СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы ШМО по математике, физике, информатике

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План работы ШМО по математике, физике, информатике»

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ ШКОЛА №10»

«Утверждено» Директор МКОУ «СОШ № 10»

Левшинова Т.В. _________

Приказ № от .08.22г.


ПЛАН РАБОТЫ


школьного методического объединения

учителейматематики и физики

на 2021-2022 учебный год.


Руководитель ШМО

Родная Н.А.





Методическая тема школы

«Совершенствование качества образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты»


Методическая тема ШМО:

«Внедрение современных педагогических технологий как условие обеспечения качества обучения и развития учащихся»


Цель работы методического объединения по данной теме: «Создание условий непрерывного совершенствования профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для повышения эффективности и качества образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности»


Реализация данной цели осуществлялась через решение следующих задач:

1. Продолжение изучения новых педагогических технологий и приемов, возможности использования их или отдельных элементов в преподавании математики и информатики и физики.

2. Совершенствование системы работы со слабоуспевающими детьми.

3. Совершенствование педагогического мастерства и повышение квалификации учителей школьного методического объединения.

4. Обобщение и внедрение передового опыта использования ИКТ в образовательном процессе.

5. Совершенствовать организационно-методические условия обучения для школьников с ОВЗ, обеспечить методическую поддержку учителей, работающих с детьми ОВЗ.

6.Развивать методические компетенции учителя и умение применять их в процессе обучения

7.Продолжить начатую работу с одарёнными детьми, всесторонне использовать научно-исследовательскую, проектную, творческую работу в разных возрастных группах школьников, с принятием участия в олимпиадах и конкурсах различных уровней

8.Использовать на уроках естественно-математического цикла инновационные технологии.

9.Изучение передового опыта учителей школы и района.

10.Повышение профессионального мастерства педагогов через самообразование, участие в творческих мастерских, использование современных информационных технологий.

11.Совершенствование материально-технической базы преподавания предметов в соответствии с требованиями к оснащению образовательного процесса ФГОС НОО и ФГОС ООО.


Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний учащихся;

- повышение познавательного интереса обучающихся к предметам;

- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

- создание условий в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых компетентностей, УУД.


Основные функции ШМО:

- оказание практической помощи педагогам;

- поддержка педагогической инициативы инновационных процессов;

- изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;

- ознакомление с анализом состояния преподавания предмета по итогам внутришкольного контроля;

- разработка рекомендаций по здоровьесберегающим технологиям в процессе обучения;

- взаимопосещение уроков по определенной тематике с последующим анализом;

- организация открытых уроков;

- ознакомление с методическими разработками по предметам, анализ методики преподавания;

- изучение актуального педагогического опыта;

- отчеты о профессиональном образовании, работа педагогов по повышению квалификации в институтах;

- организация и проведение предметнойнедели «Парад наук»;

- укрепление материальной базы и проведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету, к соответствию современным требованиям к образованию.


Основные формы работы ШМО:

проведение педагогических экспериментов по проблеме методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;

заседания методических объединений по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;

консультации учителей-предметников с руководителем м/о по текущим вопросам;

открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;

изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов, актуального педагогического опыта;

проведение недели «Парад наук»;

взаимопосещение уроков педагогами цикла.


Содержание работы методического объединения учителей математического цикла

  • Проведение заседаний ШМО

  • Выполнение нормативных документов, исполнение решений и рекомендаций ШМО

  • Знакомство с передовым опытом и внедрение его в деятельность учителей ШМО

  • Проведение и подготовка учащихся к олимпиадам, научным конференциям, интеллектуальным конкурсам и т.д.

  • Подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предметам

  • Посещение учебных, факультативных и кружковых и внеурочных занятий по предметам

  • Работа над темами самообразования







Раздел 1. Организационно-педагогическая деятельность


П/п

Мероприятие

Сроки


Ответственный


Выход


1.1

Утверждение плана работы ШМО на 2022-2023 учебный год.

Август

Руководитель ШМО

План работы ШМО

1.2

Создание банка данных учителей-предметников ШМО


Сентябрь-октябрь

Руководитель ШМО


См. характеристика кадрового потенциала ШМО

1.3

Проведение заседаний ШМО

В течение года

Руководитель ШМО

План заседаний ШМО

1.4

Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаний городских предметных секций, городских предметных олимпиадах, дистанционных олимпиадах.

В течение года


Члены ШМО


План работы школы, план работы ШМО и РМО по предметам


1.5

Актуализация нормативных требований СанП И Н, охраны труда для всех участников образовательного процесса.

Август


Члены ШМО

Журналы по технике безопасности и охране труда

1.6

Утверждение тем самообразования


сентябрь

Члены ШМО

См. раздел «Тема самообразование учителей»

1.7

Анализ работы ШМО за 2021-2022 уч. год

май 2022г

Руководитель ШМО

Анализ работы ШМО

1.8

Составление плана работы ШМО на 2022-2023учебный год

Май- август

2022г


Руководитель ШМО, зам. директора по УВР

План работы ШМО

1.9

Организация взаимопосещения уроков

В течение года

Члены ШМО

График взаимопосещений








Раздел 2. Учебно-методическая деятельность

П/п

Мероприятие

Сроки


Ответственный


Выход


2.1

Изучение инструктивно-методических писем МОиН РД


В течение года


Зам. директора по УВР

Информация ШМО


2.2

Разработка и утверждение рабочих программ по предметам


Август

Замдиректора по УВР

Члены ШМО

Рабочие программы членов ШМО

2.3

Разработка и утверждение рабочих программ по внеурочной деятельности

Август

Замдиректора по УВР

Члены ШМО

Рабочие программы членов ШМО

2.4

Подборка дидактического обеспечения учебных программ


В течение года


Члены ШМО


Методическая копилка членов ШМО

2.5

Подготовка и проведение диагностических работ по математике в 5-9 классах

сентябрь

Руководитель ШМО


Анализы контрольных работ

2.6

Организация и проведение ВПР, полугодовых и годовых работ по предметам

декабрь, апрель, май

Замдиректора по УВР

Члены ШМО

График проведения контрольных работ

2.7

Участие в работе ШМО и педагогических советов

В течение года

Члены ШМО

Конспект выступления

2.8

Проведение открытых уроков и мастер –классов, взаимопосещений

Члены ШМО


Члены ШМО


Конспект урока, обсуждение членами ШМО

2.9

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций:

- промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости (5-8 кл)

- государственной итоговой аттестации учащихся 9 классов



Октябрь


В течение года

Члены ШМО

Протокол заседания ШМО


2.10

Подготовка и проведение промежуточной аттестации учащихся и государственной итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов

В течение года


Члены ШМО


Графики промежуточной и государственной итоговой аттестации













Раздел 3. Мероприятия по усвоению обязательного минимума образования по предметам

П/п

Мероприятие

Сроки


Ответственный


Выход


3.1

Организация и проведение контроля выполнения учебных программ, обязательного минимума содержания образования, корректирование прохождения программ по предметам

Ноябрь

Январь

Март

Май

Руководитель ШМО,

члены ШМО

Справка


3.2

Участие в работе малых педсоветов по предварительной итоговой успеваемости учащихся за четверть, полугодие

По окончании четверти, полугодия, года.

Руководитель ШМО


Протокол педсовета


3.3

Осуществление контроля выполнения практической части учебной программы.

Январь, май


Руководитель ШМО


справка


3.4

Оказание консультативной помощи при подготовке к экзаменам по предметам математического цикла

Апрель – июнь


Члены ШМО


справка




Раздел 4. Организация внеклассной работы по предметам

П/п

Мероприятие

Сроки


Ответственный


Выход


4.1

Участие в организации и проведении научно-практических конференций

По графику школы и УОГБ

Члены ШМО


План работы школы


4.2

Участие учащихся в дистанционных олимпиадах, школьных предметных конкурсах

В течение года


Члены ШМО


Информация


4.3

Организация и анализ проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады по предметам

Октябрь


Члены ШМО


Итоги результатов


4.4

Организация участия учащихся в различных конкурсных мероприятиях

В течение года


Члены ШМО


Приказ администрации школы















Методическая тема самообразования учителей.



ФИО учителя


предмет

Тема самообразования

Родная Н.А.

Учитель математики

Создание, апробация и изучение эффективности различного вида математических заданий при формировании математической грамотности обучающихся основного общего образования. Система подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике.

Мельникова Е.П.

Учитель информатики

Применение ИКТ для развития мотивации учащихся с целью повышения качества обучения, эффективной подготовки к ОГЭ и обеспечения деятельностного подхода в обучении


Мазова В.С.

Учитель физики

Повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики и физики через различные способы деятельности с применением информационных обучающих средств. 




































План заседаний ШМО учителей предметного цикла на 2022-2023 учебный год


Тематика заседания

Срок проведения

ответственный

I заседание.

Тема: Содержание и основные направления деятельности МО на 2022-2023 уч. г.

1.Анализ результатов итоговой аттестации в 9-11классах за 2021-2022уч.г.

2.Анализ ВПР – объективность оценивания, объективность проведения, объективность проверки. Соотношение внешней и внутренней оценки.

3. Утверждение плана работы ШМО на 2022 – 2023уч.г.

4. Рассмотрение рабочих программ на 2022-2023уч.г.

5. Изучение нормативных документов, правил ведения школьной документации, ученических тетрадей, периодичность их проверки.

6.Утверждение планов самообразования учителей ШМО 2022-2023уч. год

7. Подготовка к исследованию PISA-2022

Август


Руководитель ШМО

Учителя - предметники


Работа между заседаниями

Сентябрь- октябрь

Учителя - предметники


1. Адаптация пятиклассников (организационные вопросы)

2. Участие в школьных олимпиадах по предметам.

3. Подведение итогов школьного тура олимпиады.

4. Подготовка и участие в конференциях, конкурсах, дистанционных олимпиадах

5. Разработать контрольно-измерительные материалы по предметам для проведения промежуточной аттестации

6. Взаимопосещение уроков, с целью повышения эффективности преподавания и обмена опытом.













Тематика заседания

Срок проведения

ответственный

II заседание


Тема: «Эффективность работы учителей МО по обеспечению качественного образования».

1. Повышение уровня мотивации учащихся на уроках математики и физики через различные способы деятельности с применением информационных обучающих средств

2. Интерактивные формы обучения информатики и физики в рамках ФГОС

3. Анализ результатов школьной всероссийской предметной олимпиады школьников по предметам в 2021-2022 учебном году.

4. Анализ проведения исследований PISA-2022

5. Сравнительный мониторинг анализа входных и итоговых диагностических работ по математике, физике,информатике

6. Итоги 1 четверти. Успеваемость и качество знаний по предметам МО.

Ноябрь

Руководитель ШМО

Учителя - предметники


Работа между заседаниями




1. Подготовка к муниципальному этапу всероссийской предметной олимпиады школьников по предметам. Участие в городских олимпиадах по предметам.

2.Взаимопосещение уроков, с целью повышения эффективности преподавания и обмена опытом.

4. Проведение работы с родителями (индивидуальные собеседования, родительские собрания с проведением консультаций и рекомендаций для родителей по итоговой аттестации).

5. Участие в педагогическом совете и методическом дне школы


Ноябрь-декабрь

Учителя - предметники











Тематика заседания

Срок проведения

ответственный

III заседание

Тема: «Используемые образовательные технологии на уроке по ФГОС нового поколения»

План заседания:

1. Применение ИКТ для развития мотивации учащихся с целью повышения качества обучения, эффективной подготовки к ОГЭ и обеспечения деятельностного подхода в обучении

2. Использование ИКТ на урокахфизики, как способ повышения эффективности развития функциональной грамотности учащихся в рамках ФГОС

3. Анализ изменений КИМов ОГЭ и ЕГЭ по математике и физике. Организация повторения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Проведение пробного ОГЭ и ЕГЭ по математике

4. Введение наставничества в школах.

январь

Руководитель ШМО

Учителя - предметники


Работа между заседаниями январь-март





1. Подготовка и участие в конференциях, конкурсах, дистанционных олимпиадах

2. Работа по самообразованию

3. Взаимопосещение уроков, с целью повышения эффективности преподавания и обмена опытом.

4. Подготовка к ВПР

5. Подготовка и участие в педагогическом совете школы

6. Обеспечение преемственности учебной и внеучебной деятельности учащихся на основе работы творческих групп и научно-исследовательских обществ

январь - март

Учителя - предметники



Тематика заседания



ответственный

IV заседание

Тема: «Пути повышения эффективности работы учителя по подготовке выпускников школы к государственной итоговой аттестации»

План заседания:

1. Обмен опытом «Создание, апробация и изучение эффективности различного вида математических заданий при формировании математической грамотности обучающихся основного общего образования. Система подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике.»

2. Организация системы работы по предупреждению пробелов в знаниях учащихся.

3. О графике проведения ВПР по предметам МО

март

Руководитель ШМО

Учителя - предметники


Работа между заседаниями

Апрель-май

Учителя - предметники


1. Проведение ВПР, их анализ

2. Подготовка к итоговой аттестации выпускников

3. Работа по самообразованию

4. Изучение нормативно-правовых документов по государственной итоговой аттестации.

5. Взаимопосещение уроков, с целью повышения эффективности преподавания и обмена опытом.




V заседание

Тема: ««Портфолио учителя – анализ результатов деятельности».

План заседания:

1. Результаты размещения методических материалов, накопленных за учебный год в печатных изданиях, в сети Интернет (Результаты участия педагогов, обучающихся в конкурсах за 2021-2022 учебный год)

2. Краткий самоанализ работы учителей ШМО за прошедший учебный год по теме самообразования.

3. Предварительный анализ работы ШМО в 2022-2023 учебном году.

4. Перспективный план работы ШМО за 2022 - 2023. Задачи на новый учебный год

Май- июнь

Руководитель ШМО

Учителя - предметники


Работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися по математике

Характеристика учеников: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных  умений и навыков за предыдущие годы обучения,  отсутствие навыков самостоятельности в работе. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, ученик не умеет выражать мысли, не всегда выполняет домашнее задание, наблюдается наличие пробелов в знаниях.

Цель: повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников, повысить мотивацию и  ликвидировать пробелы в знаниях, сформировать умение решать задачи.

При работе со слабоуспевающими детьми придерживаюсь  следующих рекомендаций:

  • При опросе слабоуспевающим ученикам желательно давать примерный план ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями;

  • По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал;

  • При опросе создавать ситуации успеха;

  • Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине;

  • В ходе опроса и при анализе его результатов стараться обеспечивать атмосферу доброжелательности;

  • В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, поэтому необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала,  стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала;

  • В ходе самостоятельной работы рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: при этом необходимо отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий.

     

Планируемые результаты


- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

- Внедрение новых образовательных технологий, , которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.


Основные компоненты


  1. Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.

  2. Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.

  3. Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.

  4. Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.

  5. Использовать наглядный материал.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися


Мероприятия

Срок

1

Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

2

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь-октябрь

3

Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.


4

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

5

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

6

Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях

7

Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

8

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

9

Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

10

Учить детей навыкам самостоятельной работы



Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся

1. Ученик не может сказать, в чем трудности задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.

2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов.

3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.

4. Ученик не реагирует эмоционально (мимикой, жестами) на успех и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.

5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученные результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.

6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.


Основные способы обнаружения отставаний учащихся


  • наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

  • вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

  • обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.









Требования к работе со слабоуспевающими учащимися


1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.

5.Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.


Десять правил работы со «слабоуспевающими»

1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2.Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.

3.Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со слабыми.

4.Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).

5.Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.

7.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.

8. Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.

9.Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и ... «слабоуспевающих».

10.Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили материал, опросили сильных - посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба


Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.


Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.


Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий










Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям, испытывающим затруднения в обучении

Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости)

Мероприятия по работе с учащимися


Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине.

  • Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;

  • Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;

  • Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам;

  • Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

  • Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей;


Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам.

  • Проводить проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;

  • Донести информацию о не выполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося;

  • Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителей в присутствии их родителей);


Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики

  • Рекомендовать учащемуся занятия с репетитором;

  • При необходимости, способствовать организации помощи психолога;

  • Проводить индивидуальные консультации;

  • Организовать с учащимся работу над его ошибками;

  • Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;

  • Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;






Работас одаренными детьми по математике

Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации, связанные именно с одаренными молодыми детьми.

Цель:

уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по-своему.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Принципы работы с одаренными детьми в сфере образования:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).

3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).

Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.


Условно мы выделяем три категории одаренных детей: 

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  • Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).

  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • групповые занятия с сильными учащимися;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

  • конкурсы и конференции;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • спецкурсы.



Работа с одаренными учащимися

Характеристика учеников: дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.

Цель: формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика; развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся; углубление знаний по математике, совершенствование навыков работы в решении задач; развитие творческого потенциала и навыков исследовательской деятельности.

При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих рекомендаций:

1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.

3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.

Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому и внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся. Особенно большую роль играют недели математики, включающие различные формы работы:  конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы и т.д., где творческие, талантливые дети раскрывают свои способности в полной мере. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения. Навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, придают этим видам деятельности мотивированный характер. А ведь именно на этом этапе следует предлагать как можно больше занимательного и  интересного материала. Важна и самостоятельная работа ребенка, т.к. в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера.



Раздел 5. Работа по подготовке государственной итоговой аттестации

СОДЕРЖАНИЕ

СРОК

ОТВЕСТВЕННЫЕ

1

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по итоговой аттестации учащихся 9,11 классов , демоверсия ОГЭ и ЕГЭ

Сентябрь- октябрь

Руководитель ШМО

2

Тренировочные и диагностические работы в системе СтарГрад и ФИПИ

Сентябрь-май

Родная Н.А.

3

Введение элементов ЕГЭ и ОГЭ в тематический и итоговый контроль в 7-11 классах

По плану ВШК

Учителя математики

4

Организация самостоятельной работы учащихся 9-11 классов с материалом ЕГЭ и ОГЭ по математике и физике

Сентябрь-май

Родная Н.А., Мазова В.С.

5

Дополнительные занятия по математике «Решение задач повышенной трудности в 9 классе»

Сентябрь-май

Родная Н.А.

6

Организация внеурочных консультаций по подготовке ГИАдля учащихся 9-11 классов

Апрель-май

Мельникова Е.П., Родная Н.А.

7

Проведение пробных ЕГЭ и ОГЭ по математике, информатике в 9, 11 классах

Декабрь, апрель

Мельникова Е.П., Родная Н.А.