План самообразования по теме "Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок"
Актуальность выбранной темы:
«Сказки – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
-
В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
-
Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.
Разрешение проблем нравственного и духовного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включая в себя воспитания чувства долга, справедливости, ответственности. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования и воспитания. Проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно-нравственного воспитания в ДОУ.
На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.
В связи с важностью данного направления я решила углубленно заняться этой проблемой, создать систему по нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Цели:
-
Изучить влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.
-
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Задачи:
-
Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
-
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
-
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
-
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
-
Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
-
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
-
Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
-
Выявить особенности нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
-
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
-
Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния русских народных сказок, на воспитание нравственных качеств дошкольников.
-
Определить эффективность использования русских народных сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Этапы работы по самообразованию:
Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь.
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года.
Формирование опыта по теме.
Внедрение в практику: октябрь – май.
Представление опыта работы по теме: май 2020г.
Ожидаемые результаты для детей:
Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.
Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д. в сказке и в жизни.
Дети делают самостоятельный нравственный выбор. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
Повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками.
Разработка методических рекомендаций для воспитателей младших групп.
Наметить динамику во взаимоотношениях с родителями, чтобы они начали более активно принимать участие в жизни группы.
Организация детской деятельности:
Образовательная деятельность.
Совместная Непосредственно деятельность взрослого и детей.
Самостоятельная деятельность детей.
Формы предоставления результатов:
Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе: Данных планового мониторинга детей в ДОУ (сентябрь – май).
Работа с родителями (консультации, совместные занятия).
Отчет по теме самообразования воспитателя-руководителя на итоговом педсовете (открытое мероприятие).
Срок реализации: 2года (2019-2020 учебный год)
План работы детьми
Сентябрь
-
Мониторинг
-
Сказка «Колобок»
-
Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам
-
«Колобок покатился по дорожке»
-
Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми с помощью театра на фланалеграфе.
-
Рисование
-
Сказка «Репка»
-
«Выросла репка – большая пребольшая»
-
«Угадай, из какой сказки прочитан отрывок»
-
Разучивание пальчиковых игр
Октябрь
-
Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми. Аппликация
-
Дидактическая игра
-
«Волшебные сказки»
-
«Из какой сказки герой»
-
Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам
-
Слушание сказок в аудиозаписи
Ноябрь
-
Беседа с детьми Дидактическая игра
-
Русская народная сказка в обр. А.Толстого «Три медведя»
-
«Отгадай сказку по предметам»
-
«Тарелочка для мишутки»
Декабрь
-
Прослушивание аудиозаписи
-
Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми. Дидактическая игра
-
Лепка
-
«Зимние сказки»
-
«1,2,3,4,5! Будем сказки называть»
-
«Сказка «Гуси-лебеди»
Январь
-
Выставка детских рисунков Пальчиковая игра
-
Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми с помощью театра би-ба-бо
-
«Сказочное лото»
-
«Стоит в поле теремок, теремок…»
-
«Один начинает – другой продолжает‖»
-
«Мой любимый сказочный герой»
-
Разучивание физкультминуток
Февраль
-
Настольно-печатная игра
-
Физкультурное развлечение Дидактическая игра
-
Выставка детских рисунков
-
«Разложи иллюстрации к сказке в определённой последовательности»
-
Сказка «Волк и семеро козлят»
-
Разучивание песен к сказкам
-
«Узнай сказку по загадке»
Март
-
Настольно-печатная игра
-
Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми. Дидактическая игра
-
«Угадай сказку»
-
Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам
-
Сказка «Заюшкина избушка»
-
Подвижные игры
Апрель
Май
План работы с родителями Сентябрь
-
Привлечение родителей к активному участию в проекте
-
«Воспитание сказкой» в течение года
-
Консультация для родителей «Как организовать домашнее чтение»
-
Пополнение уголка костюмерной новыми костюмами, масками, атрибутами.
Октябрь
-
Памятка для родителей с рекомендациями
-
Привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций
-
Акция «Подари книгу группе»
-
«Что читать детям 4-5 лет»
Ноябрь
-
Оформление книжного уголка
-
Консультация для родителей «Нравственное воспитание ребенка»
-
Пополнение книжного уголка новыми иллюстрациями из сказок
Декабрь
-
Оформление книжного уголка
-
Консультация для ребенка, «Какие проблемы решают сказки»
-
«О чем и как беседовать с детьми после чтения»
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
План работы с родителями
Сентябрь
-
изучение литературы по данной теме.
-
разработка перспективного плана на сентябрь-май (средняя, старшая подгруппа).
-
Поиск и выбор диагностик.
-
Создание консультаций для родителей в течение года
-
Пополнение предметно-развивающей среды в течение года
-
«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей»
-
Консультация для педагогов ДОУ
-
Картотека игр
Ноябрь-Март
-
Создание картотеки подвижных игр и физкультминуток по мотивам русских народных сказок
-
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет ресурсов.
-
В течение года отчет по теме самообразования в итоговом педсовете
Май
Литература
-
Сборник научно-методических статей. Изд. Орёл, 2015г., под ред. О.В.Бережнова.
-
-Э.И.Иванова «Расскажи мне сказку». Изд. Москва, Просвещение,2001г.
-
-Зинкевич-Евстигнеева «Практикум по сказкотерапии».
-
-М.Д.Маханева «Театрализованные занятия в детском саду». Изд. Москва, ТЦ Сфера,2003г.
-
-З.А.Гриценко «Ты детям сказку расскажи». Изд. Москва, 2003г.
-
Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Изд. Харьков, 1996г.
-
Е.А.Ульева «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми». Изд.Москва, Вако,2014г.
-
-В.В.Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников». Изд.центр Владос,2010г.
-
-О.А.Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке». Изд. Москва, Мозаика-Синтез, 2012г.
-
Изучение статей в журналах «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ».
МКОУ Тогучинского района
«Янченковская средняя школа»
воспитатель Мингалимова Т.Н.______