СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования по теме "Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

Просмотр содержимого документа
«План самообразования по теме "Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"»

План самообразования по теме "Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"


Актуальность выбранной темы:


«Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

  2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания. Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно-нравственного воспитания в ДОУ.

На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Цели:
  1. Изучить влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

  2. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.

Задачи:
  • Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

  • Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

  • Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

  • Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

  • Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

  • Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

  • Выявить особенности нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

  • Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

  • Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок, на воспитание нравственных качеств дошкольников.

  • Определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Форма самообразования: индивидуальная, групповая.

Этапы работы по самообразованию:

Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь.

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года.

Формирование опыта по теме.

Внедрение в практику: октябрь – май.

Представление опыта работы по теме: май 2020г.

Ожидаемые результаты для детей:

Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.

Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д. в сказке и в жизни.

Дети делают самостоятельный нравственный выбор. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.

Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

Ожидаемые результаты для воспитателя:

Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.

Повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками.

Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.

Наметить динамику во взаимоотношениях с родителями, чтобы они начали более активно принимать участие в жизни группы.

Организация детской деятельности:

Образовательная деятельность.

Совместная Непосредственно деятельность взрослого и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Формы предоставления результатов:

Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе: Данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь – май).

Работа с родителями (консультации, совместные занятия).

Отчет по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете (открытое мероприятие).

Срок реализации: 2года (2019-2020 учебный год)

План работы детьми

Сентябрь

  • Мониторинг

  • Сказка «Колобок»

  • Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам

  • «Колобок покатился по дорожке»

  • Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми с помощью театра на фланалеграфе.

  • Рисование

  • Сказка «Репка»

  • «Выросла репка – большая пребольшая»

  • «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок»

  • Разучивание пальчиковых игр

Октябрь
  • Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми. Аппликация

  • Дидактическая игра

  • «Волшебные сказки»

  • «Из какой сказки герой»

  • Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам

  • Слушание сказок в аудиозаписи

Ноябрь
  • Беседа с детьми Дидактическая игра

  • Русская народная сказка в обр. А.Толстого «Три медведя»

  • «Отгадай сказку по предметам»

  • «Тарелочка для мишутки»

Декабрь
  • Прослушивание аудиозаписи

  • Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми. Дидактическая игра

  • Лепка

  • «Зимние сказки»

  • «1,2,3,4,5! Будем сказки называть»

  • «Сказка «Гуси-лебеди»

Январь
  • Выставка детских рисунков Пальчиковая игра

  • Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми с помощью театра би-ба-бо

  • «Сказочное лото»

  • «Стоит в поле теремок, теремок…»

  • «Один начинает – другой продолжает‖»

  • «Мой любимый сказочный герой»

  • Разучивание физкультминуток

Февраль
  • Настольно-печатная игра

  • Физкультурное развлечение Дидактическая игра

  • Выставка детских рисунков

  • «Разложи иллюстрации к сказке в определённой последовательности»

  • Сказка «Волк и семеро козлят»

  • Разучивание песен к сказкам

  • «Узнай сказку по загадке»

Март
  • Настольно-печатная игра

  • Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми. Дидактическая игра

  • «Угадай сказку»

  • Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам

  • Сказка «Заюшкина избушка»

  • Подвижные игры

Апрель
  • Дидактическая игра

  • Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми.

Май

  • Мониторинг

План работы с родителями Сентябрь
  • Привлечение родителей к активному участию в проекте

  • «Воспитание сказкой» в течение года

  • Консультация для родителей «Как организовать домашнее чтение»

  • Пополнение уголка костюмерной новыми костюмами, масками, атрибутами.

Октябрь
  • Памятка для родителей с рекомендациями

  • Привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций

  • Акция «Подари книгу группе»

  • «Что читать детям 4-5 лет»

Ноябрь
  • Оформление книжного уголка

  • Консультация для родителей «Нравственное воспитание ребенка»

  • Пополнение книжного уголка новыми иллюстрациями из сказок

Декабрь
  • Оформление книжного уголка

  • Консультация для ребенка, «Какие проблемы решают сказки»

  • «О чем и как беседовать с детьми после чтения»

Январь
  • Папка-передвижка

  • Индивидуальная консультация

  • «Мой любимый сказочный герой»

Февраль
  • Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей

  • Изготовление волшебных предметов из сказок

Март
  • Совместная работа родителей с детьми

  • «Сказка ложь, да в ней намек…»

Апрель
  • Совместный досуг родителей с детьми

  • «Наши любимые семейные сказки»

Май
  • Создание альбома

План работы с родителями

Сентябрь

  • изучение литературы по данной теме.

  • разработка перспективного плана на сентябрь-май (средняя, старшая подгруппа).

  • Поиск и выбор диагностик.

  • Создание консультаций для родителей в течение года

  • Пополнение предметно-развивающей среды в течение года

  • «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей»

  • Консультация для педагогов ДОУ

  • Картотека игр

Ноябрь-Март

  • Создание картотеки подвижных игр и физкультминуток по мотивам русских народных сказок

  • Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет ресурсов.

  • В течение года отчет по теме самообразования в итоговом педсовете

Май

  • Открытое мероприятие

Литература
  1. Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.

  2. -Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.

  3. -Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».

  4. -М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.

  5. -З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.

  6. Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.

  7. Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г.

  8. -В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд.центр Владос,2010г.

  9. -О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.

  10. Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».


МКОУ Тогучинского района

«Янченковская средняя школа»

воспитатель Мингалимова Т.Н.______


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс