Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.
Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья:
- неблагоприятной обстановкой в семье.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой - безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыков и умений.
№ п/п | Мероприятия | Сроки выполнения |
1 | Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося. | Январь |
2 | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года |
3 | Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал. | В течение учебного года |
4 | Регулярно и систематически опрашивать, выставлять оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить | В течение учебного года |
5 | Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем | На каждом уроке |
6 | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего проводить повторный контроль знаний. | В течение учебного года |
7 | Ставить в известность родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (более 2-3) | В течение учебного года |
8 | Использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока. | В течение учебного года |
9 | Организовывать в процессе обучения индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору. | В течение учебного года |
10 | На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся». | В течение учебного года |
11 | Шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. | В течение учебного года |
12 | При опросе слабоуспевающим давать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, давать больше времени готовиться к ответу у доски. | В течение учебного года |
13 | Задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. | В течение учебного года |
14 | Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. | В течение учебного года |
15 | В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности. | В течение учебного года |
16 | В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала. | В течение учебного года |
17 | В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам давать задания, направленные на устранение ошибок, отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. | В течение учебного года |
18 | При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок, проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий. Объем домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки. | В течение учебного года |
19 | Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | 1 раз в неделю в течение учебного года |
20 | Составить план работы по ликвидации пробелов в знаниях каждого отстающего ученика | Сентябрь(2020 г.), обновлять по мере необходимости. |
21 | Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года |
№ | Тема | Сроки |
1 | Занятие 1. Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. Корень, окончание, основа, приставка, суффикс. | январь |
2 | Занятие 2. Правописание слов с двойными согласными, непроверяемыми гласными и согласными. Чередование согласных.Имя существительное. | январь |
3 | Занятие 3. Гласные после шипящих и ц. О—ё после шипящих и ц. Учимся ставить знаки препинания. Однородные члены предложения. | январь |
4 | Занятие 4. Разделительные твердый и мягкий знаки. Мягкий знак на конце слов после шипящих. | январь |
5 | Занятие 5. Корни с чередующимися гласными -лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-, -гар- — гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-. Корни с чередованием и—е (бир- — -бер-, -дир- дер- и др.). Корни с чередующимися гласными -кас- — -кос-, -равн- — -ровн-. | февраль |
6 | Занятие 6. Корни с чередующимися гласными -скак- — -скоч-, -мак- — -мок-(-моч-), -плав- — -плов- — -плыв-. Чередование -я-(-а-) — -им-(-ин-) в корнях. Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед словами что, если, потому что, чтобы, где, когда, который, хотя, кроме, куда. | февраль |
7 | Занятие 7. Гласные и согласные в приставках. Приставки рас- — рос- (раз- — роз-). | февраль |
8 | Занятие 8. Приставки при- — пре-. И—ы после приставок на согласную. | февраль |
9 | Занятие 9. Соединительные гласные о—е в сложных словах. | март |
10 | Занятие 10. Слова с корнями пол-, полу-. Разбираем по членам предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. | март |
11 | Занятие 11. Суффиксы -ушк-, -ышк- и др. Суффиксы -чик-, -щик- в словах, обозначающих профессии людей. . Суффиксы -ий-, -ец-. Суффиксы -ек-, -ик- или -чик-. Суффиксы -ищ-, -ещ-. Суффиксы -ин-к-, -енк- и -ен-к-. | март |
12 | Занятие 12. Учимся ставить знаки препинания. Обращение. Вводные слова. Прямая речь. | март |
13 | Занятие 13. Не с именами существительными. Имя прилагательное. | апрель |
14 | Занятие 14. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные | апрель |
15 | Занятие 15. Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. | апрель |
16 | Занятие 16. Одно и два н в именах прилагательных. | апрель |
17 | Занятие 17. Не с полными и краткими прилагательными. Учимся ставить знаки препинания. Сложное предложение. | май |
18 | Занятие 18. Сложные прилагательные. | май |
19 | Занятие 19. Глагол. Наклонение глаголов. | май |
20 | Занятие 20. Спряжение глаголов. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов повелительного наклонения | май |
21 | Занятие 21. Переходные и непереходные глаголы. Суффиксы глаголов -ова-, -ева- и -ива-, -ыва- . Не с глаголами. Безличные глаголы. | сентябрь |
22 | Занятие 22. Местоимение. Разряды местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях с частицами кое-, -либо, -то, -нибудь | сентябрь |
23 | Занятие 23. Не и ни в отрицательных местоимениях. Наречие. | сентябрь |
24 | Занятие 24. Числительные количественные, порядковые. Числительные простые, сложные, составные. | октябрь |
25 | Занятие 25. Правописание числительных. Сложные слова с числительными. | октябрь |
26 | Занятие 26. Употребление большой буквы в написании названий и имен. Перенос слов. Учимся ставить знаки препинания. Диалог. | октябрь |
27 | Занятие 27. Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. Непроверяемые гласные и согласные в корне. | октябрь |
28 | Занятие 28. Чередование гласных в корнях -лаг- — -лож-, -рост- — -рощ -рос-, корни с чередованием е—и, -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-, -равн- — -роен-, -скач- — -скоч-, -мак- — -мок- (моч), -плав- — -плов- — -плыв-. Слова с чередованием я—им. | ноябрь |
29 | Занятие 29. Приставки на с—з, рас- рос- (раз- роз), при- пре-, буквы ы-и после приставок на согласную. Учимся ставить знаки препинания. Повторение. | ноябрь |
30 | Занятие 30. Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных. Суффиксы глаголов. | ноябрь |
31 | Занятие 31. Окончания существительных и прилагательных при изменении по падежам. Склонение существительных на -ия, -мя, -ие, -ий. | декабрь |
32 | Занятие 32. Безударные окончания глаголов I и II спряжения. Окончания глаголов повелительного наклонения. | декабрь |
33 | Занятие 33. Правописание порядковых числительных. | декабрь |
34 | Занятие 34. Одно и два н в именах прилагательных. | декабрь |
35 | Занятие 35. Правописание не со всеми частями речи. Не или ни в отрицательных местоимениях. Состав слова. Части речи. Члены предложения. | декабрь |