.
Базовые понятия: финансовое планирование, норма сбережения
1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи
Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Базовые понятия: Особая жизненная ситуация
2.2. Вклады. Страхование вкладов
Базовые понятия: Страхование
2.3. Инвестиции
Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.
Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д
2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история.
Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит
Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет»
Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
Раздел 3. Взаимодействие человека и государства
3.1. Понятие о налогах и их типах.
Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков
Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага
3.2. Социальные услуги государства.
Базовые понятия: Социальное пособие
3.3. Проект «Государство — это мы!»
Раздел 4. Финансовый бизнес
4.1. Банковские услуги
Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга
Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения
4.2. Собственный бизнес
Базовые понятия: Бизнес
4.3. Валюта в современном мире
Базовые понятия: Валюта, валютный курс
Итоговое занятие –1 час.
Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика
IV.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия |
1. | Введение. Как исполнить свои мечты. |
Доходы и расходы семьи |
2. | Как появились деньги. Виды денег. |
3. | Деньги. Функции денег. |
4. | Инфляция. |
5. | Доходы семьи. |
6. | Расходы семьи. |
7. | Семейный бюджет и его виды. |
8. | Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. |
9. | Планирование семейного бюджета. |
10. | Составление семейного бюджета. |
11. | Уровень жизни и прожиточный минимум. |
12. | Личный бюджет. |
13 | Ролевая игра «Семейный бюджет». |
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься- |
14. | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. |
15. | Вклады. Сбережения. |
16. | Страхование как способ защитить свои деньги. |
17. | Виды страхования. |
18. | Инвестиции. Как «выращивать» деньги? |
19. | Возможные риски при сбережениях и инвестировании. |
20. | Потребительский кредит. Его плюсы и минусы. |
21. | Права и обязанности кредитополучателя. Ипотечный кредит. |
22. | Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество. |
23. | Финансовое мошенничество. |
Взаимодействие человека и государства |
24. | Что такое налоги? |
25. | Типы и виды налогов. |
26. | Права и обязанности налогоплательщика. |
27. | Социальные услуги государства. |
28. | Пенсия. |
29. | Проект «государство- это мы» |
30. | Появление банков. Виды банков. |
31. | Как банк работает. Банковские услуги. |
32. | Бизнес. Виды бизнеса. |
33. | Черты предпринимателя. |
34. | Валюта. |
35. | Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу «Финансовой грамотности». |