Примерный план работы педагога над темой самообразования
Тема: «Использование элементов методики мозжечковой стимуляции как условие формирование звукопроизношения у дошкольников»
Развитие компетентности педагога немыслимо, без самообразования. При выборе и определении темы я руководствовалась современными тенденциями логопедии над работой при коррекции звукопроизношения. Исправление звукопроизношения неотъемлемая часть работы учителя-логопеда.
Цель работы: изучение и использование элементов методики мозжечковой стимуляции как условие формирование звукопроизношения у дошкольников.
Примерный план работы над темой.
1 этап. Подготовительный (выявление) |
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения | 2019-2020 год |
2 | Постановка целей и задач работы |
3 | Составление плана работы по самообразованию |
2 этап. Аналитический (изучение) |
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Теоретическая часть: Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п. Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы Подбор материала по теме, наработка дидактических и методических пособий | 2019-2020 год |
3 этап. Организационный (обобщение) |
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Практическая часть: Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация. Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности Проведение открытых мероприятий Выступление на педагогическом совете Участие в работе творческих групп | 2019-2021 |
4 этап. Завершающий (внедрение) |
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Оформление результатов обследования детей по проблеме | 2020-2021 |
2 | Оформление опыта работы: Систематизация теоретической части. Систематизация практического материала. Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, конструктов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.) |
5 этап. Презентационный (распространение) |
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Предоставление презентационного материала по самообразованию (в зависимости от предложенных форм). | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
2 | Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт». |
3 | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях, на сайте дошкольного образовательного учреждения. |
4 | Участие в профессиональных конкурсах различных уровней. |
Подробный план работы над темой самообразования.
Сроки | Этап работы | Содержание | Результат / предполагаемый результат |
Август 2019 | Подготовительный | Определение темы по самообразованию, исходя из интересов | Выбрана тема по самообразованию |
Сентябрь 2019 –октябрь | Подготовительный | Постановка целей и задач работы, составление плана. | Цели и задачи поставлены, составлен план работы над темой |
Октябрь 2019 январь 2020 | Аналитический | Теоретическая часть: Изучение научной, методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п. Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы Подбор материала по теме, наработка дидактических и методических пособий. | Изучена научная. методическая литература, опыт коллег. Ознакомлена с требованиями по оформлению теоретической части работы. Подобраны дидактические пособия. |
Январь 2020 декабрь2020 | Организационный | Практическая часть: Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности Проведение открытых мероприятий Выступление на педагогическом совете Участие в работе творческих групп | Приобретено утяжелённые мешочки, доска Бельгау. Декабрь 2020 проведение открытого занятия; выступление на педагогическом совете |
январь 2021 март 2021 | Завершающий | Оформление опыта работы: Систематизация теоретической части. Систематизация практического материала. Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, конструктов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.) | Систематизация теоретической и практической части; составление приложения. |
Апрель 2021 – июнь 2021 | Презентационный | Предоставление презентационного материала по самообразованию (в зависимости от предложенных форм). Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт». Подготовка материала к публикации в печатных изданиях, на сайте дошкольного образовательного учреждения. | Предоставление презентационного материала по самообразованию (в зависимости от предложенных форм). Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт». Подготовка материала к публикации в печатных изданиях, на сайте дошкольного образовательного учреждения. |
| | | |
Отчет по работе над темой самообразования «Использование элементов методики мозжечковой стимуляции как условие формирование звукопроизношения у дошкольников» в период реализации мероприятий практического этапа учителя-логопеда Акматовой Е.Н.
Обоснование выбора темы
Данная тема «Использование элементов методики мозжечковой стимуляции как условие формирование звукопроизношения у дошкольников» была выбрана исходя из специфики индивидуальных интересов и потому, что нейропсихологическое направление в работе учителя-логопеда соответствует реалиям сегодняшней действительности.
Цель и задачи работы над темой, сроки.
Цель работы над темой: изучить и оптимально использовать элементы методики мозжечковой стимуляции при формировании звукопроизношения у дошкольников
Задачи:
изучить и проанализировать научные, методические источники по теме исследования;
выбрать элементы мозжечковой стимуляции при формировании звукопроизношения у дошкольников;
внедрить в логопедическую практику элементы мозжечковой стимуляции на индивидуальных занятиях по звукопостановке;
обобщить ,оформить и растиражировать результаты работы по теме исследования.
Срок работы над темой: среднесрочный, август 2019- июнь 2021 года.
Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.
На основе изученных источников по проблеме исследования можно сделать следующие выводы:
мозжечок — это самый быстродействующий в мозге механизм, содержащий более 50% нервных клеток, связанный со всеми структурами нервной системы человека . Его связь с лобными долями интегрирует зрительную и слуховую системы с движением, связывает эмоциональные реакции, речевые способности, способности планировать свои действия. Червь мозжечка участвует в регуляции эмоций и внимания, а также связан с вестибулярной системой мозга, отвечающей за равновесие и координацию движений тела. Полушария мозжечка задействованы в формировании движений и развитии умственных способностей. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов;
мозжечок имеет множественные связи со всеми отделами головного мозга и принимает участие в переработке всей информации, идущей от них и задает темп работы всего мозга. Чем лучше будет работать мозжечок, тем быстрее ребенок будет осваивать новые знания.
дети с ТНР имеют координационную неловкость, как следствие нарушения мозговых структур, в том числе и нарушение работы вестибулярного аппарата;
применение мозжечковой стимуляции на индивидуальных занятиях по звукопостановке поможет улучшить как звукопроизношение, так и крупную моторику (улучшаются плавность движений, точность, ловкость, осанка, походка);мелкую моторику, зрительно-моторную координацию; повысить концентрацию внимания; скорость мышления.
В моей логопедической практике при работе с детьми дошкольниками на индивидуальных занятиях по звукопостановке будут полезны и оптимальны такие элементы методики мозжечковой стимуляции как утяжеленные мешочки с различными наполнителями, доска Бельгау, диски здоровья.
Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.
Система мер для решения проблемы принята следующая:
Изучена литература по проблеме исследования;
Сделан анализ литературных источников;
Пройден вебинар А.С. Фалевой (4 часа) на тему: «Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»
Подобраны дидактические пособия;
Какой предполагается результат и форма его представления.
Результат работы по теме исследования:
Сроки | Этап работы | Результат / предполагаемый результат |
Август 2019 | Подготовительный | Выбрана тема по самообразованию |
Сентябрь 2019 –октябрь | Подготовительный | Цели и задачи поставлены, составлен план работы над темой |
Октябрь 2019 январь 2020 | Аналитический | Изучена научная. методическая литература, опыт коллег. Ознакомлена с требованиями по оформлению теоретической части работы. Подобраны дидактические пособия. |
Январь 2020 декабрь2020 | Организационный | Приобретено утяжелённые мешочки, доска Бельгау. Декабрь 2020 проведение открытого занятия; выступление на педагогическом совете |
В период работы над темой с августа2019 по май 2020 года была определена тема самообразования, так же поставлены цель и задачи, составлен перспективный план работы, определены сроки РАБОТЫ, изучены требования к оформлению теоретической части работы, прошЁл анализ литературных источников по проблеме исследования, подобраны оптимально дидактические пособия, сделан отчет о проделанной работе.
В дальнейшем я планирую по данной теме провести ряд открытых занятий, обобщить полученные знания и опыт, предоставить результат обобщения на педагогическом совете ДОУ, подготовить данный материал для публикации в сети интернет (на сайте ДОУ).