СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План работы тьютора на 2021-2022 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы

Просмотр содержимого документа
«План работы тьютора на 2021-2022 учебный год»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Слюдянский район, г. Байкальск





Утверждаю:

                         Директор  школы

                        _____________Мулина Н.Н.

                        «__» ______________2021г.





План работы тьютора

на 2021-2022 учебный год



























Цель работы тьютора:

Индивидуальное сопровождение учащихся в образовательном процессе, успешное включение каждого ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения.

Задачи:

1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения:

  1. Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

  2. Оказание родителям эмоциональной поддержки;

  3. Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

Планируемые результаты:

• Умение организовывать обучающимся своего рабочего места, места отдыха и других мест, организацию особого режима;

• Умение проявлять положительные эмоции в среде сверстников;

• Тьюторант способен адаптироваться в других учебных заведениях, в разнообразных детских коллективах, в иных системах оценивания;

Функции тьютора:

1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др. Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.

2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.

3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для воспитанника служб и специалистов школы.

4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ



Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы

Тьютор

и подопечный

Тьютор:

  • формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

  • следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

  • координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

Тьютор

и учитель (учителя) класса

Тьютор:

  • обсуждает с учителем:

  • цели и задачи своей работы;

  • возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

  • эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.



Тьютор и

другие дети

Тьютор:

  • следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

  • объясняет детям, как общаться с их одноклассником;

  • если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Тьютор и

родители

Тьютор:

  • рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

  • отвечает на вопросы родителей.

Тьютор и другие специалисты

(логопед, соцпедагог, медицинские работники, психолог и др.)

Тьютор:

  • вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом;

  • помогает в составлении индивидуальных программ;

  • осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в задании и др.)



Взаимоотношения тьютора и тьюторанта

Ребенок с ОВЗ и учитель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции

  • привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;

  • «Смотри на доску»;

  • «Возьми ручку, пиши»;

  • «Открывай учебник»;

  • «Открывай дневник» и т.п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор


Ребенок выполняет рекомендации тьютора


  • следит за организацией рабочего пространства ученика;

  • соотносит задания учителя с возможностями ученика;

  • если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

  • если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

  • Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.

Ребенок с ОВЗ и другие ученики


Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему

  • наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

  • Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и родители


Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,

после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором

  • помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.




Основные виды деятельности тьютора:

1. Информационное обеспечение

2. Организационная деятельность

3. Учебно-методическая работа

4. Диагностико - аналитическая деятельность

5. Коррекционно – развивающая деятельность



Содержание деятельности

Сроки

Ответственные


Информационное обеспечение



1

Пополнение нормативно-правовой и методической базы

В течение года


2

Консультации родителей учащихся по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей

В течение года по запросу



3

Родительские собрания:

«Особый ребёнок в школе»

«Динамика развития воспитанников»

В течение года по запросу


Организационная деятельность



1

Разработка документов. Составление индивидуальных маршрутов.

В течение года


2

Сбор документов в портфолио обучающихся.

В течение года


3

Сопровождение и оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива

В течение года по запросу


4

Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения.

Ежедневно



5

Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов.

В соответствии с планом воспитательной работы школы


6

Разработка дневников наблюдений.

Сентябрь


7

Заполнение дневников наблюдений

В течение года



Учебно-методическое направление



1

Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ.

В течение года


2

Помощь учителям в составлении календарно-тематического планирования

В течение года


3

Представление тьюторантов на ППк (по необходимости)

По графику работы ППк


4

Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе методического объединения

По общешкольному плану



Диагностико-аналитическая деятельность



1

Анализ личных дел учащихся

В течение года


2

Непрерывная следящая диагностика

В течение года


3

Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

1 раз в неделю с каждым тьюторантом


4

Работа по формированию самооценки обучающихся, способности к целеполаганию и планированию. («Дневник самооценки»)

В течение года


5

Подготовка и организация работы малых тьюторских групп

«Коррекция поведения»

«Развитие психических процессов, психомоторики, сенсорное развитие»

1 раз в 2 недели


6

Анкетирование родителей

«Мой ребенок»

«Наши пожелания»

Апрель – май

7

Итоговая диагностика обучения согласно прохождению программы

Май


7

Анализ работы тьютора за 2021-2022 учебный год

Май


4

Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе методического объединения

По общешкольному плану



Коррекционно – развивающая деятельность



1

Участие в дистанционных конкурсах рисунков, аппликаций, подделок.

В течение года


2

Проектная неделя во 2 – 4 классе

Декабрь


3

Проектная неделя в 5 – 6 классе

Февраль


4

Проектная неделя в 7 - 8 классе

Февраль


5

Конкурсы, Олимпиады

Ноябрь


6

Просмотр фильмов. Чтение книг

1 раз в неделю с каждым тьюторантом


7

Организация экскурсий

Ноябрь, Март




ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ План РАБОТЫ ТЬЮТОРА



п/п

Содержание работы


Срок

Ответственные



1

  1. Знакомство с документами тьюторанта

  2. Обеспечение всех обучающихся учебниками.

  3. Разработка индивидуальных образовательных программ, планов.

  4. Коррекционно-развивающее сопровождение детей.

  5. Утверждение расписания индивидуальной работы с детьми.

  6. Ведение документации: дневники

наблюдения.

Сентябрь


2

  1. Организация и осуществление взаимодействия тьюторов с учителями МБОУ «СОШ № 11».

  2. Коррекционно-развивающее сопровождение детей.

  3. Ведение документации: дневники

наблюдения.

  1. Посещение уроков.

  2. Консультации с учителями.

Октябрь


3

  1. Беседа с классными руководителями по работе с ИОП планом.

  2. Коррекционно-развивающее сопровождение детей.

  3. Ведение текущей документации

Ноябрь


4

  1. Взаимодействие с педагогами предметниками. (Собеседование с завучем школы)

  2. Коррекционно-развивающее сопровождение детей.

  3. Ведение документации: дневники сопровождения.

  4. Конкурс рисунков

  5. Посещение библиотеки.

Декабрь



5

  1. Коррекционно-развивающее сопровождение детей.

  2. Ведение документации: дневники наблюдений.

  3. Индивидуальные тьюторские консультации с родителями.

  4. Посещение уроков.

  5. Консультации с учителями.

  6. Подготовка к проектом.

Январь



6

  1. Коррекционно-развивающее сопровождение детей.

  2. Ведение документации: дневник наблюдений.

  3. Индивидуальные тьюторские консультации с учителями.

  4. Посещение уроков.

  5. Консультации с учителями.

  6. Конкурс рисунков.

  7. Подготовка к проектом.

Февраль



7

  1. Коррекционно-развивающее сопровождение детей.

  2. Ведение документации: дневники наблюдений.

  3. Посещение уроков.

  4. Консультации с учителями.

  5. Конкурс рисунков.

Март



8

  1. Коррекционно-развивающее сопровождение детей.

  2. Ведение документации: дневники наблюдений.

  3. Посещение уроков.

  4. Консультации с учителями.

Апрель



9

  1. Коррекционно-развивающее сопровождение детей.

  2. Ведение документации: дневники наблюдений.

  3. Составление и анализ мониторинга уровня обученности и качества обучения учащихся.

  4. Посещение уроков.

  5. Консультации с учителями.

Май





г. Байкальск, 2021