Слайд
«Счастье, когда тебя понимают.
А готов ли понять других ты?»
(из школьных сочинений)
АУДИОЗАПИСЬ
-Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что, отложив все дела, Вы пришли на эту встречу.
Слайд (деклорация)
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.
Слайд (тема собрания)
-На сегодняшней встрече предлагаю обсудить эту нравственную тему, а именно, как воспитать толерантного человека.
РОЛИК
( Международный день толерантности)
Слайд (эпиграф)
Эпиграфом к нашей сегодняшней встрече я выбрала слова Л. Н. Толстого:
«Чтобы быть сильным, надо быть как вода. Нет препятствий – она течёт; плотина – она остановится; прорвётся плотина – она снова потечёт; в четырёхугольном сосуде она четырёхугольна; в круглом она кругла. Оттого, что она так уступчива, она нежней всего и сильней всего».
Слайд (толерантность)
Слайд (здание школы)
В нашем дружном школьном коллективе иногда возникают конфликты. Как разрешать возникающие конфликты, как воспитать у детей толерантное отношение друг к другу?
Процесс воспитания детей очень сложен и быть выдержанными, терпимыми, терпеливыми и понимающими не всегда просто. Следует помнить, что терпимость – это социально – психологическая черта человека, показатель внутренней силы, условие конструктивного общения. Если мы с вами не будем с детьми общаться терпеливо и конструктивно, то никто не будет. Если мы их этому не научим, то никто не научит. От нас с вами – педагогических работников и родителей – зависит, насколько обучающиеся будут успешны в коллективе и окружающем социуме. Они будут везде приняты хорошо, если научатся правильно общаться и спокойно принимать окружающих людей: без унижения и недовольства, а с доверием, вниманием и конструктивной критикой.
Уважаемые родители! Мы не всегда бываем терпеливыми, терпимыми, великодушными, не всегда верно управляем своими эмоциями и настроением во взаимоотношениях с окружающими.
Слайд
Не случайно Жюль Франсуа Эли Леметр говорил: «Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма».
Отсутствие терпимости, великодушия и других качеств, которые вы уже знаете, приводит к интолерантному поведению. Как же проявляется интолерантность? Чтобы лучше понять, я предлагаю вам определить о чём идёт речь:
Слайд
Лишение терпимости, неумение считаться с чужим мнением (нетерпимость).
Чувство гневного раздражения, недоброжелательности (злоба).
Обсуждение чего – либо, кого – либо с целью вынести оценку, выявить недостатки (критика).
Отсутствие умения проявлять стойкость, самообладание (невыдержанность).
Отсутствие подлинных чувств, открытости, откровенности (неискренность).
Столкновение противоположных интересов, взглядов, серьезное разногласие, острый спор (конфликт).
Как видите все это приводит к конфликту. Конфликтные ситуации, помимо интолерантного поведения, осложняются особенностями возраста подростков (наши с вами дети вступили в период младшего подросткового возраста). Исследования их внутреннего мира показывают, что одной из самых главных моральных проблем детей этого возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Подростки склонны к спорам и возражениям, не следуют слепо авторитету взрослого. Родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергся чужому влиянию. В семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по – старому, т.е. назревает конфликт. Однако на пути к толерантности конфликт неизбежен, потому что именно в конфликтной ситуации вырабатывается способность быть терпимым, выдержанным, уважительным. Как успешно выйти из конфликтной ситуации, как положительно разрешить конфликт?
Слайд
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
А каковы наши взаимоотношения с детьми внутри семьи. Всегда ли мы с ними терпимы и снисходительны?
Согласитесь, достичь взаимопонимания порой бывает очень трудно. Только в сказках все заканчивается благополучно, все хорошо. Семейная жизнь наполнена конфликтами. Если взрослый продолжает относиться к подросту как к ребенку, то конфликтов избежать не удастся. Отношение «как к маленькому» вступает в противоречие с представлением подростка о собственной взрослости и с его претензиями. Если это противоречие не будет изжито, если оно будет углубляться, то конфликты неизбежны.
Чтобы отношения с ребенком стали гармоничными, взрослым надо сначала решить собственные проблемы. Никто не говорит о том, что родители должны быть совершенными, все мы имеем право на ошибку.
Слайды (общение при конфликте с ребёнком)
От того, какой тип воспитания преобладает в семье, зависит, какой здесь вырастет человек. Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка подростка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее.
Подросток осваивает социальные связи и роли в мире; становясь старше, он все больше ориентируется на ровесников и социальные институты. Родители, давая ему относительную свободу, должны быть надежным тылом для него, создавать у него чувство уверенности в трудной ситуации. Воспитывать толерантность в семье — значит прививать уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Проявление толерантности означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положением, языком, поведением и ценностями и имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания одного к другому.
Присутствие отца тоже имеет важное значение. Во-первых, именно он обеспечивает безопасность матери и ребенка и именно от его поведения зависит самочувствие матери. Во-вторых, ребенок смотрит на взаимоотношения родителей и то, что он видит, оказывает влияние на его будущую семью, дальнейшую жизнь и здоровье. Всем известно, что дочь надо воспитывать женственной и заложить в ней ценности материнства, а сыну следует привить чувство ответственности. Но самое главное – научить девочку благодарности, а мальчика заботливости. Ведь, если мальчик заботлив, то, став мужчиной, во имя достижения благополучия близких, он приложит все свои усилия, проявив и ум, и силу, и другие мужские качества. А благодарность – самое важное женское качество. Поскольку, если женщина благодарна, то хочется сделать для нее нечто большее, чем уже сделано и хочется ее радовать.
При воспитании ребенка надо также учитывать, что человеческий мозг запоминает абсолютно все. Вопрос лишь в том, отложится это в сознании или в подсознании. Воспитывать ребенка личным примером сложнее всего, но в тоже время и наиболее эффективно. Для того чтобы дочь выросла женственной, матери необходимо самой быть такою и учить ее опрятности и женской работе по дому. Большую роль в жизни девочки играет и отец, поскольку от того, как он с ней общается, зависит то, каких взаимоотношений она будет искать с мужчинами, когда вырастет. Сына-подростка следует воспитывать в спокойной строгости. Разумеется, это не означает, что его не надо любить.
Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение ребенка, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.
Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру ребенка, веру в победу доброго начала в межличностных отношениях, отказ от методов грубого понуждения и любых форм авторитаризма, позитивную лексику.
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Толерантность начинается в семье. Насколько мы терпимы к своему ребенку после работы, как часто мы раздражаемся по любому поводу, можем позволить себе сорваться на ребенка? Почему же он не может сорваться на другого человека?
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Если говорить о современном мире, то можно сказать, что он страшный, жестокий, разобщенный. В нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувство недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о толерантном мире, т.е. мире без насилия и жестокости, мире, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Но просто разбрасываться красивыми словами, конечно, недостаточно. Толерантность нужно воспитывать. Отсюда – ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания:
Слайд (правила воспитания)
1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
Слайд (черты талерантной личности- цветок)
В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других.
Принципы толерантного поведения.
1. Отделяйте человека от проблемы. Придерживайтесь мягкого курса в отношении с ребенком, не стойте на жесткой платформе при решении проблемы. Продолжайте переговоры, независимо от степени доверия.
2. Рассматривайте поведение ребенка в конкретной ситуации. Разбирать ситуацию, не давая негативных оценок личности ребенка в целом. Избегать высказываний «Ты всегда …», «Ты вообще …».
3. Концентрируйте внимание на интересах, а не на позициях.. Анализируйте интересы, обдумывайте взаимовыгодные варианты.
4. Настаивайте на объективных критериях. Пытайтесь достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состоянию воли. Внимательно слушайте доводы ребенка, уступите им, а не давлению.
Хотелось бы, чтобы в ваших семьях всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Я думаю мы найдём ответ на этот вопрос когда прослушаем
Китайскую притчу «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Слайд (прощение)
Слайд (правила воспитания)
Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.
Очень хотелось бы, чтобы трудности, возникающие на пути к толерантности, были нами успешно преодолены, чтобы всегда находился достойный выход из сложных конфликтных ситуаций, чтобы вы умело владели принципами толерантного поведения, поскольку толерантность без этого умения оказывается лишь благим пожеланием. Учитесь толерантности и будьте терпимыми!
Ролик (толерантность)
Слайд
Я думаю решением нашего родительского собрания
со стороны родителей будет Обсуждение в семейном кругу, вместе с детьми, проблемы толерантного поведения. Сотрудничество со школой, активное участие в жизни класса.
Мы же со своёй стороны будем пресекать некорректное поведение по отношению к одноклассникам, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.