Блок: | Первичная обработка мяса и мясопродуктов |
Сабақ тақырыбы: | |
Тема урока: | Приготовление рубленой и котлетной массы, полуфабрикатов из нее. |
Мақсаттың: | |
Цели урока: | Білім алатын: Образовательная: сформировать у учащихся знания о приготовлении рубленой котлетной массы, полуфабрикатов из нее; умения применять полученные знания на практике. |
| Тәрбиелік: Воспитательная: воспитывать интерес к избранной профессии, стремление к самостоятельной работе |
| Нығайтушы: Развивающая: развивать умения применять профессиональную терминологию, пользоваться материалом учебника, технологической документацией. |
Мақсаттың: | |
Задачи: | Научить составлять алгоритм приготовления рубленой котлетной массы; научить разрабатывать технологическую схему приготовления изделий из котлетной массы; развивать умения анализировать, обобщать, делать вывод. |
Сабақ үлгісі: | |
Тип урока: | Усвоение новых знаний |
Образовательная технология: | Блочно-модульное обучение |
Әдістер: | |
Методы: | По источникам знаний: | словесные, наглядные, практические |
| По дидактическим задачам: | приобретение знаний, формирование навыков и умений, творческая деятельность, контроль. |
| По характеру познавательной деятельности: | объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, проблемное изложение, исследовательский |
Пән аралық байланыстың: | | |
Межпредметные связи: | Основы физиологии питания, гигиены и санитарии: | «Санитарные требования к механической, кулинарной обработке мяса» |
| Товароведение пищевых продуктов: | «Химический состав и пищевая ценность мяса» |
| Оборудование предприятий питания: Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: | «Машины для обработки мяса» «Организация работы мясного цеха» |
| Калькуляция и учет: | «Технологическая карта» |
| Казахский язык: | Терминология |
| | |
Заттық – техникалық жабдықтау: | | |
Материально-техническое оснащение: | учебный видеофильм «Приготовление котлетной массы и полуфабрикатов из нее» Н.А. Анфимова «Кулинария», М, 1987 В. П. Барановский « Повар», Ф., Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий Технологические карты Муляжи полуфабрикатов Натуральные образцы панировок Мясорубка |
Ход урока
I Организационная часть
II Сообщение темы, целей урока
Знакомство с планом урока.
III Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
1) Работа в бригадах
2) Индивидуальная работа по карточкам с самопроверкой (термины на государственном языке)
3) Подведение итогов подготовки к активному сознательному усвоению знаний
IV Этап усвоения новых знаний.
1) По ходу лекции учащиеся составляют опорный конспект по приготовлению рубленой и котлетной массы и полуфабрикатов из нее
2) Проблемный вопрос: Чем отличается котлетная масса от натурально-рубленой?
3) Опережающее задание: оборудование: «Устройство, правила эксплуатации и ТБ при работе с мясорубкой»
Практическое закрепление: правильность установки ножей и решеток в мясорубке –
4) Лекция преподавателя
Для приготовления котлетной массы используют говядину- мякоть шеи, пашину и обрезки, , свинину- обрезки, получаемые при разделке туш, и реже баранину- мякоть шеи, обрезки. Лучше использовать мясо упитанных животных с содержанием жира до 10%, при этом котлетная масса получается хорошего качества. Если мясо нежирное, то добавляют шпик или натуральное сало(5-10%). Зачищенное от сухожилий, кровоподтеков и грубой соединительной ткани мясо нарезают на кусочки пропускают через мясорубку. Пшеничный черствый хлеб из муки не ниже 1-го сорта без корок замачивают в холодной воде или молоке. Измельченное мясо соединяют с замоченным хлебом, кладут соль, молотый перец хорошо перемешивают, пропускают еще раз через мясорубку и выбивают. При этом масса обогащается воздухом, становится более однородной и изделия получаются пышными.Долго выбивать не рекомендуется, так как отделяется жир и изделия получаются менее сочными и вкусными.На 1 кг мяса берут (масса нетто в г): хлеба пшеничного-250, воды или молока-300, соли-20, перца молотого-1.
5) Составить алгоритм действия по приготовлению котлетной массы после просмотра фрагмента видеофильма (государственный и русский язык)
6) Опережающее задание: физиология и санитария: «Санитарные требования к рубленой массе и полуфабрикатам из нее»
7) Самостоятельная работа с учебником. Найти и выписать ассортимент полуфабрикатов из рубленой котлетной массы, с опорой на методический аппарат учебника
4 а) Лекция преподавателя с демонстрацией муляжей, видов панировок
Из котлетной массы получают следующие полуфабрикаты.
Котлеты рубленые - котлетную массу порционируют, придают овально-приплюснутую форму с одним заостренным концом, панируют в красной панировке(толщиной 2-2,5 см, длиной 10-12, шириной-5. Используют по 1-2 шт. на порцию
Биточки рубленые – котлетную массу развешивают на порции, панируют в красной панировке, придают приплюснуто-округлую форму (толщиной 2-2,5 см, диаметром 6 см). Используют по 2 шт на порцию.
Котлеты и биточки можно приготовить с добавлением репчатого лука или чеснока(5-8 г сырого лука или 0,5-0,8 г чеснока).В этом случае изделия сразу подвергают тепловой обработке, т.к. котлетная масса приобретает серый цвет, ухудшаются структура и качество изделий.
Шницель рубленый – котлетную массу порционируют, панируют, придают овально-приплюснутую форму толщиной 1см. Используют по 1 шт. на порцию.
Зразы рубленые – котлетную массу приготавливают с меньшим количеством хлеба, порционируют, придают форму кружочка толщиной 1 см, на середину кладут фарш, края кружочков соединяют, панируют в красной панировке и формуют в виде кирпичика с овальными краями. Используют по 1 – 2 шт. на порцию.
Фарш: пассерованный репчатый лук соединяют с вареными рублеными яйцами, зеленью петрушки, добавляют соль, молотый перец и перемешивают. Фаршировать можно мелко нарезанными кусочками омлета.
Тефтели – котлетную массу приготавливают с меньшим количеством хлеба, добавляют пассерованный репчатый лук, порционируют, формуют в виде шариков диаметром 3см, панируют в муке. Вместо хлеба в тефтели можно добавлять припущенный рис. Используют 2- 4 шт. на порцию.
Рулет – для приготовления котлетной массы хлеба берут меньше. На смоченную салфетку или марлю раскладывают котлетную массу в виде прямоугольника толщиной 1,5 – 2 см, на середину его по длине кладут фарш. Массу соединяют с помощью салфетки так, чтобы один край массы немного находил на другой, придают форму батона и перекладывают швом вниз из салфетки на противень, смазанный жиром. Поверхность рулета смазывают льезоном, посыпают сухарями и делают проколы для того, чтобы при тепловой обработке не образовались трещины.
Фарш: отварные макароны, заправленные маслом или вареные рубленые яйца с пассерованным репчатым луком.
Хлеб влияет на вкус и состояние котлетной массы. Благодаря присутствию хлеба в котлетной массе удерживается влага, которая размягчает соединительную ткань и придает готовым изделиям пышную, пористую и сочную консистенцию.
8)Просмотр учебного видеофильма с целью составления опорного конспекта по приготовлению полуфабрикатов из котлетной массы (государственный и русский язык)
9)Подведение итогов этапа усвоения знаний.
Первичное закрепление -5 мин.
Фронтальный опрос:
1. Назовите компоненты рубленой котлетной массы
2. Какой хлеб и в каком виде используют?
3. Почему котлетная масса является скоропортящимся продуктом?
4. Назовите ассортимент полуфабрикатов из котлетной массы.
5.Назовите полуфобрикаты, которые готовятся с меньшим количеством хлеба?
6. Какие виды панировок используют при приготовлении полуфабрикатов из котлетной массы?
7. Назовите фаршированные полуфабрикаты.
Подведение итогов этапа- первичное закрепление
Закрепление новых знаний
Тесты: 2 варианта по 5 вопросов
После выполнения задания, учащиеся обменявшись работами, выполняют взаимопроверку.
(Правильность выполнения тестовых заданий записывается на доске)
Подведение итгов этапа – закрепление новых знаний.
Ответ на проблемный вопрос .
Домашнее задание Дифференцированное
Составить технологические схемы приготовления полуфабрикатов
3 схемы - «5»
2 схемы- «4»
1 схема – «3»
Подведение итогов. Выставление оценок за урок с комментированием. Собеседование с учащимися о том, что узнали на уроке.