СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План самообразования по теме "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческие способности представляют собой достаточно сложную категорию, основу которой составляют индивидуальные качества, необходимые для успешного выполнения различного вида деятельности.     

Процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений по-иному взглянуть на вопрос выбора методов и способов организации образовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования по теме "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность"»

План самообразования

воспитателя Потаниной Алены Владимировны

по теме "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность"


Проблема.  Творческие способности представляют собой достаточно сложную категорию, основу которой составляют индивидуальные качества, необходимые для успешного выполнения различного вида деятельности.     

Процесс развития творческих способностей у детей дошкольного возраста требует от педагогов дошкольных образовательных учреждений по-иному взглянуть на вопрос выбора методов и способов организации образовательной деятельности.

Продуктивная деятельность - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные, разноцветные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора цветовой гаммы обеспечивают живость и непосредственность проявления детского творчества.

1 этап - подготовительный

Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделен на блоки и включает в себя:

·         Сбор информации по данной теме.

·         Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.

·         Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а так же с родителями.

·         Подбор материала (игрового и методического).

2 этап - основной

Введение в работу подготовленного материала (проведение мероприятий и организация работы с детьми)

Организация работы с детьми по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности:

Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Что перепутал художник», «Подбери по цвету», «Какое время года», «Я учусь рисовать», «Смешивание цветов», «Чего не хватает», «Гусеничка».

Образовательная деятельность:

Октябрь

1.Рисование: «Осеннее дерево;

2.Лепка: «Оладушки»;

3.Выставки творческих работ. Коллективная работа «Осеннее дерево»

Ноябрь

1.Рисование: «Красивые чашки»;

2.Аппликация: «Печенье»;

3.Выставки творческих работ.

Декабрь

1.Рисование: «Снег кружится (тычки)»;

2.Лепка: «Снежинки»;

3.Выставки творческих работ.

Январь

1.Рисование: «Снеговик»;

2.Аппликация: «Бусы для ёлочки»;

3.Выставки творческих работ.

Февраль

1.Рисование: «Кормушка для птиц»;

2.Лепка: «Зернышки для птичек»;

3.Выставки творческих работ;

4.Стенгазета «С 23 Февраля!»

Март

1.Рисование: «Красивые салфетки»;

2.Аппликация: «Цветы сердечки»;

3.Выставки творческих работ.

Апрель

1.Рисование: «Одуванчики в траве»;

2.Лепка: «Весеннее дерево»;

Май

1.Рисование: «Скворечник»;

2.Аппликация: «Бабочка»;

3.Выставки творческих работ.

Работа с родителями:

Консультация для родителей на тему «Как развивать творческие способности дошкольников»

Памятки для родителей на тему «Детское творчество дома».

Семинар-практикум для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми».

Беседа с  родителями: «Бросовые материалы, которые можно использовать в детском творчестве». Консультация для воспитателей по теме самообразования

3 этап - итоговый

Подведение итогов работы, выявление результатов, обобщение опыта.

Анализ результативности проведённой работы

Обобщение и распространение опыта: отчёт на итоговом педсовете.

Вывод:

Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации, развивают мышления.

В течение года я  использовала в своей работе следующие приемы:

- Экспериментирование с изобразительными материалами.

Это смешивание цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.

- Использовала нетрадиционные техники изображения

в рисовании:

·         рисование пальчиками,

·         кляксография,

·         рисование акварелью по мокрому листу,

·         печатание  срезами овощей, ткани, нитей

·         рисование пузырями

·         рисование углем

·         рисование пластилином 

в аппликации:

·         сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, листьев, бересты, пластилина);

·         использование пищевых продуктов (круп, макаронных изделий и т.д.).

Объясняла детям, как  правильно располагать изображения на листе, что предметы располагаются дальше, ближе. Познакомила с понятием свет и тень. Проводила  игры дидактические и подвижные.

Использовала прием  коллективной работы.

Вовлекались родители в  творческую  деятельность.

Выставки: «На улицах нашего города» (конструирование машин), «Земля наша планета» (лепка, конструирование, рисование)

В конце года у детей повысился уровень ручной умелости, координации движений. Например, если в начале года им трудно давалось заштриховать фигуру или  закрасить, то в конце года они делают это  уже аккуратно. Повысился уровень художественно-творческих способностей.  Дети стали выполнять рисунки с более сложной композицией.



Используемая литература


1.         Абраменкова, Н. Ф. Развитие творческих способностей детей через изобразительную деятельность / Н. Ф. Абраменко // Образование и воспитание. - 2015. - №4. - С. 1-3.

2.         Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов /  Т. С. Комарова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 41-43 с.

3.         Кубайчук, Н. П. Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста / Н. П. Кубайчук // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №3. - С. 30-34.

4.         Кудейко, М.В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров: учебное пособие/ М. В. Кудейко. - М.: Содействие, 2016. - 17-25 с.

5.         Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В. Т. Кудрявцев //Психологический журнал. - 2014. - № 5.- C. 59

6.         Кузнецова, Т. Г., Болгова, И. В. Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе / Т. Г. Кузнецова, И. В.  Болгова, // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №3. - С. 126.

7.         Леонтьева, А.В., Николаева Л.В. Нетрадиционная техника рисования в творческом развитии дошкольников /  А. В. Леонтьева, Л.В. Николаева // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 4. - С. - 12-13.

8.         Лыкова, И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, лаптях, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗО студии / И. А. Лыкова. - М.: Карапуз - Дидактика, 2017. - 49-52 с.

9.         Максимова, В. И. Психолого-педагогическая помощь по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста /  В. И. Максимова, А. А. Максимова // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 730-733.

10.       Немов, Р.С. Психология. Общие основы психологии. -  7-е изд., перераб. и доп. / Р. С. Немов. - М.: Юрайт, 2016. – 586-587 с.

11.       Примерная образовательная программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 105 с.

12.       Севостьянова, И. Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольника / И. Н. Севостьянова / Начальная школа, 2014. - № 2. - С. 14.

13.       Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки / А. А. Фатеева Художник А. А. Селиванов. (Детский сад: день за днем. Практическое приложение) - Ярославль: Академия развития, 2017. - 21-23 с.

14.       Цквитария, Т. А. Нетрадиционные техники рисования/ Т. А. Цквитария. - М.: Сфера, 2017. – 45-65 с.

15.       Шайдурова, Н. В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н. В. Шайдурова. - СПб: Детство-пресс, 2017. - 148 с.

16.       Шаляпина, И. А. Нетрадиционное рисование с дошкольниками. ФГОС ДО / И. А. Шаляпина. -  М.: Сфера, 2017. - 25-28 с.