Пояснительная записка.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности,
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала»
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически прохожу курсы повышения квалификации по предмету, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Методическая тема школы:
« Формирование профессиональных компетенций педагогического коллектива и применение новых педагогических технологий для повышения качества и эффективности образования, развития обучающихся в условиях реализации ФГОС».
Тема самообразования:
«Использование педагогических и информационных технологий и формирование языковых компетенций на уроках русского языка и литературы как средства повышения эффективности урока».
Цель самообразования:
Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;
Углубление знаний по разным методикам;
Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
Повышение общекультурного уровня педагога.
Срок реализации (работы над темой): 2013 - 2018 г.
Задачи:
— воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
— вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
— повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ
— обеспечение оперативного владения достижениями современной педагогической науки, инновационной практики, развитие творческой инициативы учащихся;
— использование ИКТ в самообразовании;
—подготовка поурочных разработок к данным учебным курсам, предполагающих проведение нетрадиционных уроков с использованием игровых форм обучения на основе использования компьютерных программ.
Предполагаемый результат:
повышение качества преподаваемого предмета;
применение средств ИКТ в самообразовании;
внедрение новых педагогических технологий;
разработка нового механизма управления качеством образования;
Формы самообразования:
-индивидуальная – через индивидуальный план,
-групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей русского языка и литературы, а также через участие в жизни школы
№ | Курсовая подготовка | Учебный год | Удостоверение, сертификат |
1. | Аттестационные курсы на первую квалификационную категорию при Оренбургском областном институте усовершенствования учителей | 2008 - 2009 | № 6589 от 07.02.1998г. |
2. | Курсы базовой подготовки при ОГПУ. «Активизация самостоятельной деятельности учащихся 7-8 классов» | 2007 | № 39907 от 03. 02. 2007г. |
3. | Краткосрочные курсы при Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ по проблеме «Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку». | 2008 | № 928 от 20.12. 2008г. |
4. | Краткосрочные курсы при Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ по проблеме «Актуальные проблемы содержания школьного образования по русскому языку». | 2009 | № 1148 от 13.03.2009г. |
5. | ФБГОУ « Оренбургский государственный педагогический университет» по проблеме « Внедрение ФГОС ООО для учителей русского языка и литературы». | 2012 | № 84555 от 29. 02.2012. |
6. | Участие в семинаре издательского центра «Вентана- Граф» ( г. Москва) по теме « Требования ФГОС основного общего образования и их реализации в преподавании курсов русского языка и литературы». | 2012 | 28. 12 2012. |
7. | Участие в семинаре- практикуме Московского центра обучения учителей нового поколения по теме « Опережающее обучение детей» | 2013 | 19. 04.2013. |
8 | Участие в общественных Интернет- консультациях МГПУ | 22. 09.14 | [email protected] |
9 | ПрКорИнтОбр « Психолого-педагогические основы интегрированного и инклюзивного образования детей с ОВЗ. | 2014 | 20.03.-01.04.2014 №95083 |
10 | ФБГОУ «Оренбургский государственный педагогический университет» по проблеме «Теоретические и методические аспекты подготовки учащихся к написанию итогового сочинения | октябрь 2014 | 06-11.10.14 г. |
11 | ГБУ РЦРО « Программа подготовки председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ» | 03-06. 02. 2015 | Лицензия № 1559от 24 .11. 2014, рег. № 525 |
12 | ГБУ РЦРО « Программа подготовки председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ» | февраль 2017 | |
13 | ГБУ РЦРО « Программа подготовки председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ОГЭ» | 23-26 .01.2018 | |
«Воспитание, полученное человеком,
закончено, достигло своей цели,
когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей
самого себя образовывать в течение
дальнейшей жизни, и знает
способ и средства, как он это может
осуществить в качестве индивидуума,
воздействующего на мир».
А. Дистервег.
Чем легче учителю учить, тем труднее
ученикам учиться. Чем труднее учителю,
тем легче ученику. Чем больше будет
учитель учиться сам, обдумывать
каждый урок и соразмерять
с силами ученика, чем больше будет
следить за ходом мысли ученика,…
тем легче будет учиться ученику
«Воспитание, полученное человеком,
закончено, достигло своей цели,
когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей
самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни,
и знает
способ и средства, как он это может
осуществить в качестве индивидуума,
воздействующего на мир».
А. Дистервег.
Обоснование выбора темы.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).
В связи с этим возрастает потребность в учителях-словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющими проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания, обладающими образованностью и культурой знаний. Применение информационных технологий в преподавании русского языка на данном этапе модернизации образования - это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес как к урокам русского языка, так и к внеклассным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся. Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. Что же подразумевают под собой ИКТ?
Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ.
Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила.
Исследования последних лет показали, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким. Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.
Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».
Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.
Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:
· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;
· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
· позволяют индивидуализировать процесс обучения;
· повышают интерес к урокам русского языка и литературы;
· активизируют познавательную деятельность учащихся;
· развивают творческий потенциал учащихся;
· осовременивают урок.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
· при объяснении нового материала;
· закреплении;
· повторении;
· контроле знаний, умений и навыков.
При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие качественно нового уровня.
Учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе позволяют решить ряд проблем:
повысить интерес учащихся к предмету;
повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
сэкономить время на опрос учащихся;
дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;
помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
В течение нескольких лет я использую информационные технологии в своей педагогической деятельности для:
1. Планирования учебного материала и учебных занятий;
2. Подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);
3. Обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, а также электронные таблицы Microsoft Excel).
В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось. Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую:
1.Стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть1, 2», при проведении компьютерных уроков (5-11 класс);
2.Программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);
3.Справочные ресурсы Интернета для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ;
4. Проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов
Используя информационные технологии на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | отметка о выполнении |
Диагностический | Изучение литературы по теме самообразования. Изучение литературы по проблеме |
2013-2018
| 1.Курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО. 3.Изучение литературы по теме самообразования. 4.Выступления на заседании районного МО | |
Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. |
2013-2014
| 1.Выступление на заседании районного МО | + |
Практический | 1) Внедрение опыта работы. 2) Создание презентаций по русскому языку и литературе и их применение на уроках. 3) Создание и использование в работе тестов, кроссвордов, различных занимательных заданий. 4) Демонстрация фильмов или их фрагментов на уроках литературы. 5) Создание учениками собственных презентаций. 6) Проведение занятий в компьютерном классе с использованием программ-тренажёров по русскому языку. 7) Корректировка работы. 8). Аттестация на первую квалификационную категорию. 5. Проведение развернутых долговременных экспериментов с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов, педагогических наблюдений на начальном и конечном этапе эксперимента по внедрению инновационных образовательных технологий: 1) блочно-модульная система обучения русскому языку с использованием опорных схем; 2) анализ литературных произведений на основании опорных положений (конспектов); 3) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку и литературе с использованием тестов; 4) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путем внедрения нестандартных уроков; 5) дистанционные формы работы с учащимися; 6) проекты на уроках русского языка и литературы | 2013-2018
2013
| 1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла. 2.Открытые уроки. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах. 4.Проведение экспериментальных уроков. 5. Внедрение полученных результатов в практику. 6.Использование возможностей Интернет на уроке. 7.Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий 8. Широкое использование на уроках русского языка и литературы электронных учебников. 9.Приобретение новых электронных учебников. 10.Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в обучении русскому языку и литературе. 11.Проведение опытно-экспериментальной работы по теме «Технология подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку». Тестирование в сети Интернет. 12. Участие в работе экспертной комиссии по проверке работ ОГЭ 13. Проведение открытых уроков на муниципальном уровне. 14.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 15.Создание электронной почты для контакта с единомышленниками, для осуществления тьюторской помощи обучающимся | + + + + + + + + + |
Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. 3.Выступления перед коллегами на занятиях ШМО, РМО, педсоветах |
2015-2016
| 1.Выступление на заседаниях районного МО учителей гуманитарного цикла 2).Участие в районных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3).Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках русского языка и литературы». 4).Консультативная помощь учителям и учащимся. 5).Создание персонального сайта. 6).Тьюторская поддкржка обучающихся |
+ + |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2017-2018 | 1. Публикация методических разработок, статей. 2.Размещение результатов работы над темой самообразования. | + |
ПЛАН РАБОТЫ
на 2015-2018 учебный год
№ | Разделы плана | Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работ |
1. | Изучение психолого-педагогической, методической литературы | Знакомство с изменениями в программе, внесенными в государственный стандарт в основной и старшей школе в условиях перехода на новые образовательные стандарты. | Август-сентябрь | Оформление материалов для папки по самообразованию |
| | Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, инновационным технологиям. | в течение года | Оформление материалов для папки по самообразованию |
| | Знакомство с картами анализа урока на основе деятельностного подхода, системного анализа и оценки эффективности урока | сентябрь | Оформление материалов для папки по самообразованию |
| | Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы | | Оформление материалов для папки по самообразованию |
| | Знакомство с технологическими картами оценки деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий | сентябрь | Оформление материалов для папки по самообразованию |
2. | Разработка программно-методического обеспечения: а) научно-методическая работа | Изучить и внедрить в практику своей работы вопросы: формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы | В течение года. | Оформление материалов для папки по самообразова-нию |
3. | | | В течение года. | Оформление материалов для папки по самообразованию |
| | Ноябрь | Оформление материалов для папки по самообразованию |
б) опытно-экспериментальная работа | Разработать рабочую программу по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы | Во 2 семестре | Подготовка к новому учебному году Программы |
Изучение информационно-коммуникационных технологий | Разработка пакета тестового материала в электронном виде | В течение года. | Тестирующие программы. Дидактические материалы. |
| | Разработка комплекта раздаточного материала по русскому языку (карточки с заданиями). | В течение года. | Тестирующие программы. Дидактические материалы. |
4. | Самообобщение опыта по исследуемой теме | Разработать конспекты уроков по исследуемой теме. | В течение года | Конспекты уроков. |
| | Разработать индивидуальные задания для мотивированных учащихся. | Постоянно | Дидактическиематериалы. |
| | Разработать комплект контрольных работ для отдельных уроков. | В течение года | Дидактическиематериалы. |
5. | Участие в методических школьных и районных объединениях | Проведение открытого урока для учителей гуманитарного цикла | Январь | Оформление материалов для папки по самообразованию |
| | Выступление на заседании м/о по теме самообразования | Апрель | Оформление материалов для папки по самообразованию |
6. | Повышение квалификации по своему предмету | Прослушать вебинары по теме самообразования. | В течение года | Оформление материалов для папки по самообразованию |
| | Выполнение заданий повышенной сложности Всероссийских и Международных олимпиад по русскому языку и литературе. | В течение года | Создание папки с материалами заданий олимпиад |
| | Посещение уроков своих коллег. | По графику | Взаимопосещение. |
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время
1 | Совершенствовать систему подготовки к экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ . |
2 | Систематически пополнять папки с КИМ для ЕГЭ и ОГЭ на основании ежегодных изменений кодификаторов и критериев к сочинениям – рассуждениям. |
3 | Создать условия для участия особо одаренных детей в дистанционной олимпиадах и конкурсах |
4 | Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районом уровне. |
5 | Вовлекать больше обучающихся в исследовательскую деятельность для участия на районных научно-практических конференциях. |
Реализация практического этапа работы над темой самообразования:
www.limu.com - Интерактивный к
1.Р
Участие в муниципальном туре конкурса профессионального мастерства работников образования « Учитель Оренбуржья-2014» | 16.01.2014 Диплом призёра |
Участие в общественных Интернет- консультациях МГПУ[email protected] | 22. 09.14 г. |
Разработка материалов к итоговому сочинению для выпускников общеобразовательной школы. (ФБГОУ «Оренбургский государственный педагогический университет» ) | октябрь 2014 |
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению -2015. Из опыта работы. | РМО 22.10. 2014 |
Публикация авторского материала «Конспект и презентация к уроку русского языка в 5 классе» на сайте http://videouroki.net/ | 24.10.2014 г., свидетельство № 98689715 |
Сертификат, подтверждающий создание персонального сайта в проекте http://multiurok.ru/larstar/ | 22.01.15 MUS 132450 http://multiurok.ru/larstar/ |
| 23.01.15MUF 149393 |
Свидетельство о подготовке победителя международного конкурса по литературе в 10 классе « Классика для старшеклассников» проекта videouroki.net | 26.02.15 №ТС 5997511 videouroki.net |
Благодарность за активное участие в работе международного проекта для учителей videouroki.net | 25.02.15.№ ТВ 5997511 videouroki.net |
Общественно-профессиональное обсуждение перспективной модели ЕГЭ по литературе, размещенной на сайте ФГБНУ «ФИПИ» | http://new.fipi.ru/about/news/perspektivnaya-model-ege-po-literature) ( февраль 2017 г.). |
Благодарность за участие в проведении и проверке Всероссийских проверочных работ 5 класса по русскому языку (ВПР-2017-октябрь). | Московский центр непрерывного образования (МЦНМО), 2017 |
Выступления на семинарах, педсоветах:
| Тема работы | Форма сотрудничества | Вид и уровень методической службы | Дата |
1. | «Системно- деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка и литературы». | Доклад | Педагогический совет школы | Январь 2013. |
2. | «Использование педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью выработки орфографической зоркости у учащихся». | Обмен опытом | ШМО | 12 01 13 г. |
3. | «Нормы оценки знаний, умений учащихся. Ведущие аспекты анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО». | Доклад | ШМО | Октябрь 2013г. |
4. | «Современный урок в свете внедрения ФГОС второго поколения». | Доклад | ШМО | 26. 03 13 г. |
5. | «Системно - деятельностный подход проектирования современного урока». | Доклад, презентация | ШМО | 12. 01 13 г. |
6. | Из опыта работы по подготовке к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку. | Обмен опытом | РМО | 13. 02 13г. |
7. | Методические рекомендации по составлению рабочих программ, календарно – тематического планирования, поурочного планирования учебных предметов «Русский язык» и «Литература» по ФГОС ООО. | Обмен опытом | РМО | 25. 04. 13г. |
8 | Методические рекомендации по составлению рабочей программы по литературному краеведению. | Обмен опытом | РМО | октябрь 2013 |
9 | Участие в муниципальном туре конкурса « Учитель Оренбуржья-2014» | конкурс профессионального мастерства, 2 место | Муниципальный тур | 16.01.2014 Диплом призёра « Учитель Оренбуржья-2014». |
10. | «Модель реализации инклюзивного образования». | Проект | Курсы ПрКорИнт Обр. | март 2014 |
11 | Участие в общественных Интернет-консультациях МГПУ | Интернет- консультация | сентябрь 2014 | 22. 09.14 г. |
12 | Разработка материалов к итоговому сочинению для выпускников общеобразовательной школы. | Мини-проект | ФБГОУ «Оренбургский государственный педагогический университет» | октябрь 2014 |
13 | Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению -2015. Из опыта работы. | Доклад | РМО | 22.10. 2014 |
14 | Из опыта работы по подготовке к выпускному сочинению в 11 классе | Доклад | РМО | август 2015 |
15 | «Формирование универсальных учебных действий как основа реализации образовательного стандарта». | Доклад на педсовете от 22.03 2016 г | | март 2016 |
16 | «Использование ИКТ – технологий на современном уроке». | Выступление на педагогических чтениях | | 09. 01. 2017г |
17 | «Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся в условиях введения ФГОС» | Доклад | Педагогический совет школы | 27.10.2016 г |
| Участие в вебинаре « Дистанционные олимпиады как форма учебной деятельности» | | videouroki.net № VU 13- 228043 | 27. 03. 2017 |
18 | «Смысловое чтение как эффективный инструмент реализации задач ФГОС» | Доклад | ШМО | 29.03.17 г.) |
19 | «Мотивация учебной деятельности и пути ее формирования на уроках русского языка при подготовке к ГИА» | Доклад | ШМО | 29.03.17 г.) |
20 | Воспитание личности школьника - важнейшее условие оптимизации учебного процесса | Доклад | Педагогический совет школы | декабрь 2017 г |
| | | | |
Участие в общественных Интернет- консультациях МГПУ[email protected] | 22. 09.14 г. |
Всероссийский конкурс «Умната» Блиц-олимпиада: «Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс в условиях реализации ФГОС» ( Победитель (III место). | 18.03.2016. Номер диплома: umn1 - 168779 |
Всероссийский конкурс «Умната» Блиц-олимпиада: «Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС» (Победитель (I место)) | 18.03.2016. Номер диплома: umn1 - 168803 |
Публикация авторского материала « Конспект урока литературы в 5 классе по ФГОС . Ф. И. Тютчев. « Зима недаром злится» | 04. 03 2016 г.; http://multiurok.ru/larstar/ |
Публикация авторского материала « Конспект урока литературы в 5 классе» | 16. 01 2016 г.; http://multiurok.ru/larstar/ |
Публикация авторского материала по русскому языку в 5 классе « Подготовка к контрольному изложению по рассказу А. Куприна « Ю-ю» | 01.03.2016 http://multiurok.ru/larstar/ |
Список литературы:
Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
Голуб И.Б. ЕГЭ сдаём без проблем. Русский язык без репетитора.-М.:Эксмо, 2006.
Гладкова О.Ю. Интеграция уроков информатики и русского языка.// Педагогическое мастерство. 2007, №4
Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник- практикум для старших классов.- М.:- Вербум-М, 2005.
Дымен Г.Д. Модель управления процессами комплексной информатизации общего и среднего образования /Г.Д. Дымен, Э.С. Ратобыльская, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 2001.
Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/ сост. О.Н. Черненко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Климова А.Д. Технологии в школьном образовании// Педагогическая мастерская. 2007. № 6.
Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения / Е.А. Власов, Т.Ф. Юдина, О.П. Авраменко, А.В. Шилов. – М. : Рус. яз., 1990.
Кроль В.М. Психология и педагогика: учебное пособие для тех. Вузов/ В.М. Кроль. – М.: 2003г.
Левитас Г.Г., Рафаева А.В. Использование компьютера в интерактивном диктанте по русскому языку// Педагогические технологии. 2004. №3.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Новиков С.П. Применение новых информационных подходов в образовательном процессе. // Педагогика. 2006. №5.
Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.
Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». № 1 (1). – М.: МГПУ, 2003.
Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщение и рекомендации): Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003.
19.Глазырина А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Электронные адреса:
20. http://rsi.altai.fio.ru/section_b/2006/glazyrina.htm http://eor.edu.ru – сайт по ЭОРам.
21. http://fcior.edu.ru – сайт по ЭОРам.
23.http://school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школа, ЕГЭ
24.http://teleschool.demo.metric.ru/ - Телешкола. Интернет- школа. Просвещение.RU
25.www.rnmc.ru – сайт по ЦОРам
План работы по самообразованию
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны
или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться , должен
достигнуть это собственной деятельностью, собственными
силами, собственным напряжением.
А.Дистерберг
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Выбор темы, её теоретическое изучение , изучение теоретического опыта. | Сентябрь , 2014 г |
2. | Использование теоретических знаний на практике. | Постоянно |
3. | Работа с выходом на положительные результаты: открытые уроки , мероприятия , подготовка разработок. | В течение учебного года |
4. | Методическая работа в рамках творческих групп, методического объединения. | По плану деятельности МО школы |
5. | Подготовка к прохождению аттестации. | Регулярно |
6. | Изучение «Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». | Октябрь , 2014 г. |
7. | Ведение «Портфолио». | Регулярно |
8. | Системный анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по теме самообразования. | Постоянно |
9. | Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной категории. | В год аттестации |
10. | Обобщение опыта по системе на школьном уровне. | Октябрь, 2015 г |
11. | Обзор материалов об используемой технологии по теме самообразования. Подборка материалов анализа учебно- методической работы , анализ и самоанализ уроков и внеклассных мероприятий. | Постоянно |
12. | Использование современных технологий для повышения эффективности школьного обучения. | Постоянно |
13. | Проведение открытых уроков с приглашением членов аттестационной комиссии, коллег. | Постоянно |
|
Список литературы:
Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
Голуб И.Б. ЕГЭ сдаём без проблем. Русский язык без репетитора.-М.:Эксмо, 2006.
Гладкова О.Ю. Интеграция уроков информатики и русского языка.// Педагогическое мастерство. 2007, №4
Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник- практикум для старших классов.- М.:- Вербум-М, 2005.
Дымен Г.Д. Модель управления процессами комплексной информатизации общего и среднего образования /Г.Д. Дымен, Э.С. Ратобыльская, М.С. Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для студентов высш. учеб заведений / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. – 2001.
Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/ сост. О.Н. Черненко. – Волгоград: Учитель, 2007.
Климова А.Д. Технологии в школьном образовании// Педагогическая мастерская. 2007. № 6.
Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения / Е.А. Власов, Т.Ф. Юдина, О.П. Авраменко, А.В. Шилов. – М. : Рус. яз., 1990.
Кроль В.М. Психология и педагогика: учебное пособие для тех. Вузов/ В.М. Кроль. – М.: 2003г.
Левитас Г.Г., Рафаева А.В. Использование компьютера в интерактивном диктанте по русскому языку// Педагогические технологии. 2004. №3.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Новиков С.П. Применение новых информационных подходов в образовательном процессе. // Педагогика. 2006. №5.
Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных образовательных технологиях.
Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». № 1 (1). – М.: МГПУ, 2003.
Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщение и рекомендации): Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003.
19.Глазырина А.А. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Электронные адреса:
20. http://rsi.altai.fio.ru/section_b/2006/glazyrina.htm http://eor.edu.ru – сайт по ЭОРам.
21. http://fcior.edu.ru – сайт по ЭОРам.
23.http://school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал: основная и полная средняя школа, ЕГЭ
24.http://teleschool.demo.metric.ru/ - Телешкола. Интернет- школа. Просвещение.RU
25.www.rnmc.ru – сайт по ЦОРам
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
Изучить литературу по данной проблеме:
1. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.
2. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.
3. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с
4.Русский язык. Справочные материалы: М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А.В.
Прудникова. - М. «Просвещение».,1987.-288 с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.
6. Развитие детей речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.
7. О.Д. Ушакова. Полный курс русского языка. Санкт-Петербург, 2011 г.-320 с.
8.Л.М. Зеленина ,Т.Е. Хохлова. «Русский язык»,1-2 классы, М «Просвещение»
2010 г.
9. Ф.М.Бартан, Х.Б.Ооржак. «Азбука»,Кызыл, 2003 г.-119 с.
10.А.Ф. Бойцова , Т.Н. Орлова , Д.М. Тамбиева. Методическое руководство
к учебному комплекту «Здравствуй, школа» Санкт-Петербург, 2003,-175 с.
11.М.Р. Львов. Методика развития речи: пособие для учителя начальных
классов:М ., «Просвещение»,1985 г.-173 с.
12.А.П.Величук, А.Ш. Асадуллин, С.Г. Сулейманова: «Методика развития речи
в начальной школе», Ленинград «Просвещение»,1982 г.
13.С.Ю.Кремнева, « Словарные диктанты» к учебнику Л.М. Зелениной ,Т.Е.
Хохловой 2класс»,Издательство «Экзамен», М., 2012 г.
Учебная исследовательская работа:
1. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
2. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение современных технологий.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО , педагогических советах.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания по русскому языку.
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку.
Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте. Обобщить опыт по исследуемой теме.
Задачи:
- Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.
- В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей учащихся.
- В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует - развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентрический подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.
- Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.
- Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ учащихся.
- Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.
- Учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный и факультативный, в подготовке учащихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и факультативные занятия.
- В преподавании литературы осуществлять системно-деятельностный подход в обучении литературе через синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы литературоведческих знаний и ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей учащихся.
- В преподавании русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует - развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, и овладения фактическим и языковым материалом обеспечить текстоцентрический подход, больше внимания необходимо уделять анализу текстов различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.
- Формировать метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации рекомендуется в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.
- Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ учащихся.
- Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.
- Учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать подлежащий усвоению материал на обязательный, дополнительный и факультативный, в подготовке учащихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и факультативные курсы.
- Проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов по русскому языку и литературе в 2014 г., выявить динамику изменения результатов в 2010–2014 гг. и принять меры по улучшению качества подготовки учащихся по учебным предметам «Русский язык» и «Литература».
- Использовать внеурочную деятельность как один из механизмов реализации основных образовательных программ общего образования.
- Создать действенную систему повторения и обобщения изученного, выделяя для этого определенное время в учебном процессе, не подменяя данную работу диагностическими мероприятиями.
28