План
САМООБРАЗОВАНИЯ
учителя истории и обществознания МОУ «СОШ» п. Каджером
Чумаковой М. И.
«Деятельностный подход на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС»
Работа над темой начата в 2017 – 2018 учебном году
Предполагается закончить работу над темой в 2020 – 2021 учебном году.
Обоснование выбора темы
Актуальность проблемы
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов нового поколения. Основной формой организации обучения является урок, организованный в соответствии с принципами системно- деятельностного подхода.
Авторы концепции новых федеральных образовательных стандартов отмечают, что «в начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений цивилизационного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности…». Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий задания и повторяющий учителя и учебник. У него есть свой особый менталитет, взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Его уже не так легко заставить учиться, испугав плохой отметкой. В одном классе учатся дети с совершенно разными способностями, уровнем воспитанности, состоянием психического развития и уровнем усвоения программного материала. Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. История, основанная на фактах, событиях, оценках, представляет богатую картину социально-экономического, культурно-нравственного, коммуникативного опыта людей. И поэтому призвана способствовать формированию и воспитанию личности ориентированной в потоке социальной информации, умеющей видеть и творчески решать проблемы, взаимодействуя с другими людьми, активно применять полученные знания и умения в жизни, направленные в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному государству. Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся через использование информационных технологий. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века вообще и обучения истории в частности помогает деятельностный метод обучения.
Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения обществоведческих и исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.
Цель самообразования:
Освоить новые формы и методы работы на уроках истории и обществознания, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом, освоившего достижения мировой и отечественной культуры, патриота, сохраняющего уважительное отношение к другим странам, культурам и народам; способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся через методы активного обучения (системно-деятельностный подход)..
Задачи:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
повышение мотивации и интереса к учению; организовать атмосферу учебного сотрудничества «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель»;
более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты самообразования
Повысить качество преподавания предмета.
Формировать у ученика положительное отношение к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
Разработать и провести и открытые уроки.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
Разработать рабочие программы по учебным предметам с учетом системно- деятельностного подхода; дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предметов.
Обобщить опыт по исследуемой теме.
Система дидактических принципов системно-деятельностного подхода:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Перспективный план самообразовательной деятельности
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1. Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | 2017 – 2018 учебный год 2017 – 2018 учебный год 2017 – 2018 учебный год |
2. Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2017 – 2018 учебный год 2017 – 2018 учебный год 2017 – 2018 учебный год |
3. Практический | Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | 2018 – 2019 учебный год 2018 – 2019 учебный год 2018 – 2019 учебный год 2018 – 2019 учебный год |
4. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. | 2019 – 2020 учебный год 2019 – 2020 учебный год 2019 – 2020 учебный год |
5. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. | 2020 – 2021 учебный год 2020 – 2021 учебный год |
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональное | 1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3.Систематически знакомиться со статьями в журналах «Преподавание истории в школе» и «Обществознание ». 4. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории и обществознания. | 2017- 2018 регулярно
регулярно
регулярно |
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания. 3. Принимать участие в работе школьного МО учителей естественно-гуманитарного цикла. 4. Организовать работу с обучающимися и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 9. Разработать программы элективного курса по предмету. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. | регулярно
регулярно Регулярно
ежегодно
регулярно
регулярно регулярно 2018-2021
2018-2021
Согласно плана ШМО 2018-2021
Согласно плана ШМО |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по истории, обществознанию, педагогике и психологии. | Регулярно
регулярно |
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | регулярно |
Литература по теме самообразования:
Абдуллаев Э.Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта/ Э.Н. Абдуллаев // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.
Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - N 9. - С. 10-20.
Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2011. - № 5. - С. 16-24.
Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 11-14.
Атанов Г.А. Деятельностный подход к проектированию обучения // Образовательные технологии // . - 2004.- N2.
Белобородов Н.В. Технология социального творчества учащихся // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 226-232.
Булин-Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход // Учитель. - 2005. - № 3. - С. 63-66.
Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 8. - С. 80-96.
Воровщиков С.Г. Технология проблемно-деятельностной игры // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 9. - С. 92-104.
Дмитриев С.В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии // . - 2003.- N6.
Дятлова К.Д. Системный подход в педагогическом тестировании // Педагогическая диагностика. - 2005. - № 5. - С.23-30.
Захарова В.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в реализации системно-деятельностного подхода к обучению // Начальная школа. - 2011. - № 8. - С. 20-23.
Иванов Д.А. Мысли о педагогике, или С чего начинается школа? // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 149-152.
Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся. / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 1.
Камболов Т. Новые вызовы времени: системный подход - вот что нужно для воспитания культурных традиций // Учительская газета. - 2007. - 10. - С. 5.
Киприянова Е.В., Якуба Е.П. Социализация школьников средствами исторического образования. / Е.В. Киприянова и др. // Преподавание истории в школе. – 2011. – № 6.
Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения // Справочник заместителя директора школы. - 2011. - № 4. - С. 13-27.
Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика. - 2005. - № 10. С. 27-32.
Леонтьева О.М. Деятельностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2007. - № 2. - С. 83-96.
Лисина Л. Деятельностный подход в обучении // Учитель. - 2008. - № 4. - С. 69-70.
Лямасова Г. Создаем школу нового поколения // Учитель. - 2009. - № 4. - С. 35-38.
Лях Ю.А. Проектирование системы педагогического мониторинга качества обучения на основании деятельностного подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 1. - С. 23-26.
Мамджян К.Х. О школьном курсе обществознания: позиция университетского профессора // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 9. - С. 13-18.
Мордовец Т.М. Формирование ключевых компетенций старшеклассников // Методист. - 2012. - № 3. - С. 48-52.
Панова О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников // Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 31-34.
Петерсон Л.Г. Механизмы реализации Государственных образовательных стандартов второго поколения на основе дидактической системы деятельностного метода "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 1. - С. 6-10.
Петерсон Л.Г. Непрерывное образование на основе деятельностного подхода // Педагогика // . - 2004.- N9.
Петрова О.Г. Информационно-образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования // Информатика и образование. - 2012. - № 9. - С. 18-22.
Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // Завуч // . - 2005.- N5. - С. 38-56.
Пономарева Е.А. Деятельностный подход к формированию системы понятий учебных предметов // Методист. - 2013. - № 1. - С. 54-57.
Сергеев С.Ф. Теоретико-методологические проблемы педагогики образовательных сред // Народное образование. - 2011. - № 1. - С. 187-195.
Серебрякова Л.А. Системно-деятельностный подход как условие формирования ключевых компетенций школьников // Методист. - 2011. - № 2. - С. 14-17.
Стрелова О.Ю. Современный урок истории / О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2009. – № 1.
Текнеджян Т.В. Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции учителя - эффективное средство освоения деятельностного метода обучения "Школа 2000..." // Методист. - 2010. - № 3. - С. 55-60.
Титова Е.Т. ФГОС на этапе основного общего образования: первый опыт // Методист. - 2013. - № 5. - С. 38-43.
Юсупова Г.Р. Системный подход к деятельностному повышению квалификации работников образования // Педагогические технологии. - 2004. - № 4. - С.25-31.
Ярославцева М. Системный подход к внедрению инновационных технологий // Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2010. - № 7. - С. 8-11.
6