Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клушинская основная школа»
План работы
по социализации школьников
на уроках немецкого языка
и во внеурочное время
Учитель :
Киктенко Лариса Павловна
д. Клушино
Пояснительная записка
Генеральная цель обучения иностранным языкам состоит в формирова- нии поликультурной многоязычной личности учащихся посредством овладе- ния ими иноязычной коммуникативной компетенцией.
Воспитательные цели обучения иностранным языкам направлены на обогащение духовного мира учащихся, воспитание у них культуры мышления, чувств, поведения. В процессе обучения у учащихся развиваются гуманисти- ческие ценностные ориентации, умения осуществлять общение в контексте диалога культур, формируется психологическая готовность к межъязыковой межкультурной коммуникации. Овладение иностранными языками как сред- ством общения способствует эффективной адаптации личности к «чужой» со- циальной среде. У человека, который изучает иностранный язык, происходит формирование культуры личности под влиянием культурных ценностей не только своего народа, но и страны изучаемого языка
Таким образом, урок иностранного языка тесно связан с процессом со- циализации личности детей. На уроках иностранного языка учащийся не толь- ко изучает язык, как средство коммуникации, но и получает страноведческие знания о других странах, новую информацию о культуре, усваивает ценности, социокультурные особенности страны изучаемого языка, сопоставляет их с ценностями и нормами, принятыми в своей стране, расширяет свой опыт и знания, что способствует успешной социализации школьников.
Учителю иностранного языка очень важно создавать такую обучающую среду, которая способствовала бы не только актуализации имеющегося у ребенка личностного социально значимого опыта, но и формированию и накоплению но- вого позитивного социального опыта.
Основной целью моей педагогической деятельности является: созда- ние необходимых организационно - педагогических условий для воспитания социально - компетентной личности, способной к самореализации и актив- ной адаптации к жизни в обществе, использовать возможности иностранно-
го языка как инструмента познания, приобщения и адаптации к новому со- циальному опыту.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
создать комфортную среду, способствующую максимальному про- явлению индивидуальных особенностей каждого учащегося;
организовать самопознание, саморазвитие, самосовершенствование способностей и возможностей учащихся для дальнейшего проявления этих качеств в различных видах деятельности;
использовать способы и приемы, направленные на становление ак- тивной позиции ученика;
вводить в педагогическую практику специальную систему упражне- ний;
создавать положительную мотивацию у обучающихся на саморазви- тие и самовыражение;
воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ста- вить и решать нестандартные творческие задачи;
развивать умения обучающихся усваивать знания, умения и навы- ки, добытые в ходе активного поиска и самостоятельного творческого решения.
При организации учебно-воспитательного процесса по формированию со- циального опыта учащихся важно придерживаться следующих принципов:
создание условий для интенсивной социализации средствами ино- странного языка;
предоставление максимума возможностей для проявления и развития положительного своеобразия каждого школьника;
обеспечение осознания учащимися принадлежности к родной культу- ре в сочетании с пониманием культуры и образа жизни другого народа и готовности к восприятию представителя другой страны;
бережное отношение к своеобразию ребенка;
создание условий для формирования способностей самоанализа, са- моразвития, самосовершенствования.
Задачами учителя иностранного языка на уроках в аспекте социализации являются:
повышение интереса к изучению иностранного языка как средства коммуникации;
совершенствование навыков устной и письменной речи;
расширение общего и филологического кругозора учащихся;
повышение интереса к культурам разных народов.
Урок является основной формой организации обучения, поэтому для решения поставленных задач по социализации личности школьников в про- цессе изучения немецкого языка я разработала систему форм, методов, средств обучения и типов уроков.
Использование специальной системы упражнений
Для того чтобы учащийся был социально адаптирован, необходимо владение коммуникативной и лингвистической компетенцией. Поэтому в своей работе большое внимание уделяю формированию, развитию и совер- шенствованию грамматических и лексических навыков. Для тренировки использую различные упражнения. Основные принципы подбора упражне- ний:
от простого к сложному
последовательность
эффективность
Использование аутентичного материала (тексты из журналов
«Шрумди» , «Шрумдирум» „Vitamin de“ , аудио-и видеоматериа- лы, лекции немецкого детского онлайн-университета)
При выполнении таких упражнений ученики овладевают всеми вида- ми речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения, что в конечном итоге, способствует социализации учащихся.
Неоценимую помощь учителям немецкого языка оказывает инновацион- ный проект, разработанный Гёте-Институтом – «Немецкий детский онлайн- университет. Он дает возможность детям в игровой форме изучать немец- кий язык и знакомиться с различными областями знаний, которые интерес- ны и важны в повседневной жизни. Увлекательные лекции расширяют представление детей о мире, побуждают выстраивать причинно- следственные связи и мыслить творчески. В процессе занятий усваивается немецкий язык, повышается мотивация, накапливается новый социальный опыт.
Проектная деятельность
Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление учащегося и умение применять полученные знания на практике.
Введение интерактивных форм обучения
При использовании интерактивных форм обучения ученик сам открывает путь к познанию. Учитель становится в этой ситуации активным помощни- ком, его главная функция – организация и стимулирование учебного про- цесса. Ученик становится главной действующей фигурой. Все это также позволяет совершенствовать социальную компетенцию учащихся.
а) игровые ситуации, ролевые игры
Социальная значимость ролевых игр в том, что в процессе решения опреде- ленных задач не только активизируются знания, но и развиваются коллек- тивные формы общения, в том числе и коммуникативная компетенция.
б) нетрадиционные формы уроков
Урок-игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок-путешествие, урок- защита проекта, урок-праздник, видеоурок и т.д.
Во время проведения нестандартных уроков все учащиеся активны, каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности.
Совершенствованию социальной адаптации школьников способствует и внеурочная деятельность: участие в кружках, внеклассных мероприятиях, конкурсах, олимпиадах по предмету.
Планируемые результаты
Воспитание патриотизма, любви к Родине, ценностного отношения к своей малой родине;
Формирование социально значимых качеств (трудолюбие, доброта, честность, соблюдение режима дня, забота о здоровье и т.д.);
Воспитание любви к родному и иностранному языку;
Уважительное и толерантное отношение к культуре иностранного языка;
Воспитание трудолюбия и творчества;
Воспитание уважительного отношения к старшим.
План мерооприятий
Направления | Мероприятия | Форма занятия | Класс | Уч. год |
Воспитание граждан- ственности, патриотизма, толерантности и уваже- ния к иноязычной куль- туре | «Рождество в Германии» «Наше Клушино» | Внеклассное мероприятие с элемен- тами викторины Проект - Буклет на немецком языке. Урок-путешествие Урок-состязание (выполнение зада- ний по станциям) | 2-5 6 | 2016 2017 |
| «Мы путешествуем по Герма- нии» | 6 | 2017 |
| | 3 | 2017 |
| «Пасха в Германии» | | |
Планируемые результаты: ценностное отношение к России, ценностное отношение к своей малой родине, уважительное отношение к культуре, истории, традициям страны изучаемого языка, толерантность к носителям иных культурных тради- ций. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | «Наши первые шаги в немец- ком языке» «Немецкие скороговорки о жи- вотных» | Внеклассное мероприятие | 2-4 | 2017 |
| Проект | 4 | 2017 |
Планируемые результаты: ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие; навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. |
Воспитание нравствен- ных чувств, уважитель- ного отношения к семье. | «Поздравим мам и бабушек» | Урок-праздник | 3-4 | 2016 |
Планируемые результаты: осознание важности семьи в жизни человека и общества, уважение к родителям, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстни- кам и младшим; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. |
Формирование ценност- ного отношения к здоро- вью, к здоровому образу жизни. | «Что нужно делать, чтобы быть здоровым» | Проект | 7 | 2017 |
Планируемые результаты: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества. |
Воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде. | «Сбережём нашу окружающую среду!» | Мини-проект (Коллаж) | 7 | 2017 |
Планируемые результаты: ценностное отношение к природе; элементарные знания о нормах экологической этики; развитие мотивации и готовности повысить свою экологическую грамотность, личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. |