Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Слюдянский район, г. Байкальск
Утверждаю:
Директор школы
_____________Мулина Н.Н.
«__» ______________2021г.
План работы тьютора
на 2021-2022 учебный год
Цель работы тьютора:
Индивидуальное сопровождение учащихся в образовательном процессе, успешное включение каждого ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи:
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:
Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
Оказание родителям эмоциональной поддержки;
Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Планируемые результаты:
• Умение организовывать обучающимся своего рабочего места, места отдыха и других мест, организацию особого режима;
• Умение проявлять положительные эмоции в среде сверстников;
• Тьюторант способен адаптироваться в других учебных заведениях, в разнообразных детских коллективах, в иных системах оценивания;
Функции тьютора:
1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др. Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.
2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.
3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для воспитанника служб и специалистов школы.
4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ
Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы
Тьютор и подопечный | Тьютор: формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку. |
Тьютор и учитель (учителя) класса | Тьютор: обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор. |
Тьютор и другие дети | Тьютор: следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы. |
Тьютор и родители | Тьютор: рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей. |
Тьютор и другие специалисты (логопед, соцпедагог, медицинские работники, психолог и др.) | Тьютор: вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом; помогает в составлении индивидуальных программ; осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в задании и др.) |
Взаимоотношения тьютора и тьюторанта
Ребенок с ОВЗ и учитель | Для этого тьютор: |
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции | привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»; «Смотри на доску»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай учебник»; «Открывай дневник» и т.п. |
Ребенок с ОВЗ и тьютор | |
Ребенок выполняет рекомендации тьютора | следит за организацией рабочего пространства ученика; соотносит задания учителя с возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя. |
Ребенок с ОВЗ и другие ученики | |
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему | наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного. Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно». |
Ребенок с ОВЗ и родители | |
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями, после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором | помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей. |
Основные виды деятельности тьютора:
1. Информационное обеспечение
2. Организационная деятельность
3. Учебно-методическая работа
4. Диагностико - аналитическая деятельность
5. Коррекционно – развивающая деятельность
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные |
| Информационное обеспечение | | |
1 | Пополнение нормативно-правовой и методической базы | В течение года | |
2 | Консультации родителей учащихся по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей | В течение года по запросу | |
3 | Родительские собрания: «Особый ребёнок в школе» «Динамика развития воспитанников» | В течение года по запросу | |
| Организационная деятельность | | |
1 | Разработка документов. Составление индивидуальных маршрутов. | В течение года | |
2 | Сбор документов в портфолио обучающихся. | В течение года | |
3 | Сопровождение и оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива | В течение года по запросу | |
4 | Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения. | Ежедневно | |
5 | Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов. | В соответствии с планом воспитательной работы школы | |
6 | Разработка дневников наблюдений. | Сентябрь | |
7 | Заполнение дневников наблюдений | В течение года | |
| Учебно-методическое направление | | |
1 | Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ. | В течение года | |
2 | Помощь учителям в составлении календарно-тематического планирования | В течение года | |
3 | Представление тьюторантов на ППк (по необходимости) | По графику работы ППк | |
4 | Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе методического объединения | По общешкольному плану | |
| Диагностико-аналитическая деятельность | | |
1 | Анализ личных дел учащихся | В течение года | |
2 | Непрерывная следящая диагностика | В течение года | |
3 | Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. | 1 раз в неделю с каждым тьюторантом | |
4 | Работа по формированию самооценки обучающихся, способности к целеполаганию и планированию. («Дневник самооценки») | В течение года | |
5 | Подготовка и организация работы малых тьюторских групп «Коррекция поведения» «Развитие психических процессов, психомоторики, сенсорное развитие» | 1 раз в 2 недели | |
6 | Анкетирование родителей «Мой ребенок» «Наши пожелания» | Апрель – май | |
7 | Итоговая диагностика обучения согласно прохождению программы | Май | |
7 | Анализ работы тьютора за 2021-2022 учебный год | Май | |
4 | Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе методического объединения | По общешкольному плану | |
| Коррекционно – развивающая деятельность | | |
1 | Участие в дистанционных конкурсах рисунков, аппликаций, подделок. | В течение года | |
2 | Проектная неделя во 2 – 4 классе | Декабрь | |
3 | Проектная неделя в 5 – 6 классе | Февраль | |
4 | Проектная неделя в 7 - 8 классе | Февраль | |
5 | Конкурсы, Олимпиады | Ноябрь | |
6 | Просмотр фильмов. Чтение книг | 1 раз в неделю с каждым тьюторантом | |
7 | Организация экскурсий | Ноябрь, Март | |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ План РАБОТЫ ТЬЮТОРА
№ п/п | Содержание работы | Срок | Ответственные |
1 | Знакомство с документами тьюторанта Обеспечение всех обучающихся учебниками. Разработка индивидуальных образовательных программ, планов. Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Утверждение расписания индивидуальной работы с детьми. Ведение документации: дневники наблюдения. | Сентябрь | |
2 | Организация и осуществление взаимодействия тьюторов с учителями МБОУ «СОШ № 11». Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневники наблюдения. Посещение уроков. Консультации с учителями. | Октябрь | |
3 | Беседа с классными руководителями по работе с ИОП планом. Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение текущей документации | Ноябрь | |
4 | Взаимодействие с педагогами предметниками. (Собеседование с завучем школы) Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневники сопровождения. Конкурс рисунков Посещение библиотеки. | Декабрь | |
5 | Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневники наблюдений. Индивидуальные тьюторские консультации с родителями. Посещение уроков. Консультации с учителями. Подготовка к проектом. | Январь | |
6 | Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневник наблюдений. Индивидуальные тьюторские консультации с учителями. Посещение уроков. Консультации с учителями. Конкурс рисунков. Подготовка к проектом. | Февраль | |
7 | Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневники наблюдений. Посещение уроков. Консультации с учителями. Конкурс рисунков. | Март | |
8 | Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневники наблюдений. Посещение уроков. Консультации с учителями. | Апрель | |
9 | Коррекционно-развивающее сопровождение детей. Ведение документации: дневники наблюдений. Составление и анализ мониторинга уровня обученности и качества обучения учащихся. Посещение уроков. Консультации с учителями. | Май | |
г. Байкальск, 2021