УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА
ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 144 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
План
самообразовательной деятельности учителя русского языка Жуковой Ирины Викторовны на 2021 – 2022 г.г.
Донецк 2021
Тема самообразования: «Реализация метапредметных связей на уроках предметов гуманитарного цикла»
Цель: создание условий для формирования надпредметных умений и навыков на уроках русского языка.
Задачи: 1) изучить возможности формирования надпредметных умений и навыков на уроках русского языка в соответствии с требованиями Новых образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования;
2) внедрять различные приемы и методы учебной деятельности как средства формирования предметных и надпредметных умений и навыков обучающихся;
3) провести самоанализ, самооценку собственной деятельности.
Перечень вопросов по самообразованию.
1) изучение психолого-педагогической и методической литературы;
2) разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
4) анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
5) изучение педагогический опыта других преподавателей;
6) планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
повышение успеваемости и уровня готовности учащихся по русскому языку;
повышения мотивации к занятиям по русскому языку;
подготовка учащихся к Олимпиаде школьного и муниципального уровня по русскому языку и их успешное выступление;
мастер-классы, семинары и выступления на школьных и муниципальных уровнях;
разработка и проведение занятий по инновационным технологиям;
создание методик преподавания, педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий;
Форма отчёта по проделанной работе.
Обобщение опыта работы на уровне школы. Выступления по обмену опытом работы на заседаниях школьного методического объединения. Выступление на семинарах, мастер-классах, на заседаниях районного методического объединения учителей. Создание портфолио по теме самообразования Представление администрации школы отчёта с анализом и выводами .
Исходя из индивидуальной темы по самообразованию, мною намечены основные направления работы по самообразованию.
Содержание самообразования:
Вид деятельности | Действия и мероприятия | Сроки выполнения | Результат |
| 1.Изучить нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию образовательного процесса в образовательных организациях ДНР. | Август-сентябрь | |
Профессиональная | 2.Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Русский язык» 3.Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по предмету «Русский язык», концепциями обучения, их оценками. 4.Принимать участие в научно-практических конференциях, профконкурсах различных уровней. 5.Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 6.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. 7.Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег. 8.Организовывать и проводить внеклассную деятельность по предмету. 9.Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях. 10.Проводить открытые учебные и воспитательные мероприятия. 11.Пройти аттестацию учителя русского языка. | В течение учебного года | |
Инновационная, использование ИКТ | 1.Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество; 2.Использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности 3.Использование средств новых информационных технологий в качестве дистанционных средств обучения. 4.Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования. 5.Разрабатывать планы уроков с применением ИКТ; 6.Формировать копилку методических и дидактических материалов для проведения интегрированных уроков русского языка. | В течение учебного года | |
Психолого-педагогическая | 1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2.Развивать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) обучающихся, родителей, педагогов. 3.Изучать современные психологические методики. | В течение учебного года | |
Методическая | 1.Активно использовать инновационные методики и технологии в обучении русскому языку, современные мультимедийные средства и компьютерные программы обучения; 2.Осваивать передовой опыт учителей по организации уроков русского языка с применением метапредметных технологий; 3.Изучать научно-методическую и учебную литературу; посещать педагогические порталы; 4.Участвовать в мастер-классах школьного, муниципального уровней; 5.Разработка методик подготовки обучающихся к сдачи ГИА в формате ЕРЭ 6.Ведение личного сайта на образовательном портале «Инфоурок», группы ВКонтакте.; 7.Разработать УМК «Межпредметные связи на уроках словесности | В течение учебного года | |
Охрана здоровья | 1.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии; 2.Использовать в образовательном процессе новейшие здоровьесберегающие технологии; 3.Соблюдать правила БЖД на уроках и в повседневной жизни; 4.Прививать учащимся желание вести здоровый образ жизни, заниматься различными видами спорта, физическими упражнениями. | В течение учебного года | |
Источники самообразования:
1. Методические пособия и учебники.
2. Интернет; интернет - сообщества учителей.
3. Библиотека, интернет -библиотеки
4. Мероприятия по обмену опытом.
5. Курсы повышения квалификации.
6. Семинары и конференции.
Примерный список литературы по теме самообразования
(для выборочного изучения).
1.Аншевица С.Н. Взаимосвязь литературы, живописи и музыки на уроках литературы [Текст] // Русский язык в школе.- 1989, №6, с.30- 33
2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе [Текст] // Лит. В шк. - 1996. - №5
Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, - М., 1965
3. Громыко Н.В. Метапредмет как способ введения учащихся в культуру работы со знаниями // Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М.: АПКиПРО, 2004.
4. Громыко Н.В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников // Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М.: АПКиПРО, 2004. С. 9–13. 0,31 п.л.
5. Громыко Н.В. Метапредмет как способ введения учащихся в культуру работы со знаниями // Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. М.: АПКиПРО, 2004. С. 19–24. 0,38 п.л.
6. Громыко Н.В. Инновация метапредметов: вопросы теории и практики // Педагогические инновации: международный научно-методический журнал. Минск: УП «Технопринт». 2004. № 1. С. 43–49. 0,44 п.л.
7. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
8. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения, - М., 1965
9. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов // Современная педагогика. 2008. №9. С. 42 - 47.
10.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах / Я. А. Коменский – М.: Книга по Требованию, 2012. – 665 с.
11. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов : около 25 000 слов и словосочетаний / Л. П. Крысин. – 2-е изд., доп. – Москва : Русский язык, 2000. – 854с.
12. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т . Т. 1 / Под ред. В. Л. Ротенберг, В. М. Кларина.— М.: Педагогика, 1981. - 336 с.
13. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. – 2-е изд. – К.: Рад. шк., 1987.
14. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика/ А.В. Хуторской. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.
15. Александров А.Д. Творческая сущность человека // Человек в зеркале наук. – СПб.: изд. СПб. университета, 1993. – 160 с.
16. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. – 496 с.
17. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. – 240 с.
18. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы //Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – С. 328-348.
19. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способность к творческой реализации // Психологическая наука и образование. – 1998. - № 1. – С. 93-102.
20. Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника – к творческому замыслу урока. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
21. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
22. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе:
23. Коротяев Б.И. Учение-процесс творческий. – М., 1989.
24. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 – 416 с.
25. Одаренные дети: Пер. с англ. // Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
26. Ожиганова Г.В. Развитие творческих способностей. – М.: Издательство ИПРАН, 1995.
.