СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План учебного занятия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Поурочные планы по всему курсу характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменение и обогаще-ние из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства.

Просмотр содержимого документа
«План учебного занятия»

План учебного занятия


План учебного занятия (поурочный план) представляет собой личный документ преподавателя.

План необходим преподавателю в работе, поскольку он помогает в ее организации, облегчает процесс проведения учебного занятия, акцентирует внимание на главном. Поурочные планы по всему курсу характеризуют стиль работы преподавателя, а их изменение и обогащение из года в год демонстрируют развитие профессионального мастерства.

Поэтому его разработка должна быть не только целесообразна, но и обеспечивать удобство пользования этим планом в практической деятельности.

План учебного занятия обязательно включает в себя такие элементы, как цель, ход занятия, оснащение учебного процесса, домашнее задание, а также могут входить методы обучения, актуализация знаний по другим предметам, затраты времени на каждую часть занятия.

План занятия должен последовательно раскрывать все его части и ход в целом. Наиболее удобна такая форма плана, где развертывается ход занятия, а каждой части сразу дается полная характеристика.

Такой план может быть оформлен как таблица



План преподавателя


План учебного занятия ____

Тема ____________________________________________________________

_________________________________________________________________

Дидактические задачи (цель учебного занятия) ________________________

_________________________________________________________________


Ход учебного

занятия

Содержание учебного материала

Методы

обучения

Средства

обучения

Время

Задачи

воспитания

и развития

1

2

3

4

5

6














Это удобно, поскольку по каждой части занятия преподаватель сразу получает информацию и о содержании, и о методах, и о средствах, и о затратах времени, на которые он должен ориентироваться, и о задачах воспитания и развития именно на данном отрезке занятия.

Планы целесообразно нумеровать: номер конкретного занятия должен совпадать с номером в календарно-тематическом плане. Дату либо не указывают, либо указывают отрезок протяженностью в неделю, поскольку учебные занятия в группах могут не совпадать по дням.

В заголовке плана указывают тему изучаемого учебного материала.

Дидактические задачи (цель обучения) раскрывают для всего учебного занятия, т.е. включают и задачи, решаемые при проверке знаний, и при изучении нового учебного материала, и в ходе практической работы.


В графе 1 указывают составные части занятия в том порядке, в котором планируется их проведение. Они зависят от формы организации учебного процесса, типа урока, структуры содержания учебного материала, от выбора методов обучения.

Для каждой формы организации учебного процесса и для каждого типа урока есть свои, характерные структуры, однако творческий подход преподавателя к учебному процессу часто вносит свои изменения.

Наиболее распространенные формы занятий имеют следующие структуры.

Комбинированный урок

  1. Проверка знаний и умений студентов.

  2. Изучение нового учебного материала.

  3. Закрепление материала (может быть практическая или самостоятельная работа).

  4. Домашнее задание.

Практическое занятие

  1. Проверка знаний (необходимых в практической деятельности).

  2. Инструктаж к выполнению практического задания.

  3. Выполнение практической работы.

  4. Подведение итогов работы (обсуждение отдельных работ, или анализ и оценка преподавателем работ, или теоретические выводы по результатам практической работы и т. п.).

Семинар

  1. Установка на участие в семинаре (вступительное слово преподавателя).

2. Обсуждение проблемы.

3. Подведение итогов обсуждения.

Урок изучения нового материала

1. Изучение нового учебного материала (с помощью разных методов).

2. Закрепление знаний (может включать практическую или лабораторную работы).

Закрепление знаний осуществляется либо в процессе выполнения практических работ, либо сразу после изложения учебного материала по вопросу (тесты, решение ситуационных задач, анализ конкретных ситуаций и т. д.).


В графе 2 раскрывают содержание учебного материала: при проверке знаний - это постановка вопросов; при проверке умений - содержание задач, упражнений, заданий (дают их названия или номера с указанием источника - сборника, пособия, или делают ссылки на карточки с индивидуальными заданиями); при изучении нового учебного материала - вопросы для изучения; при закреплении - вопросы или задания, направленные на совершенствование знаний; при практических, лабораторных работах - наименования работ, задач и т. д.

В некоторых случаях (проблемное изложение, учебная дискуссия) преподаватель намечает узловые моменты, по которым пойдет обсуждение проблемы («цепочка вопросов»), в других (подведение итогов на семинаре, обобщение материала на учетно-обобщающем уроке) - основные положения, которые будут выдвинуты преподавателем при обобщении материала. Степень развернутости содержания материала в плане зависит от потребности в ней преподавателя.

Как правило, разрабатывая курс, преподаватель составляет конспекты изложения учебного материала или основные тезисы. Удобнее оформлять их не в тетрадях, а на карточках, плотных листах бумаги с большими полями для необходимых дополнений, где могут быть намечены моменты актуализации знаний, активизации познавательной деятельности студентов путем постановки вопросов, использования учебно-наглядных пособий и т. п. Во время занятия удобнее пользоваться карточкой, чем тетрадью: можно заменить, обновить по мере обогащения опыта и знаний конспекты отдельных тем или даже отдельных вопросов темы.


В графе 3 указывают методы обучения. В ходе каждого элемента (этапа) учебного занятия может быть использовано несколько методов. Так, при проверке знаний и умений по одному из вопросов можно запланировать письменный опрос, по другому - индивидуальный устный опрос у доски, по третьему - фронтальный опрос, по четвертому - решение ситуационной за­дачи. При изучении нового учебного материала на уроке могут быть применены в качестве методов по одному вопросу - объяснение преподавателя, по другому - демонстрация учебного кинофильма, по третьему - эвристическая беседа, по четвертому - самостоятельная работа с книгой или обучающей программой. В ходе практической работы могут быть выполнены упражнения по образцу, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач. Разнообразие методов обогащает занятие, делает его более интересным и обеспечивает лучшее достижение результатов, если методы намечены в соответствии с поставленными целями.


Планирование средств обучения в графе 4 дает возможность преподавателю не упустить из виду их использование на каждом отрезке учебного занятия. Эта графа обусловливает подбор и подготовку всех необходимых средств обучения к данному занятию.


Графа 5 очень важна для расчета баланса времени учебного занятия. Преподаватель сам планирует время, необходимое на каждый элемент (этап) учебного занятия. Если на занятии применяются разнообразные методы, расчет времени - довольно сложный процесс, поскольку затраты времени на каждый метод, применяемый в конкретной ситуации, определяются лишь на основе личного опыта преподавателя. Он предусматривает различные отклонения от планируемого варианта, связанные с темпом ответов студентов, временем выполнения ими самостоятельных работ, эффектом понимания или непонимания вновь изучаемого материала. Если учитывать совокупность разных обстоятельств, то нельзя жестко регламентировать время каждой части, однако преподаватель обязан ориентироваться на намеченный план.

Накопленный профессиональный опыт, систематическое применение разнообразных методов обучения дают возможность преподавателю более точно рассчитывать затраты времени на каждую часть урока. Именно поэтому урок считается наиболее гибкой формой организации учебного процесса. На уроке преподаватель свободно оперирует временем в зависимости от качества усвоения знаний студентами, степени понимания ими материала, овладения практическими умениями.


«Задачи воспитания и развития» - так называется графа 6. В ней отмечается связь с конкретным содержанием учебного материала, методами и средствами обучения. Задачи эти можно решить только в том случае, если у студентов будет вызван эмоциональный отклик при включении их в активную самостоятельную познавательную деятельность.


В план можно ввести также графу «Примечания», включающую различные пометки преподавателя, уточняющие ту или иную часть учебного занятия: например, использование отдельных приемов, актуализация знаний по другим учебным предметам, связь с практикой и др.


План по предлагаемой форме не только удобен в использовании, но и в определенной форме организует преподавателя, заставляя его каждый раз продумывать методы и средства обучения, задачи воспитания и развития, рассчитывать учебное время.

Совокупность планов по всему курсу может служить хорошим материалом для педагогического самоанализа, ибо только чтение граф 3, 4, 6 дает возможность сделать заключение о разнообразии используемых методов и средств в учебном процессе, о решении задач воспитания и развития.

Разработанные по такой форме планы могут служить основанием для уточнения календарно-тематических планов, а также достаточно систематизированным материалом для обобщения опыта работы преподавателей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!