План
занятия теоретического обучения
ОП 09 История стилей в костюме
Тема раздела: 3 Костюм Западной Европы
Тема занятия: 3.1 Костюм эпохи Возрождения XV-XVI в. Особенности развития мужского и женского костюма Италии XV-XVI в.
Тип урока: Комбинированный
Вид урока: Лекция с элементами беседы
Цели урока:
Обучающая: изучить историю одежды в Западной Европе
Развивающая: Сформировать знания по Костюмам эпохи Возрождения XV-XVI в.
Воспитательная: Формирование личностных и профессиональных качеств обучающихся: внимательность, память, мышление
- по итогам занятия студенты будут
Уметь:
ориентироваться в исторических эпохах и стилях;
Знать:
основные характерные черты различных периодов развития предметного мира
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, демонстрация, опрос
Методы учения: наблюдение, слушание, запоминание, ответы на вопросы, конспектирование, осмысление, рефлексия
КМО занятия:
ТСО: ПК, проектор
Дидактический и наглядный материал:
- презентация по теме «Костюм эпохи Возрождения XV-XVI в. Особенности развития мужского и женского костюма Италии XV-XVI в.»
- конспект по теме «Костюм эпохи Возрождения XV-XVI в. Особенности развития мужского и женского костюма Италии XV-XVI в. »
3. Инструменты и приспособления: -
Межпредметная связь: ОГСЭ 03 История, ОП 07 Материаловедение, ОП 08 Специальный рисунок и художественная графика
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Организационный момент:
Приветствие
Отметка отсутствующих студентов
Основная часть
Сообщение темы, цель занятия и мотивация учебной деятельности
Актуализация опорных знаний:
- Назовите продолжительность эпохи Возрождения
- Перечислите основные виды тканей в Средневековье и Возрождение
- Назовите основу мужского костюма
2.3 Объяснение нового материала
- история одежды в эпохе возрождения XV-XVI в.
- особенности развития мужского и женского костюма Италии
2.4 Закрепление изученного материала:
- Какая мода оказывала влияние на итальянский костюм ?
- Перечислите моду на мужскую прическу
- Какое платье носили в XV в. Итальянки?
2.5 Практическая работа
- Нарисовать мужскую одежду Италии
2.6 Проверка работ обучающихся
3. Заключительная часть
3.1 Анализ и обобщение деятельности студентов на занятии
3.2 Выставление оценок
3.3 Домашнее задание
3.4 Прощание
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
№ | Время | Структура урока | Деятельность педагога | Деятельность студентов | Метод рекомендации |
1 | 1 мин | Организационный момент | - Приветствие -Отметка отсутствующих студентов | - приветствие | |
2 | | Основная часть | | | |
2.1 | 3 мин | Сообщение темы | Сообщает тему занятия «Особенности развития мужского и женского костюма Италии XV-XVIв. » | Наблюдают, слушают | Обратить внимание на рабочий настрой студентов |
Запись в тетрадях | Диктует дату, тему занятия | Слушают, записывают | В обязательном порядке |
Сообщение целей занятия | Сообщает результат деятельности студентов | Слушают, осознают, запоминают | Только конечный результат |
Мотивация учебной деятельности | Сообщает, для чего необходимы знания содержания данного занятия | Слушают, запоминают | Необходимый алгоритм каждого занятия |
2.2 | 4 мин | Актуализация опорных знаний | Задает вопросы по предыдущей теме: - Назовите продолжительность эпохи Возрождения - Перечислите основные виды тканей в Средневековье и Возрождение - Назовите основу мужского костюма | Слушают, отвечают на вопросы | Устный фронтальный опрос. Не более 5 вопросов |
2.3 | 15 мин | Объяснение нового материала | Выдает информацию небольшими по объему частями: - история одежды в эпохе возрождения XV-XVI в. - особенности развития мужского и женского костюма Италии | Наблюдают, слушают, запоминают, записывают, задают вопросы, отвечают | Чередование методов обучения для более качественного внимания |
2.4 | 4 мин | Закрепление изученного материала | Задает вопросы по изученной теме: - Какая мода оказывала влияние на итальянский костюм ? - Перечислите моду на мужскую прическу - Какое платье носили в XV в. Итальянки? | Слушают, отвечают на вопросы | Устный фронтальный опрос. Не более 5 вопросов |
| 3 мин | Определение практического задания | Выдает задание на практическую работу. «Нарисовать мужскую одежду Италии». Определяет время на ее выполнение. | Наблюдают, слушают, запоминают | Задание выдается по четким пунктам с указанием времени |
2.5 | 10 мин | Практическая работа | Наблюдает и контролирует за рабочим процессом. По мере затруднений у студентов, помогает | Выполняют задание | Работа выполняется самостоятельно, индивидуально, письменно |
2.6 | 1 мин | Проверка работ обучающихся | Выдает правильные ответы и критерии оценок | Проверяют друг у друга, выставляют оценки | Парная работа |
3 | | Заключительная часть | | | |
3.1 | 1 мин | Анализ и обобщение деятельности студентов на занятии | Выполняет анализ деятельности студентов данного занятия | Наблюдают, слушают, запоминают, анализируют | В обязательном порядке |
3.2 | 1 мин | Выставление оценок | Выставляет оценки | Наблюдают, слушают | |
3.3. | 1 мин | Домашнее задание | Выдает задание и записывает на доске. Повторить изученный материал | Наблюдают, слушают, записывают, уточняют | По мере необходимости |
3.4 | 1 мин | Прощание | Благодарит студентов за работу на занятии. Дает разрешение выйти. Прощается | Благодарят, прощаются | Согласно педагогической этике |
Алексеева О.Н. _________
Конспект
теоретического обучения по теме «Особенности развития мужского и женского костюма Италии в 15-16 в.»
Здравствуйте. Давайте отметим, кто отсутствует на занятии.
Сегодня мы с вами изучим новую тему «Костюм эпохи Возрождения XV-XVI в.». Записываем число и посередине тетради тему урока «Особенности развития мужского и женского костюма Италии в 15-16 в.». К концу урока вы узнаете историю одежды в Италии 15-16 в. Вы должны знать, особенности развития М и Ж одежды для того чтобы применить свои знания на практике.
Давайте вспомним то, что изучали на прошлом уроке. Ответьте на следующие вопросы:
- Назовите продолжительность эпохи Возрождения ( 14в до 16в )
- Перечислите основные виды тканей в Средневековье и Возрождение (были лен, грубые и тонкие шерстяные ткани, сукно, парча, бархат гладкий и рытый (с рельефным рисунком), камка, атлас, муар, шелковая кисея и тонкое полотно. )
- Назовите основу мужского костюма ( Жакет-пурпуэн и штаны )
Молодцы!
Переходим к нашей теме. Открываю презентацию и посмотрите. В XV в. главной законодательницей итальянской моды была Флоренция. В XVI в. она уступила место Венеции. Хотя на итальянский костюм оказывала влияние французская готическая мода, в нем не было вычурности и экстравагантности. В силуэте костюма основными становятся не вертикальные линии, а горизонтальные; исчезают слишком длинные шлейфы и острые длинные носы обуви, свисающие рукава, глубокие декольте, высокие головные уборы. Детали костюма не удлиняют фигуру.
В итальянских одеждах этого периода заметны черты античности: простота и мягкая плавность, свободно падающие складки, нормальные «человеческие» пропорции. Переписываем у себя в тетрадях выделенный текст в презентации. Все записали ? Хорошоо дальше
В различных странах культура Возрождения складывалась в разные периоды. Раньше всего она возникла в Италии: итальянское Возрождение охватывает период с XIV до середины XVI вв. Во Франции оно зародилось с конца XV — начала XVI вв., в Англии продлилось с XVI до начала XVII вв., в Испании — с XV по XVII вв.
Модные итальянские одежды изготовлялись из дорогих тканей: бархата, шелка, парчи с серебряными и золотыми нитями, украшенных вышитыми или вытканными цветочными орнаментами. Особенно славилась венецианская парча с декоративным рисунком. Королевские дворы Европы покупали ее за большие деньги для торжественных одежд. Самыми модными цветами тканей считались зеленый, изумрудно-зеленый и винно-красный. В XVI в. итальянский костюм изменился, исчезла его жизнерадостность, светлые или яркие тона сменились более темными, а затем и черными. Костюм как бы повзрослел, отражая новый идеал времени — зрелость и опыт. Это обусловили исторические события: не утихающая вражда между различными социальными слоями, борьба между городами, агрессия соседних государств. Запишем в тетради. Все успели записать? Еще раз повторяю.
Давайте рассмотрим мужской костюм. Нижней одеждой итальянцев была рубашка — «камичи», узкие штаны-трико «кальцони», которые шились точно по ногe и привязывались тесемками к «соттовесте» — узкой куртке без рукавов или с рукавами.
Верхней мужской одеждой служил плащ, который пристегивался к плечам куртки. Во время праздников и торжественных событий молодые итальянцы надевали «джорне».
Пожилые люди носили свободные кафтаны длиной до колен или до лодыжек, с длинными колоколообразными рукавами и глубоким квадратным вырезом — «каре». Из-за каре кафтаны носили с нагрудниками из очень тонкой белой ткани.
В XVI в. мужской костюм изменился: он по-прежнему наряден, но все же становится строже по форме и цвету. Основные виды мужской одежды этого периода — кафтан с квадратным вырезом, который назывался «королевским зеркалом», и распашной кафтан с воротником-стойкой. Из-под выреза «королевского зеркала» виднелась украшенная богатой вышивкой белая рубашка. У модных рубашек ткань вокруг шеи стягивалась шнуром, образуя множество мелких складочек, а край ворота украшался вышивкой. Верхнюю часть рукавов кафтана выкраивали в виде буфа, но рукава могли быть и прямыми, с «крылышками» у плеч. Кафтаны шились из ткани глубоких, темных цветов и украшались золотой вышивкой.
Верхней мужской одеждой XVI в. был «джуббоне» (он соответствовал французскому пурпуэну). Вначале пышный и длинный, позже он стал гораздо уже. Венецианский джуббоне закрывал бедра. Запишем в тетради.
Далее у нас идет женский костюм. Посмотрите на презентацию она была богаче и разнообразней чем у мужчин в Эпохе Возрождения. В XV в. итальянки носили платье — «гамурра». Нижнего белья в это время как такового не было. Дамы носили одновременно два верхних платья из дорогих парчовых и бархатных тканей. Они были отрезными по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой. Декольте на груди делали квадратное, а на спине треугольное (что зрительно удлиняло шею). Часто лиф впереди был разрезным, со шнуровкой.
Рукава платья были прямыми, немного расширявшимися к плечу. У одного и того же платья рукава могли меняться: их меняли, пристегивая к лифу или приметывая к пройме. Запишите в тетради
В XVI в. Впервые появляется нижнее женское белье и чулки.
В начале XVI в. женский костюм еще мягкий, пластичный и легкий, постепенно утяжеляется, становясь более пышным и декоративным. Появилось глубокое декольте, прикрытое вставкой. Широкая юбка из тяжелой дорогой ткани собиралась в мягкие складки. Рукава нижнего платья были длинные и узкие, а верхнего — короткие, в виде буфов. Пышные широкие рукава собирались в складки, украшались разрезами, сквозь которые виднелась ткань белой рубашки. Запишите то что выделено в презентации.
Перейдем теперь на прически и украшения. До XVI в. мужчины носили или гладко зачесанные назад волосы, или прическу с челкой. Лицо гладко брили. Молодые волосы на концах завивали.
Мужские головные уборы были очень разнообразными: шляпы с полями, повязки типа тюрбана, маленькие круглые шапочки, обручи, капюшоны. Пожилые люди под головной убор надевали чепцы. Как и в средние века, щеголи носили одновременно две шляпы: одну на голове, другую — за плечами, привязывая ее лентами.
У итальянских женщин считался красивым высокий лоб, поэтому волосы надо лбом сбривали на ширину двух пальцев. Особенно модным был золотистый цвет волос, поэтому модницы их высветляли.
Женская прическа иногда бывала очень сложной и представляла собой изысканную комбинацию из кос и локонов, украшенных жемчугом, вуалями, лентами.
Замужние женщины носили шляпы в виде тюрбана (мягкой подушкообразной формы). Девушки украшали себя вуалями и плетеными из шнурков сетками (часто золотыми).
В украшениях мужчины любили цепи и перстни.
К поясу они привязывали кошельки и поясные карманы. Костюм дополняли перчатки; их надевали на руки или носили за поясом.
Верхняя одежда отделывалась мехом, вышивкой золотом, цепочками и поясами. Распространенным украшением были драгоценные перстни с коробочкой-тайником.
Женщины украшали прически нитками жемчуга с драгоценными камнями. Поверх одежды носили золотые цепочки с маленькими колокольчиками. Излюбленными украшениями были также серьги с драгоценными камнями, ожерелья из крупных жемчужин.
Итак, вспомним, что мы с вами изучили. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Какая мода оказывала влияние на итальянский костюм ? ( французская готическая мода )
- Перечислите моду на мужскую прическу (Мужчины носили или гладко зачесанные назад волосы, или прическу с челкой. Лицо гладко брили )
- Какое платье носили в XV в. Итальянки? (Гамурра )
Спасибо, молодцы. И переходим к практической работе. Практическая работа заключается в том, что вы будете Рисовать мужскую одежду Италии. На презентации показан пример, вы можете с него срисовать. Критерии оценивания будут зависеть от чистоты и аккуратности !
Работа дается на 10 мин. Вопросы по практической работе есть? Если вопросов, нет. Приступайте.
Доканчиваем практическую работу. До конца осталось 2 мин... Заканчиваем.
Итак, мы сегодня с вами изучили тему «Особенности развития мужского и женского костюма Италии XV-XVI в.», где рассмотрели историю одежды, одежду мужскую и женскую в Италии 15-16в. . Провели практическую работу, где вы рисовали мужскую одежду. И по итогам практической работы оценки получаете такие ….. Мне очень понравилось, что вы активно работали, отвечали работы и очень хорошо справились с практической работой…..Остальные ребята, которые не успели, доканчиваете дома и следующем занятии приносите.
Записывайте домашнее задание повторить изученный материал.
Вопросы по домашней работе есть? Если вопросов нет, то спасибо за урок. Можете быть свободны. До свидание.
Источники подготовки к занятию:
1.http://mir-kostuma.com/renaissance/item/39-italy
2.http://mir-kostuma.com/renaissance/item/39-italy
3.https://bmu.vrn.muzkult.ru/media/2018/08/02/1225660659/bmu.vrn_Kaminskaya_N._M._Istoriya_kostyu_sti._M._Legkaya_industriya_1977.pdf
4. https://iskusstvoed.ru/2017/06/17/kostjum-v-jepohu-vozrozhdenija-1450-1600/