Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
учителя родного языка
Харисовой Чулпан Сагитовны.
г.Нижнекамск.
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
РАЗВИТИЕ УМЕНИИ И НАВЫКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ И МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Работа над темой начата в 2018 году
Предполагается закончить работу над темой в 2022 году.
Цель: Развитие диалогической и монологической речи учащихся посредством чтения литературных произведений, повышение уровня речевой активности учащихся.
Формирование интереса и потребности в чтении у учащихся.
Задачи:
• Развитие связной диалогической и монологической речи, обогащение словарного запаса учащихся.
• Формирование умения пересказывать литературные произведения
• Развитие у учащихся активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
• Развитие у учащихся психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
• Повысить мотивацию и качество знаний учащихся
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- развивать свободное общения со взрослыми и детьми;
- воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству, бережное отношение к художественной литературе.
Перечень вопросов по самообразованию
1.Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
2.Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.
3 .Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне.
4.Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
5.Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
6.Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса - во всех классах.
7.Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
8.В каждом классе, где преподаю родной язык, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности ребенка, учесть его возрастные особенности и заинтересовать предметом.
изучение психолого-педагогической литературы
разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Ожидаемые результаты:
повышение качества преподавания предмета
разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках родного языка;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Направления работы по самообразованию:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 2. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 3. Повышать квалификацию на курсах. 6.Успешно пройти аттестацию 7. приобретать новинки методической литературы. | регулярно регулярно 2019/20 уч год 2022год ежегодно ежегодно |
Психолого-педагогические | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. | регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования по родному языку и литературе. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения . 3. Принимать активное участие в работе МО учителей родного языка и литературы. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей . 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, внеклассных мероприятий 9. Проводить открытые уроки . 10 Организовать предметные недели. 11. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно Регулярно По плану ежегодно регулярно по плану ежегодно ежегодно по плану ежегодно |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по предмету, педагогике и психологии. 3. ежемесячно её пополнять свой сайт на странице Мультиурок. | Регулярно Регулярно регулярно |
Охрана здоровья | 1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. 2.Вести здоровый образ жизни. | регулярно |
Источники самообразования:
- Телевидение
- Газеты, журналы
- Интернет
- Видео, аудио информация на различных носителях
- Дистанционные курсы
- Семинары и конференции
- Мастер – классы, открытые уроки
- Мероприятия по обмену опытом
- Курсы повышения квалификации
Формы самообразования:
- Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
- Коллективная, направленная на активное участие в методической работе образовательного учреждения
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
2018-2022 г
1.Курсы повышения квалификации учителей.
2.Выступление на заседании МО учителей родного языка и литературы
3.Изучение литературы по теме самообразования.
Прогностический
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов.
Практический
1.Создание презентаций по русскому языку и литературе и их применение на уроках.
2.Создание и использование в работе тестов, кроссвордов, различных занимательных заданий.
3.Демонстрация фильмов или их фрагментов на уроках литературы.
4.Создание учениками собственных презентаций.
5.Проведение занятий в компьютерном классе с использованием программ-тренажёров по русскому языку.
6. Проведение открытых уроков на муниципальном, школьном уровнях.
7.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
8.Создание электронной почты для контакта с единомышленниками.
Обобщающий
1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы.
3.Выступление на заседании районного МО, школьной МГ
4.Участие в районных олимпиадах, конкурсах, конференциях и анализ результатов.
5..Мастер-класс.
6.Консультативная помощь учителям и учащимся.
7. Регулярное отслеживание электронной почты для контакта с единомышленниками.
Внедренческий
1.Распространение опыта работы.
2..Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».
3.Размещение результатов работы над темой самообразования.
4.Размещение материалов из опыта работы на сайте Мультиурок
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1. Включить в план по реализации читательской грамотности на уроках родного языка и литературы и предложить для разработки учащимся примерную литературу.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся 3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.
Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
Творческое сотрудничество с учителями родного языка
4. Участие в системе школьной методической работы:
Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий и методики.
Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;
Предполагаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета
Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном и школьном сайтах.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
Список литературы
Власенков, А.И. Развивающее обучение русскому языку [Текст]/А.И. Власенков. – М.: Просвещение, 1983. – 322с.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 233 c.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст]/А.Н. Леонтьев. – М.: Издательство МГУ, 1981. – 584 с.
Мещеряков, В.Н. Жанры школьных сочинений. Теория и практика написания [Текст] /В.Н. Мещеряков. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст]/В.С. Мухина. – М.: Академия, 2012. – 466с.
Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новотворцева.– М.: Флинта, 2003. – 172с.
Черемисина, Н.А. Точность и лаконичность — важные коммуникативные качества речи младших школьников языка [Текст] / Н.А. Черемисина // Начальная школа. – 2011. – №12. – С. 19-22.
Щеголева, Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе[Текст] / Г.С. Щеголева. – С-Пб: Питер, 2005. – 322с.
13