Класс: 6
Дата проведения: 17.01.2017 г.
Тема: Отдел Папоротникообразные. Хвощи, плауны.
Цель урока: формировать знания о высших споровых растениях: хвощах, плаунах.
Задачи:
1.образовательные: изучить особенности строения, размножения и многообразия плаунов и хвощей;
2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;
б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.
Учащиеся должны знать:
Строение плаунов и хвощей.
Уметь охарактеризовать цикл развития
Знать значение плаунов и хвощей в природе и для человека
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.
Учебник: §36 (страница 122-123), §37 (страница 123-125)
Рабочая тетрадь: лабораторная работа №19
Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, работа с учебником, практическая работа, лабораторная работа.
Формы организации учебной деятельности (УД): фронтальная, индивидуальная.
Проблемный вопрос урока: Почему плауны и хвощи относятся к папоротникообразным?
Технологическая карта урока
Этапы урока | Цель этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1.Организационный этап | Актуализация имеющихся знаний | Взаимное приветствие. | Мотивирует к активной деятельности. | Готовятся к уроку. Психологически настраиваются на активную деятельность на уроке | 1-2 мин |
2.Проверка домашнего задания по теме «Общая характеристика отдела Папоротникообразные» | Проверка усвоенного материала | 1.Работа у доски. 2.Работа с карточками. 3.Фронтальный опрос по теме «Папоротники» | Задает вопросы. Направляет деятельность учащихся. | 1.Записывают и харакеризуют цикл развития папоротников. 2. Заполняют таблицу «Сравнительная характеристика Мхов и Папоротников». 3.Отвечают на вопросы | 10 мин |
3.Подготовка к восприятию новой темы | Мотивация к дальнейшей деятельности | Объявление новой темы урока. | Ставит цели нового урока | Записывают в тетради тему урока | 1 мин |
4.Изучение новой темы | Активная учебная деятельность. Усвоение нового материала | 1.Общая характеристика хвощей и плаунов. 2.Размножение хвощей и плаунов.Цикл развития. 3.Значение хвощей и плаунов в природе и в жизни человека. | Объясняет новую тему с использованием интерактивной доски. | Записывают основные положения в тетрадь. Сотставляют таблицу по учебнику «Значение плаунов и хвощей в природе и для человека», кластер с использование интерактивной доски «Строение плауна» и «Строение хвоща». Выполняют схему циклы развития плаунов и хвощей. | 25 мин |
5.Заключение | Формирование собственной позиции. | Формулировка выводов | Задает вопросы.Просит сформулировать выводы. | Отвечают на вопросы. Делают выводы по пройденной теме. | 1 мин |
6.Домашнее задание | Дать установку на подготовку к следующему уроку | Делают записи домашнего задания в дневниках | Озвучивает домашнее задание | Записывают домашнее задание | 1 мин |
7.Рефлексия | Целостно обобщить полученную информацию | Опрос детей. | Задает вопросы: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? | Отвечают на вопросы. Делятся впечатлением | 1 мин |
Ход урока
1Организационный момент
2Актуализация знаний о строении и многообразии голосеменных растений.
Фронтальный опрос:
Характеристика папоротникообразных.
Где растут папоротникообразные растения?
Какие виды размножения присутствуют в цикле развития папоротников?
Нужна ли вода для оплодотворения папоротников? Зачем?
Как называются листья папоротников?
Какая фаза преобладает в жизненном цикле папоротникообразных?
Есть ли стебель у папоротников? Какой?
Почему папоротники не цветут?
Работа в парах.
Заполните таблицу. В колонке ответов отметьте знаком «+» правильный вариант.
Особенность | Папоротники | Мхи |
Имеет хорошо развитые проводящие ткани | | |
Имеет корни | | |
В цикле развития доминирует гаметофит | | |
В цикле развития доминирует спорофит | | |
Гаметофит редуцирован у | | |
Размножается спорами | | |
Для оплодотворения необходима вода | | |
Сорусы развиваются на нижней стороне листовой пластинки | | |
Имеют вайи | | |
Имеет стебель | | |
Проверка правильности выполненного задания.
3 Подготовка к восприятию новой темы. Постановка цели урока.
Цель урока: изучить особенности хвощей и плаунов. Узнать как они размножаются
Результаты урока: учащиеся должны знать об особенностях строения плаунов и хвощей.
– Прежде чем мы перейдем к рассмотрению нового вопроса нам необходимо вспомнить какие растения относятся к отделу папоротникообразные.
Ученики: заполняют кластер
Учитель: давайте вспомним общую характеристику папоротникообразных растений.
Ученики: отвечают на поставленный вопрос.
4.Объяснение нового материала.
Учитель:
Плауны
Многолетние травянистые
1 тыс. видов
Спорангии у них собраны в колоски.
В жизненном цикле доминирует спорофит
Вид плаун булавовидный, который можно встретить в хвойных лесах.
Ученики записывают основные положения в тетради.
Учитель: Слайд 7. Объясняет строение плауна.
Ученики записывают в тетради.
Учитель:
Хвощи:
Многолетние, травянистые
30-35 видов
В жизненном цикле преобладает спорофит
Хвощи можно встретить на полях, в лесу.
Виды: хвощ полевой, зимующий и т.д.
Ученики записывают основные положения в тетради.
Учитель: Слайд 9. Объясняет строение хвоща.
Ученики записывают в тетради.
Ученики выполняют кластер используя учебник.
Учитель: Почему плауны и хвощи относятся к папоротникообразным?
Ученики: отвечают на поставленный вопрос
Учитель объясняет цикл развития плауна и хвоща.
Ученики записывают циклы развития в тетради.
Работа с учебником. Используя учебник заполнить таблицу.
Значение | Хвощей | Плаунов |
В природе | | |
В жизни человека | | |
Проверка правильности выполненного задания.
5 Заключение. Подведение итогов урока
- С какими растениями мы сегодня познакомились?
- Почему плауны и хвощи относятся к папоротникообразным?
- Какие виды побегов имеет хвощ?
- Какое значение имеют плауны в жизни человека?
- Какое значение имеют хвощи для природы?
6 Домашнее задание.
§36 (страница 122-123), §37 (страница 123-125)
7 Рефлексия
Учитель: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке?