СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План работы с родителями по формированию основ финансовой грамотности»

Изучение основ финансовой грамотности в ДОО должно осуществляться тесной взаимосвязи

С родителями (законными представителями) дошкольников. Семья и ДОО передают ребенку первый социальный опыт.

В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.

Перед родителями стоит задача помогать ребенку разбираться в наиболее сложных и важных вопросах, создать условия для совместного творческого освоения учебного материала и личностного развития.

На родителях лежит ответственность первоначально познакомить ребенка с финансовой стороной жизни семьи :

- Кто и как зарабатывает деньги в семье.

- Как формируется семейный бюджет.

- Как распределить заработанные деньги, чтобы хватило на все необходимое.

- Как принять решение – потратить деньги сейчас или сохранить их для последующих покупок.

- Как научиться экономить деньги.

Перед воспитателем стоит задача привлечь родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенком основ финансовой грамотности.

С этой целью ДОО должна:

• быть максимально «открытой» для родителей (законных представителей) ребенка;

• предоставлять исчерпывающую информацию об образовательных программах, включая программу «Основы финансовой грамотности»;

• разъяснять специфику образовательной деятельности и регулярно информировать о ходе реализации образовательных программ;

• предоставить возможность открытого обсуждения вопросов, связанных с реализацией программ по финансовой грамотности;

• по возможности привлекать родителей к проведению занятий с дошкольниками.

Воспитателю следует разъяснять родителям необходимость регулярно беседовать с детьми на финансово-экономические темы, прививать бережное отношение к продуктам питания, вещам, игрушкам, ко всему, что создано человеком.

Нельзя допускать, чтобы у детей стихийно складывались представления о том, что родители обязаны удовлетворять все их капризы и желания. Это приводит к потребительскому отношению к родителям, появляются желания, которые родители не в состоянии удовлетворять.

Дошкольник должен чувствовать себя полноценным членом семейного «хозяйственного коллектива», знать, откуда в семье денежные средства, что покупается, почему это можно купить, а это нельзя, почему необходимо иметь запас (денег, продуктов и пр., как копить и экономить.

Наибольший эффект дает обучение ребенка рациональному отношению к финансам именно в семье. Чтобы получить необходимые результаты, в семье необходимо воспитывать уважение к труду, труду людей, честно заработанным деньгам.

Тесный контакт между семьей и воспитателем помогает выстроить отношения взаимопонимания и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в изучении основ финансовой грамотности, обучении и развитии самого ребенка.

Контакт между семьей и педагогом помогает построить отношения взаимопонимания между ними и выработать общий подход, а также обеспечить большую логичность и последовательность в обучении и развитии самого ребенка.

Совместное планирование помогает облегчить основные процессы, связанные с общественным поведением, образованием и воспитанием детей. По мере того, как педагог готовится к обучению детей, важно, чтобы он осознавал тот факт, что обучение начинается не с того момента, когда ребенок приходит в группу. Первыми учителями ребенка являются его родители. То, что ребенок узнает в своей семье, является основой для дальнейшего, полномасштабного процесса обучения. Общей целью, которая объединяет дошкольное учреждение и родителей, является воспитание образованного ребенка.

Основные направления и формы работы с родителями (законными представителями)

В содержание работы с родителями входят:

Информационные методы : для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные«Наша семья трудится»«Мы идем в магазин»«Мы планируем»«Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения, тематические стенды, памятки, информационные альбомы, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам, например«Торговые предприятия»«Советуют специалисты»«Школа для родителей»«Поход в магазин»«Учимся бережливости»«Деньги будущего»«Деньги: какие они были и какие стали» и др. Можно создать страничку на сайте дошкольной образовательной организации, организовать библиотеку, провести родительский лекторий, консультации.

2 Изучение и учёт интересов, мнений и запросов родителей, семейного опыта. Анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы, родительская почта. Всё это позволяет воспитателю получить необходимую информацию для размышления.

3 Проведение лекций, семинаров, практикумов, бесед, тренингов, конкурсов, праздников, театрализованных постановок, выставок, экскурсий.

4 Проведение маршрутов выходного дня: банк, торговый центр, музей… Организация совместных мероприятий – достойная замена проведению времени у компьютеров и телевизоров. Это одна из лучших форм организации как досуга дошкольников, так и их образования. Через прохождение «образовательных маршрутов» наиболее эффективно приобретаются и усваиваются новые финансовые знания и умения. Прогулка принесет только пользу – и смена впечатлений, и свежий воздух, и развитие общего кругозора, и общение родителей, детей и воспитателей. Важно, чтобы ребёнок извлёк из прогулок и экскурсий как можно больше. Именно поэтому требуется специальная подготовка и участие со стороны родителей.

5 Проведение встречи с интересными людьмифинансисты, представители страховой компании, бизнесмены… Изучение проблемы ознакомления детей с явлениями социальной действительности в теории и практике показало, что труд взрослых дома и в детском учреждении в изменившихся социально-экономических условиях не всегда ими осознается, не всегда интересен и понятен детям (труд менеджера, банкира и др.). Дети недостаточно представляют материальную сторону труда. В. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Главные методические принципы организации «Встречи с интересными людьми» :

- Гость во время встречи рассказывает о всех разновидностях трудовой деятельности взрослого человека: профессиональный труд, домашний труд, хобби и увлечения, но подробно останавливается только на одном виде труда.

- Выбранный вид трудовой деятельности преподносится как можно ярче и эмоциональнее.

- Обязательно демонстрируются результаты труда, некоторые трудовые действия и предметы-помощники. Во время встреч необходимо разнообразить демонстрируемые детям виды трудовой деятельности:

- профессиональный труд – профессии сотрудников детского сада, родителей и близких людей воспитанников группы;

- домашний труд – труд по дому: уборка квартиры, приготовление пищи и т. п. ;

- труд, связанный с природой: выращивание овощей, цветов; уход за животными и т. п. ;

- хобби и увлечения (труд для души) : ручной труд (вязание, вышивание, шитье, плетение, резьба по дереву, походы и т. п.); увлечения, связанные с искусством (игра на музыкальных инструментах, увлечение живописью, коллекционирование книг по искусству и т. п.); занятия спортом, увлечения туризмом, рыбалкой и др.

6 Конкурсы на составление рекламы фирменного блюда или изделия, на использование бросового материала «Вторая жизнь вещей».

7 Изготовление семейных экономических газет.

8 Участие в экономическом аукционе, в игре «День предпринимателя», в викторинах и т. д.

9 Детско-родительские проекты«Магазин моей мечты»«Как мы экономили бюджет»«Как мы копили деньги».

10 «Брейн-ринг». В игре принимают участие две команды. После того как ведущий задает вопрос, начинается обсуждение (20 сек). Если у команды есть версия ответа, то игрок нажимает на кнопку и предлагает версию. В случае верного ответа он приносит одно очко, в случае неверного – очередь отвечать переходит к соперникам. Для победы необходимо набрать 5 очков.

11 Образовательный веб-квест (интернет-проект) – это созданный педагогом сайт в Интернете, который содержит проблемное задание с элементами ролевой игры. Для выполнения задания требуются ресурсы Интернета. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в образовательную деятельность. В процессе прохождения веб-квеста дети и родители смогут проверить свои знания в области экономики и финансов путём выполнения заданий различных типов.

12 Семейный финансовый фестиваль – популярный сегодня стиль городского мероприятия, собирающего активную, продвинутую и заинтересованную в новых впечатлениях и знаниях аудиторию. Азы финансовой грамотности доносятся до участников через совместное творчество родителей и детей, предусмотрены разнообразные квесты и настольные игры, где каждый может применить полученные знания на практике и показать себя настоящим магистром семейного бюджета. Участие в фестивале позволяет юным участникам научиться правильно распоряжаться деньгами и избежать финансовых ошибок в будущем, а взрослым – улучшить собственные знания в сфере личных и семейных финансов и наладить коммуникацию с детьми через совместное творчество. На каждом этапе жизни человек испытывает различные финансовые потребности. В детстве мы только узнаем, что такое деньги и откуда они берутся, в молодости задумываемся о получении образования, старте карьеры, а в зрелом возрасте важно знать, как сохранить накопления и приумножить сбережения. Все эти аспекты найдут свое отражение в бесплатных активностях: лекциях известных финансовых экспертов, мастер-классах, командных и семейных играх, спектаклях, мультфильмах, ярмарке и многое другое. На площадке мероприятия может быть организовано много бесплатных активностей на тему финансовой грамотности : мастер-классы по изготовлению поделок, ярмарка, где за фестивальную валюту можно будет выгодно их продать, магазин с ассортиментом из подарков и сувениров, в котором можно потратить заработанные фестивальные деньги, презентации лучших проектов Минфина России, лекции с открытыми дискуссиями для родителей, юридические консультации для взрослых, образовательные спектакли для всей семьи, мультфильмы, игры, интеллектуальные конкурсы, выставка об истории денег, мюзиклы, и многое другое.

+❤ В Мои закла

Месяц

Формы работы с родителями

СЕНТЯБРЬ

Консультация для родителей «Дошкольник и финансовая грамотность»

Анкетирование родителей по теме

Папка – передвижка «Дети и деньги»

ОКТЯБРЬ

Консультация для родителей «Из опыта работы по –финансовому воспитанию в детском саду». -Папка – передвижка «Экономический словарь»

НОЯБРЬ

Консультация «Формирование элементарных финансовых знаний через дидактические игры с математическим содержанием» - Папка – передвижка «Советы Гнома Эконома»

ДЕКАБРЬ

Консультация для родителей «Сказка – как средство финансового воспитания дошкольников

ЯНВАРЬ

Мастер класс «Финансы для детей»

Творческое задание по изготовлению атрибутов

ФЕВРАЛЬ

Рекомендации для родителей по финансовому воспитанию детей в семье.

МАРТ

Совместное посещение родителей и детей библиотеки семейного чтения

АПРЕЛЬ

Круглый стол для родителей «Финансовое воспитание дошкольников»

Деловая игра «Бюджет семьи»

МАЙ

Сочинение экономической сказки при помощи моделирования, выставка сказок.



В своей работе я использую такие формы работы с родителями как

: –информационно-аналитические По данному направлению можно проводить: • анкетирование; • тестирование; • родительская почта, анализ мнений и запросов родителей.

–познавательные Это направление включает: • родительские собрания; • мастер классы; • консультации и индивидуальные беседы; • создание предметно-пространственной среды; • семейные проекты;

–наглядно-информационные Данное направление включает: • тематические стенды, папки-передвижки, например: «Карманные деньги за и против», «В магазин с ребенком»; «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках должен быть представлен примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, даны рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения; • буклеты; • памятки для детей и родителей; • фотовыставки; • изготовление газет;

–досуговые: По данному направлению можно организовать: праздники, развлечения, акции, выставки, ярмарки, экскурсии. Также для формирования экономической грамотности, рекомендую родителям пользоваться интернет-ресурсами, например:

– сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура». – сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»;

– путеводитель финансово грамотного человека.