Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева»
Рассмотрено На заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 4 от 22.08.2019г Руководитель ШМО __________ Омельяненко Е.Б. | Согласовано Зам. директора по УВР _____________ О.Ю.Пирогова | Утверждено Директор МБОУ «Столбовская средняя школа имени Героя Советского Союза Н.А.Токарева» __________ О.Л.Лункина |
ПЛАН РАБОТЫ
школьного методического объединения
учителей начальных классов
на 2019/2020 учебный год
Руководитель ШМО: Омельяненко Е.Б.
с.Столбовое
2019г.
Методическая тема школы
на 2018/2023 гг.:
"Совершенствование качества образования путём обновления содержания и педагогических технологий в рамках реализации ФГОС"
Цель методической работы:
повышение качества образования через непрерывное развитие учительского потенциала, повышение уровня профессионального мастерства и профессиональной компетенции учителей для успешной реализации ФГОС.
Методическая тема ШМО учителей начальных классов:
«Организация учебного процесса путем внедрения активных методов обучения, направленных на повышение эффективности и качества образования в начальной школе »
Деятельность ШМО призвана способствовать:
обобщению и распространению передового опыта;
предупреждению ошибок в работе учителя;
методически грамотному раскрытию трудных тем, учебных предметов;
анализу качества знаний, умений, навыков;
накоплению дидактического материала;
расширению кругозора учащихся;
активизация творческого потенциала учителей.
Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, развитие их творческого потенциала в условиях реализации ФГОС НОО с целью совершенствования качества преподавания и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Задачи:
1. Создание оптимальных условий (организационно-управленческих, методических, педагогических) для обновления и реализации основных образовательных программ образовательного учреждения, включающего три группы требований в соответствии с ФГОС.
2. Создание благоприятных условий для формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
3. Создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с обучающимися с учетом возрастных, психологических особенностей.
4. Создание оптимальных условий для формирования и развития полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.
5. Совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
7. Совершенствование работы учителей, направленной на формирование у учащихся ключевых компетентностей.
8. Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, для развития мотивации к профессиональному и творческому росту.
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний обучающихся;
- овладение учителями ШМО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Направления работы ШМО учителей начальных классов:
Раздел 1. Организационно-педагогическая деятельность.
Задачи:
- повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи;
- создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя.
№ | Содержание мероприятий | Сроки реализации | Ответственный |
1. | Утверждение плана работы ШМО на 2019/2020 учебный год. Утверждение графика открытых уроков. | Август | Руководитель ШМО Зам.дир. по УВР |
2. | Проведение заседаний ШМО. | В течение года | Руководитель ШМО |
3. | Участие в работе ШМО, педсоветах, методических семинарах, заседаниях РМО, научно-практических конференциях, методических декадах. | В течение года | Учителя начальных классов |
4. | Актуализация нормативных требованиях СанПиНа, охраны труда для всех участников образовательного процесса. | Август, январь | Учителя начальных классов |
5. | Внедрение информационных технологий в организационно-педагогический процесс. | В течение года | Учителя начальных классов |
6. | Создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя; создание банка данных об уровне профессиональной компетенции педагогов. | Постоянно | Зам.дир. по УВР Руководитель ШМО |
Раздел 2. Учебно-методическая деятельность.
Задачи:
- формирование банка данных педагогической информации (нормативно-правовая, методическая);
- организация и проведение мониторинга обученности учащихся на основе научно-методического обеспечения учебных программ.
№ | Содержание мероприятий | Сроки реализации | Ответственный |
1. | Изучение нормативных документов, программ учебных предметов, инструктивно-методических писем в связи с реализацией ФГОС НОО. Критерии оценивания. | В течение года | Зам.дир. по УВР Руководитель ШМО Учителя начальных классов |
2. | Изучение и систематизация методического обеспечения учебных программ по ФГОС. | В течение года | Зам. дир. по УВР Учителя начальных классов |
3. | Подборка дидактического обеспечения учебных программ. | В течение года | Учителя начальных классов |
4. | Разработка рабочих программ по учебным предметам, внеурочной деятельности. | Июнь-август | Учителя начальных классов |
5. | Обновление тем и планов самообразования, анализ работы по теме самообразования. | Август, май | Учителя начальных классов |
6. | Планирование учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных способностей учащихся. | Систематически | Учителя начальных классов |
7. | Организация и проведение входного, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся. | Сентябрь Декабрь Май | Зам.дир. по УВР Учителя начальных классов |
8. | Организация работы с одаренными и слабоуспевающими учащимися. | В течение года | Учителя начальных классов |
9. | Организация и проведение методических декад. | Сентябрь-май | Учителя начальных классов |
10. | Организация и проведение открытых уроков, внеурочных занятий по ФГОС. | В течение года | Учителя начальных классов |
Раздел 3. Мероприятия по усвоению базового уровня НОО.
Задачи:
- обеспечение оптимальных условий для учащихся по усвоению базового уровня НОО;
- повышение эффективности контроля уровня обученности.
№ | Содержание мероприятий | Сроки реализации | Ответственный |
1. | Организация и проведение контроля выполнения учебных программ | 1 раз в четверть | Зам дир. по УВР |
2. | Корректирование прохождения программ по предметам | 1раз в четверть | Учителя начальных классов |
3. | Анализ входного, промежуточного и итогового контроля знаний учащихся Анализ эффективности организации работы со слабоуспевающими учащимися. | Сентябрь Декабрь Май В течение года | Учителя начальных классов |
4. | Осуществление контроля выполнения практической части рабочей программы. | Декабрь Май | Зам дир. по УВР |
5. | Анализ качества обученности учащихся по предметам за 1,2,3,4 четверти, за год. | 1 раз в четверть | Учителя начальных классов |
6. | Оказание консультационной помощи педагогам. Посещение уроков. | В течение года | Руководитель ШМО |
Раздел 4. Повышение качества образовательного процесса.
Задачи:
- обеспечение оптимальных условий для учащихся по усвоению базового уровня НОО;
- повышение эффективности контроля уровня обученности;
- повышение качества урока.
№ | Содержание мероприятий | Сроки реализации | Ответственный |
1. | Мониторинг предметных достижений учащихся. | В конце каждой четверти | Учителя начальных классов |
2. | Использование активных технологий на уроках, во внеурочной деятельности (обмен опытом). Взаимопосещение уроков с последующим анализом и самоанализом по реализации системно-деятельностного подхода в обучении. | В течение года | Учителя начальных классов |
3. | Выполнение единых требований к ведению и проверке ученических тетрадей, объему домашних заданий, выполнению практической части программы по ФГОС. | Систематически | Учителя начальных классов |
4. | Выполнение единых требований к системе оценок, формам и порядку проведения промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования по ФГОС. | Систематически | Учителя начальных классов |
Раздел 5. Профессиональный рост учителя.
Задачи:
- создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов;
- выявление и распространение передового педагогического опыта.
№ | Содержание мероприятий | Сроки реализации | Ответственный |
1. | Составление тем и планов самообразования. | Август | Учителя начальных классов |
2. | Организация и проведение методических декад. | По плану школы | Руководитель ШМО Учителя начальных классов |
3. | Аттестация учителей. | В течение года | Зам. дир. по УВР |
4. | Открытые уроки, внеклассные мероприятия. | В течение года | Учителя начальных классов |
5. | Изучение и внедрение активных методов обучения. | В течение года | Учителя начальных классов |
6. | Курсовая подготовка | По плану | Зам.дир.по УВР |
7. | Выступления на педсоветах, семинарах, совещаниях и конференциях. Участие в работе ШМО. | В течение года | Учителя начальных классов |
8. | Участие в профессиональных педагогических конкурсах. | В течение года | Учителя начальных классов |
9. | Публикации на сайтах, в методических журналах. | Систематически | Учителя начальных классов |
10. | Обобщение и распространение опыта работы. | В течение года | Учителя начальных классов |
11. | Изучение передового педагогического опыта. | В течение года | Учителя начальных классов |
Раздел 6. Поиск и поддержка одаренных детей.
Задачи:
- создание условий для творческой активности обучающихся;
- выявление и поддержка одаренных детей.
№ | Содержание мероприятий | Сроки реализации | Ответственный |
1. | Выявление одаренных детей | Сентябрь | Учителя начальных классов |
2. | Организация и проведение методических декад, конкурсов, олимпиад. | По плану школы | Руководитель ШМО Учителя начальных классов |
3. | Составление графика проведения олимпиад | Сентябрь | Зам. дир. по УВР |
4. | Подготовка и проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников | Сентябрь-октябрь | Учителя начальных классов |
5. | Участие в муниципальном этапе ВОШ. | Ноябрь-декабрь | Учителя начальных классов |
6. | Участие в заочных и дистанционных конкурсах. | В течение года | Учителя начальных классов |
Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2019/2020 учебный год.
Заседание № 1.
Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о выполнении |
Цель: Обсудить план работы ШМО учителей начальной школы на 2019/2020 учебный год, основные направления работы. 1. Утверждение ответственных за подготовку материалов ШМО. 2. Утверждение графика контрольных работ для учащихся 2- 4 классов. 3. Обсуждение нормативных, программно –методических документов: - изучение нормативной и методической документации по вопросам образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Положение о порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, Разъяснения по применению Порядка аттестации…, ФГОС и др.) - о едином орфографическом режиме 4. Обсуждение и утверждение плана работы методического объединения на 2019/2020 учебный год. 5. Рассмотрение и утверждение рабочих программ учителей начальных классов в соответствии с учебным планом и стандартом начального образования. 6. Особенности организации внеурочной деятельности. Рассмотрение и утверждение программ внеурочной деятельности. 7. Корректировка и утверждение тем самообразования учителей. 8. Контроль за обеспеченностью учебниками и за готовностью кабинетов к новому учебному году. 9. Рассмотрение планов воспитательной работы, работы с одаренными и слабоуспевающими детьми. | Август | | |
| | | |
Заседание № 2
Приёмы работы с текстом через организацию деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы.
Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о выполнении |
Понятие, цели и роль смыслового чтения в организации учебного процесса начальной школы. Условия обучения оптимальному чтению. Смысловое чтение как средство формирования УУД младших школьников. Приемы для осознанного чтения. Приёмы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных контрольных работ. | Октябрь | | |
1. Итоги входных контрольных работ учащихся 2 – 4 классов. | |
2.Наблюдение за адаптацией учащихся 1 к УВП. |
3. Подготовка к предметной неделе в начальной школе. Рассмотрение плана проведения. 4. Подготовка к школьному этапу ВОШ. |
| |
Заседание № 3
Использование ИКТ в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования.
Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о выполнении |
Сообщения: 1. Влияние современных технологий на повышение учебной и творческой мотивации учащихся. 2. Активизация познавательных интересов посредством применения ИКТ. 3. Здоровьесберегающие технологии на ИКТ- уроках. 4. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения (из опыта работы). | декабрь | | |
1. Итоги контрольных работы учащихся 2 – 4 классов за 1 полугодие, техники чтения. | |
2. Анализ посещенных и открытых уроков, предметной недели. |
3. Состояние оформления журналов. Анализ объективности выставления четвертных отметок, выполнение государственных программ, анализ успеваемости. |
4. Анализ воспитательной работы за 1 полугодие. |
5. Анализ работы ШМО за 1 полугодие. |
| | | |
Заседание № 4
Инновационный подход к организации контрольно - оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.
Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о выполнении |
Сообщения: 1. Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности. 2. Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС. 3.Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов. 4. Этапы формирования действий контроля и оценки в начальной школе. 5. Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития. | март | | |
1.Рассмотрение материалов итоговых контрольных работ, комплексных контрольных работ. | |
2.Соблюдение и выполнение единого орфографического режима и норм оценок ЗУН. |
3. Подготовка к ВПР в 4 классе. |
| | | |
Заседание № 5
Результаты деятельности педагогического коллектива начальной школы по совершенствованию образовательного процесса.
Содержание деятельности | Сроки проведения | Ответственные | Отметка о выполнении |
1. Представление материалов, наработанных по темам самообразования (отчет) 2.Анализ итоговых контрольных работ по предметам, техники чтения за год. 3. Итоги комплексных контрольных работ, ВПР в 4 классе. 4.Выполнение учебных программ. 5.Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2019/2020 учебный год. | Май | Учителя ШМО | |
6. Состояние оформления журналов. Анализ объективности выставления четвертных отметок, выполнение государственных программ, анализ успеваемости. |
| | | |
| | | |