Республика Татарстан Балтасинский муниципальный район муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мало - Лызинская средняя общеобразовательная школа» План работы с одарёнными детьми Класс: 2 Учитель: Филиппова Т.Н. 2020-2021 учебный год Цели работы с одаренными детьми: выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей; самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся; Задачи программы: организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления; выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей; интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся; организация проектной деятельности; забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития; использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей; проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности; сформировать банк данных «Одарённые дети». Ожидаемые результаты: формирование системы работы с одаренными учащимися; формирование положительной мотивации к учению у учащихся; творческая самореализация выпускника начальной школы; обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами; совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях; призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня; развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; развитие творческого и логического мышления учащихся; Результаты по формированию УУД Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек); осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ; грамотное построение устной и письменной речи; выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности; извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов; самостоятельно создавать алгоритм действий; обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов; устанавливать аналогии; выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора; понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности; использовать разные географические средства; замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера; Личностные УУД: основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину; чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего ответственность за судьбу России; Умения: проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели; работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др. стремление к самосовершенствованию; широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы; Регулятивные УУД: замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи; оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты); адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей; составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей; прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи; самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану; понимать значение работы над устранением ошибок; находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок; подбирать задания на устранение пробелов в знаниях; различать способ и результат действия; Коммуникативные УУД: эффективно сотрудничать в паре, группе и классе; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать; с помощью вопросов выяснять недостающую информацию; брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия; анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию; выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; составлять внутренний план действий; Принципы работы педагога с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества; принцип развивающей и воспитывающей среды; принцип обучения и воспитания на диагностичной основе; принцип возрастания роли досугово-развивающей познавательной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения (учитывается различие обучающихся; применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация; используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля); принцип интеграции интеллектуального, морального, эстетического и физического развития; принцип научности; принцип гуманизации (ориентация учебно-воспитательного процесса на личность ребёнка как центра образовательного процесса, что проявляется в выборе содержания, методов, средств обучения и воспитания.); принцип индивидуализации (гибкое приспособление воспитательно-образовательной системы к уровню развития каждого обучающегося; психолого-педагогическая поддержка, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, подбор педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания); принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип вариативности реализации содержания, форм, методов образовательного процесса; принцип сотрудничества, сотворчества обучающихся и педагога при минимальном участии последнего; принцип самопознания и самореализации одаренной личности; принцип доступности услуг, направленных на выявление и развитие способностей и одарённостей для всех детей независимо от их социального положения и состояния здоровья; принцип открытости и информированности образовательного сообщества о системе работы с одарёнными детьми на разных уровнях; План работы с одаренными детьми на 2020-2021 учебный год Сроки | Мероприятия | Сентябрь | Работа по выявлению одарённых детей в. Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование.) Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Занятия по курсу «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой. | Октябрь | Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. Создание банка данных по одарённым детям. Участие в заочных олимпиадах, очных и заочных конкурсах. Занятия по курсу «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой. | Ноябрь | Подготовка к олимпиадам и конкурсам по предметам. Участие в заочных олимпиадах, очных и заочных конкурсах. Занятия по курсу «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой. Работа с портфолио (итоги 1 четверти). Проведение классной олимпиады по математике. | Декабрь | Подготовка к олимпиадам и конкурсам по предметам. Участие в заочных олимпиадах, очных и заочных конкурсах. Занятия по курсу «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой. Проведение классной олимпиады по русскому языку. | Январь | Подготовка к олимпиадам и конкурсам по предметам. Участие в заочных олимпиадах, очных и заочных конкурсах. Занятия по курсу «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой. Проведение классной олимпиады по окружающему миру. Работа с портфолио (итоги 2 четверти). | Февраль | Участие в очных олимпиадах районного уровня по математике и русскому языку. Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Занятия по курсу «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой. | Март | Подготовка к олимпиадам и конкурсам по предметам. Участие в заочных олимпиадах, очных и заочных конкурсах. Занятия по курсу «Развитие познавательных способностей» О.А. Холодовой. Проведение классной олимпиады по окружающему миру. Работа с портфолио (итоги 3 четверти). | Апрель | Результаты, достижения (мониторинг). Участие в заочных олимпиадах и конкурсах. Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. | Май | Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного года. Составление плана. Работа с портфолио (итоги года). | В течение года | Размещение материалов по работе с одаренными детьми на сайте школы. | Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет он-лайн. | Создание в учебном кабинете материальной базы. | Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований. | Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах. | Участие в школьном конкурсе «Ученик года» | Активное внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий и проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения на уроках систематизация образовательных технологий по работе со способными и одаренными детьми | Направления деятельности: - организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми; - подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, районного и республиканского уровня; - участие в массовых мероприятиях внутри школы; - обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми. Формы работы с одаренными учащимися. Методическая работа педагога: заниматься самообразованием; повышать профессиональное мастерство; посещать занятия других педагогов; участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО проводить открытые занятия; подбирать материалы и задания к проведению классных олимпиад; проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися . Работа с родителями. Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, занятий по курсу «РПС» Ожидаемые результаты сформировать систему работы с одарёнными детьми; создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях; совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми; сформировать банк данных «Одарённые дети». Прогнозируемые результаты: - совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях; - призовые места или дипломы в олимпиадах. - развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора; - развитие творческого и логического мышления учащихся; Учащиеся должны уметь: воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации; определять учебную задачу; ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения; владеть своим вниманием; сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания; владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности использовать основные приемы мыслительной деятельности; самостоятельно мыслить и творчески работать; владеть нормами нравственных и межличностных отношений. |