Урок ИЗО 5 класс
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Тема четверти: Связь времен в народном искусстве.
Тема урока: Искусство Гжели.
Тип урока: Урок комплексного использования знаний
Цели урока:
-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы:
освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,
Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.
Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую
оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Результаты обучения:
Личностные:
осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества,
развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные:
учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты,
анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные:
понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка,
создать художественный образ волшебной жар-птицы.
Наглядный и дидактический материалы:
Индивидуальный:
учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой - 5 класс,
презентация «Какого цвета жар-птица?»
Общеклассный: изделия гжельских мастеров, плакат «Гжель».
Литературный ряд: стихотворения И. Кадухина «Гжель», П. Синявского «Незабудковая гжель», Л.Куликовой «Гжель» и др. (Приложение 3).
Музыкальный ряд: Надежда Филатов «Незабудковая гжель»
ИКТ-оборудование: общеклассное: компьютер, мультимедиа
Художественные материалы: домики для красок (гуашь), лист А4, бумага для упражнений, кисти синтетика плоская, круглая, тряпочки, баночки с водой.
Оборудование и материалы:
Керамическая посуда и иллюстрации с ее изображением.
Схемы и таблицы с изображением гжельских узоров.
На доске таблички с новыми словами (Керамика, Майолика, Фаянсовая посуда, Фарфор)
Художественные материалы.
Презентация “Гжельская роспись”
План урока:
Беседа об истории развития гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью.
Знакомство с особенностью гжельской росписи, просмотр презентации к уроку.
Постановка художественной задачи.
Практическая работа.
Подведение итогов, анализ работ.
Ход урока:
I. Организационный момент. Подготовка готовности к уроку.
Учитель: Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Что ж давайте по порядку
Загадаю я загадку
Кто быстрей ответ найдет,
Тот и тему назовет.
Снежно белая посуда, расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжель)
1 слайд
Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием Гжельской керамики,
Мы познакомимся с особенностью ее росписи.
Мы подробнее узнаем о Гжели,
Наверное, нам предстоит выполнить эскиз росписи Гжельской расписной керамики.
Верно, ребята
II. Формирование новых знаний.
На экране появляется 2 слайд презентации, тихо звучит музыка, учитель начинает свою беседу.
Недалеко от Москвы находится известный центр гжельской художественной керамики. Он собрал вокруг себя три десятка ближайших деревень (Турыгино, Гжель, Речицы и др.)
3 слайд
Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. В жарком пламени печи обжигалась, закаливалась глиняная посуда, становясь звонкой и прочной. Вслушайся в слово «гжель» - и ты уловишь в его звучании, что то общее со словами «жечь», «обжигать».
4 слайд
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Давайте рассмотрим современные образцы Гжели. Кроме посуды, мастера создают и мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных, сценки из жизни.
5 слайд
6 слайд
Ученик 1: Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Ученик 2: Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!
Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле!
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами.
Учитель: - Давайте вспомним, какие краски применяются в гжельской росписи?
В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!
Самый излюбленный узор – гжельская роза, а еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
3. Знакомство с особенностью гжельской росписи.
7, 8,9,10,11,12, слайды
Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями». Мазок – пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Она то подчеркнет форму цветка, листика, а то вдруг весело побежит по краю горловины сосуда или рассыплется стебельками, завьется спиралью усиков.
13,14 слайды
15 слайд 4. Физкультминутка
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой.
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
5.Практическое выполнение задания
Выполнение набросков Гжели
15 слайд
6. (Если осталось время, кто-то не дорисовал)
Пока оставшиеся ребята у нас дорисовывают, двое ребят подготовили нам интересное домашнее задание.
Презентация Конюхов Денис и Сеин Святослав
7. По ходу выполнения работ – выставка работ.
8. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о народном промысле производства подносов Жостово.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд №16
Урок окончен. Всем спасибо!