СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План самообразования»

ГККП «Федоровская детская школа искусств» акимата Федоровского района










Работа по теме самообразования:

«Развитие творческих способностей детей средствами

декоративно-прикладного творчества».







Педагог дополнительного образования

Бодопрост Анжелика Тюлюндыевна















с. Федоровка

Карта профессиональной деятельности



Ф.И.О. педагога: Бодопрост Анжелика Тюлюндыевна

Число, месяц, год рождения: 29 декабря 1988 г

Национальность: казашка

Образование: высшее

Учебное заведение, год обучения: Костанайский инженерно-педагогический университет, 2011 год

Специальность по диплому: Дизайн

Общий стаж:

Педагогический стаж: 3 года

Персональный сайт учителя: https://multiurok.ru/bodoprost/

Электронная почта: [email protected]

Сотовый телефон: 87775816206




Введение

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию. Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.

В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

Главными направлениями  в работе над проблемой считаю:

1. Создать условия для развития творческих способностей учащихся.

2.Способствовать воспитанию эстетического чувства, восприимчивости ребенка к миру, и оценке прекрасного.

Условия возникновения, становления проблемы.

В центре дополнительного образования для детей «ДШИ» работаю педагогом дополнительного образования с 2017 года.

В ДШИ занимается 38 человек на отделении живописи. Все дети посещают школу с большим удовольствием.    

Именно у детей этой социальной среды и возрастной категории необходимо формировать эстетическое чувство, восприимчивости  ребенка к миру, и оценке прекрасного; развивать творческие способности.

Актуальность проблемы.

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого дополнительное образование должно помочь воспитанникам найти свое место в жизни. Главная задача дополнительного образования – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка.

В условиях дополнительного образования  в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Дети в любом возрасте хотят заниматься творчеством. При этом занятия несут не только образовательный характер, но и воспитательный.

Поэтому считаю, что актуальность проблемы  заключается в том, что дети сообразно своему возрасту, развивают творческие способности   в процессе творческой деятельности.

Ведущая педагогическая идея проблемы. Педагогическая идея моей проблемы — совершенствовать развитие творческих способностей детей на  занятиях  декоративно-прикладного искусства.

Цель - развитие способности детей через творческие задания, посещение выставок, музеев.

Достижение цели я вижу через осуществление следующих задач:

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ декоративно-прикладной работы;

  • развитие у детей художественного вкуса, изобразительных и творческих способностей, пространственного мышления;

  • воспитание интереса и любви к искусству.

При проведении занятий приоритет отдается творческой саморегуляции учащихся, так как такой подход усиливает личностную направленность обучения, но при этом важнейшим фактором в процессе эффективного обучения является руководство со стороны педагога обучением воспитанников. Необходимо варьировать методы обучения, учитывая хорошие, средние и плохие способности учащихся. Особое внимание уделять работе с талантливыми и одаренными детьми, позволяя  учащимся произвести самооценку полученного результата, испытав при этом чувство удовлетворения.

Теоретическая база проблемы.

В настоящее время исследователи ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя найти двух одинаковых детей. Каждый ребёнок индивидуален по своему и у каждого есть задатки к творчеству. Только у одних они проснулись, а у других ещё спят.

Проблемой развития творческих способностей заинтересованы учёные всего мира. Среди них выдающиеся психологи Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. П. Торренс, И. Я. Лернер С. Г. Рубенштейн, В. Н. Дружинин, А. Н. Лун, А. Я Понаморев, которые по-разному определяют понятие творчество и творческие способности.

Проблема развития творческих способностей освещается и в работах Н. С. Лейтеса, В. А. Крутецкого, Т. И. Артемьевой, О. И. Никифоровой, С. Л. Рубинштейна.

Изучением сути творчества и развития творческих способностей занимались В. И. Дружинин, Я. А. Пономарев, Э. П. Торренс.

A. M. Матюшкин, З. Н. Колмыкова, Д. Б. Боголевская понимают творчество, как выход за пределы уже имеющихся знаний.

А. Я. Пономарев понимает творчество, как взаимодействие, ведущее к общему развитию человека. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших подростков: 1. Определенный фонд знаний и умений, их качество.

2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения.

3.Уровень развития мышления ребёнка, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий

4. Владение приёмами поисковой творческой деятельности. Исходя, из вышесказанного я разработала следующую структуру занятия, направленного на развитие творческих способностей, которая включает в себя 3 этапа:

1. Этап. Разминка. Включает в себя ребусы, кроссворды,  игры «Верю — не верю», и т. д.

2. Этап. Старайтесь их воспроизвести. Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности). Специальные задания, формирующие приёмы рационального запоминания, тренирующие внимание, необходимо постоянно включать в занятие, приучая детей всегда быть собранными, готовыми в любой момент к неожиданному повороту событий, что даёт им уверенность в собственных силах и ведёт к повышению эффективности обучения в целом.

Например. В течение 3 секунд посмотрите на рисунки, затем быстро закройте их и постарайтесь их воспроизвести.

3. Этап. Решение творческих задач. Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению. Такие задания рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» и т.д. (см. приложение).

Все вышесказанное заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. Считаю достижением в своей педагогической деятельности:

1.Создание хорошего психологического климата при организации познавательной деятельности;

2.Формирование устойчивой мотивации у обучающихся разной категории; 3. Использование разных методик при изучении блоков различных тематик.

Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному. Этот принцип заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще-дидактическим принципам:

- научности

- систематичности

 -последовательности                              

- доступности

- наглядности

- активности

- прочности

- индивидуального подхода                  

Наряду с принципами используют и методы:

Методы

Практические наглядные словесные  

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование.

Упражнения -многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.

Упражнения подразделяются: на конструктивные, подражательно-

исполнительские, творческие.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, образцов изделий.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Практическая часть.

Параметры

Критерии

Образовательные

результаты

Показатели сформированности творческих способностей.

1.Разнообразие умений и навыков.

2.Глубина и широта знаний по предмету.

3.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности.

4.Развитие психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей: воображения, памяти, внимания, наблюдательности.

5.Развитие мыслительных операций.

6.Владение приёмами поисковой и творческой деятельности. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их масштаб).

Эффективность воспитательных воздействий

1.Культура поведения ребенка.

2. Характер отношений в коллективе.

Очень яркое развитие творческих способностей проявляется на занятиях

ДПИ, руководителем, которого я являюсь, без творчества и способностей нельзя достигнуть высоких результатов. Именно благодаря этому создается своеобразный микроклимат для развития творческих сторон. Большая роль отводится индивидуальным работам, где каждый ребенок вносит в работу свою лепту, старание и в результате которая может участвовать в дистанционном или очном конкурсах

Отслеживание результатов.

Критерии оценивания творческой деятельности воспитанников:

По итогам оценивания творческой деятельности детей составляю диаграммы развития творческих способностей воспитанников.

Основные этапы работы


п/п

Название этапа, содержание примерной деятельности педагога

1.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

  • анализ затруднений;

  • анализ состояния образовательного процесса;

  • выявление противоречий;

  • поиск, изучение, анализ литературы по проблеме

2.

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

  • определение целей и конкретных задач;

  • формулировка гипотезы (для уровня научной, экспериментальной работы);

  • прогнозирование результатов

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

  • составление программы работы;

  • подготовка материально-технической базы;

  • методическое обеспечение

4.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

  • реализация собственной программы (методики, технологии:……);

  • отслеживание промежуточных результатов

5.

КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ

  • проведение контрольных срезов, тестов, диагностических процедур;

  • при необходимости корректировка программы

6.

ОБОБЩАЮЩИЙ

  • обработка полученных данных;

  • соотнесение полученных результатов с планируемыми;

  • корректировка гипотезы;

  • оформление, описание результатов

7.

ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

  • применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности;

  • диагностика наличии запроса на данную методику;

  • распространение данной программы (методики, технологии:) при наличии запроса на нее

8.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  • выбор формы подведения итогов (реферат, доклад, статья, подготовка методического пособия, разработка рекомендаций, творческий отчет, ….);

  • подведение итогов


  Список литературы :                          

1.Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М.: Просвещение, 1990.

2. Развитие творческой одарённости детей школьного возраста // Школьный психолог. 2001. №11, с. 7.

3.Алгоритмы активизации творческого мышления (по Бухвалову) // Школьный психолог. 2004. №4, с. 26.

4.Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. №3 с. 28

5.Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. №4 с. 20

6.Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 101

7.Богоявленская Д.Б. «Субъект деятельности» в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. №2 с. 35

8.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина. - М.: «Академия», 1999.

9.Лук А.Н. Психология творчества. - М.: «Наука», 1978.

10.Леонтьев А.А. «Научите человека фантазии…» (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998 №5 с. 82


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!