СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы по социализации школьников на уроках немецкого языка и во внеурочное время

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План работы по социализации школьников на уроках немецкого языка и во внеурочное время»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клушинская основная школа»









План работы

по социализации школьников

на уроках немецкого языка

и во внеурочное время


Учитель :

Киктенко Лариса Павловна
























д. Клушино


Пояснительная записка

Генеральная цель обучения иностранным языкам состоит в формирова- нии поликультурной многоязычной личности учащихся посредством овладе- ния ими иноязычной коммуникативной компетенцией.

Воспитательные цели обучения иностранным языкам направлены на обогащение духовного мира учащихся, воспитание у них культуры мышления, чувств, поведения. В процессе обучения у учащихся развиваются гуманисти- ческие ценностные ориентации, умения осуществлять общение в контексте диалога культур, формируется психологическая готовность к межъязыковой межкультурной коммуникации. Овладение иностранными языками как сред- ством общения способствует эффективной адаптации личности к «чужой» со- циальной среде. У человека, который изучает иностранный язык, происходит формирование культуры личности под влиянием культурных ценностей не только своего народа, но и страны изучаемого языка

Таким образом, урок иностранного языка тесно связан с процессом со- циализации личности детей. На уроках иностранного языка учащийся не толь- ко изучает язык, как средство коммуникации, но и получает страноведческие знания о других странах, новую информацию о культуре, усваивает ценности, социокультурные особенности страны изучаемого языка, сопоставляет их с ценностями и нормами, принятыми в своей стране, расширяет свой опыт и знания, что способствует успешной социализации школьников.

Учителю иностранного языка очень важно создавать такую обучающую среду, которая способствовала бы не только актуализации имеющегося у ребенка личностного социально значимого опыта, но и формированию и накоплению но- вого позитивного социального опыта.

Основной целью моей педагогической деятельности является: созда- ние необходимых организационно - педагогических условий для воспитания социально - компетентной личности, способной к самореализации и актив- ной адаптации к жизни в обществе, использовать возможности иностранно-

го языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому со- циальному опыту.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • создать комфортную среду, способствующую максимальному про- явлению индивидуальных особенностей каждого учащегося;

  • организовать самопознание, саморазвитие, самосовершенствование способностей и возможностей учащихся для дальнейшего проявления этих качеств в различных видах деятельности;

  • использовать способы и приемы, направленные на становление ак- тивной позиции ученика;

  • вводить в педагогическую практику специальную систему упражне- ний;

  • создавать положительную мотивацию у обучающихся на саморазви- тие и самовыражение;

  • воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ста- вить и решать нестандартные творческие задачи;

  • развивать умения обучающихся усваивать знания, умения и навы- ки, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного творческого решения.

При организации учебно-воспитательного процесса по формированию со- циального опыта учащихся важно придерживаться следующих принципов:

  • создание условий для интенсивной социализации средствами ино- странного языка;

  • предоставление максимума возможностей для проявления и развития положительного своеобразия каждого школьника;

  • обеспечение осознания учащимися принадлежности к родной культу- ре в сочетании с пониманием культуры и образа жизни другого народа и готовности к восприятию представителя другой страны;

  • бережное отношение к своеобразию ребенка;

  • создание условий для формирования способностей самоанализа, са- моразвития, самосовершенствования.

Задачами учителя иностранного языка на уроках в аспекте социализации являются:

    1. повышение интереса к изучению иностранного языка как средства коммуникации;

    2. совершенствование навыков устной и письменной речи;

    3. расширение общего и филологического кругозора учащихся;

    4. повышение интереса к культурам разных народов.

Урок является основной формой организации обучения, поэтому для решения поставленных задач по социализации личности школьников в про- цессе изучения немецкого языка я разработала систему форм, методов, средств обучения и типов уроков.

  1. Использование специальной системы упражнений

Для того чтобы учащийся был социально адаптирован, необходимо владение коммуникативной и лингвистической компетенцией. Поэтому в своей работе большое внимание уделяю формированию, развитию и совер- шенствованию грамматических и лексических навыков. Для тренировки использую различные упражнения. Основные принципы подбора упражне- ний:

    • от простого к сложному

    • последовательность

    • эффективность

  1. Использование аутентичного материала (тексты из журналов

«Шрумди» , «Шрумдирум» „Vitamin de“ , аудио-и видеоматериа- лы, лекции немецкого детского онлайн-университета)

При выполнении таких упражнений ученики овладевают всеми вида- ми речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения, что в конечном итоге, способствует социализации учащихся.

Неоценимую помощь учителям немецкого языка оказывает инновацион- ный проект, разработанный Гёте-Институтом – «Немецкий детский онлайн- университет. Он дает возможность детям в игровой форме изучать немец- кий язык и знакомиться с различными областями знаний, которые интерес- ны и важны в повседневной жизни. Увлекательные лекции расширяют представление детей о мире, побуждают выстраивать причинно- следственные связи и мыслить творчески. В процессе занятий усваивается немецкий язык, повышается мотивация, накапливается новый социальный опыт.


  1. Проектная деятельность

Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление учащегося и умение применять полученные знания на практике.

  1. Введение интерактивных форм обучения

При использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию. Учитель становится в этой ситуации активным помощни- ком, его главная функция – организация и стимулирование учебного про- цесса. Ученик становится главной действующей фигурой. Все это также позволяет совершенствовать социальную компетенцию учащихся.

а) игровые ситуации, ролевые игры

Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения опреде- ленных задач не только активизируются знания, но и развиваются коллек- тивные формы общения, в том числе и коммуникативная компетенция.

б) нетрадиционные формы уроков

Урок-игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок-путешествие, урок- защита проекта, урок-праздник, видеоурок и т.д.

Во время проведения нестандартных уроков все учащиеся активны, каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности.

Совершенствованию социальной адаптации школьников способствует и внеурочная деятельность: участие в кружках, внеклассных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах по предмету.


Планируемые результаты

  • Воспитание патриотизма, любви к Родине, ценностного отношения к своей малой родине;

  • Формирование социально значимых качеств (трудолюбие, доброта, честность, соблюдение режима дня, забота о здоровье и т.д.);

  • Воспитание любви к родному и иностранному языку;

  • Уважительное и толерантное отношение к культуре иностранного языка;

  • Воспитание трудолюбия и творчества;

  • Воспитание уважительного отношения к старшим.

План мерооприятий


Направления

Мероприятия

Форма занятия

Класс

Уч. год

Воспитание граждан-

ственности, патриотизма, толерантности и уваже- ния к иноязычной куль-

туре

«Рождество в Германии»



«Наше Клушино»

Внеклассное мероприятие с элемен- тами викторины


Проект - Буклет на немецком языке.


Урок-путешествие


Урок-состязание (выполнение зада- ний по станциям)

2-5



6

2016



2017


«Мы путешествуем по Герма-

нии»

6

2017



3

2017


«Пасха в Германии»




Планируемые результаты: ценностное отношение к России, ценностное отношение к своей малой родине, уважительное отношение к культуре, истории, традициям страны изучаемого языка, толерантность к носителям иных культурных тради- ций.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к

учению, труду, жизни

«Наши первые шаги в немец- ком языке»


«Немецкие скороговорки о жи- вотных»

Внеклассное мероприятие

2-4

2017


Проект

4

2017

Планируемые результаты: ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие; навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание нравствен-

ных чувств, уважитель- ного отношения к семье.

«Поздравим мам и бабушек»

Урок-праздник

3-4

2016

Планируемые результаты: осознание важности семьи в жизни человека и общества, уважение к родителям, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстни- кам и младшим; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в

соответствии с общепринятыми нравственными нормами; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

Формирование ценност- ного отношения к здоро- вью, к здоровому образу жизни.


«Что нужно делать, чтобы быть здоровым»


Проект


7


2017


Планируемые результаты: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

Воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде.

«Сбережём нашу окружающую среду!»

Мини-проект (Коллаж)

7

2017

Планируемые результаты: ценностное отношение к природе; элементарные знания о нормах экологической этики; развитие

мотивации и готовности повысить свою экологическую грамотность, личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.