Деепричастие как часть речи.
Цели урока :
- Дать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи. Ознакомить с морфологическими признаками деепричастия. Дать представление о роли деепричастий в речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.
- Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, исследование); учебно-коммуникативных умений (создание устного высказывания, взаимодействие при работе в парах);
- Воспитывать интерес к русскому языку, к культурному наследию русского народа.
Используемые педагогические технологии:
- развитие критического мышления через чтение и письмо
Ожидаемые результаты:
- ученик распознаёт деепричастия и определяет их грамматические признаки
- ученик отличает деепричастие от причастия и глагола
- ученик понимает роль деепричастия в предложении
Методы работы:
- словесный;
- метод самостоятельной работы с лексическим материалом;
- исследовательский;
- наглядный
- практический
- использование компьютерных технологий.
Наглядность:
- Учебник «Русский язык 7 класс» авт. М. Т. Баранов и др.
- Компьютер (презентация)
Запишите в строчку. Что общего между словами в каждой строке? Подумайте.
- Красиво, вежливо, громко;
- Открывать, разложить, прочитав;
Вывод:
- Что общего имеют деепричастия и глаголы? Чем различаются?
- Что общего имеют деепричастия и наречия? Чем различаются?
- Какова роль деепричастия в речи?
Пример кластера
Деепричастиее
Самостоятельная
часть речи
От наречия:
неизменяемость, вопрос, синтаксическая роль
От глагола:
вид, возвратность
Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;
Какое слово является деепричастием? Объяснить выбор.
поглядывая
умевший
стремящийся.
взлететь
Найдите деепричастие несовершенного вида. Объяснить выбор.
окутывая
набрав
одумавшись
не услышав
Выберите деепричастие совершенного вида, невозвратное. Объяснить выбор.
- Уткнувшись
- распустив
- освещая
I вариант – выписать деепричастия несовершенного вида, II вариант – совершенного вида. Обозначить главное слово.
ликуя от радости
махая другу
набив ватой
выскочив раздетым
дивясь ошибке
испекши булочки
Проверим:
I вариант
ликуя от радости
II вариант
×
×
набив ватой
×
×
дивясь ошибке
×
выскочив раздетым
×
махая другу
испекши булочки
Спишите. Подчеркните деепричастия и глаголы, к которым они относятся. Выполните разбор предложения №5.
1. Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседнем зале.
2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой.
3. Одевшись, он потребовал от денщика лекарства.
4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед.
5. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. 4
6. Она подошла к окну и видела, как он, не глядя, взял перчатки.
Спишите. Подчеркните деепричастия и глаголы, к которым они относятся. Выполните разбор предложения №5.
1. Часы, шипя , двенадцать раз пробили в соседнем зале.
2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой.
3. Одевшись , он потребовал от денщика лекарства.
4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед.
5 . Ворча и оглядываясь , Каштанка вошла в комнату . 4
6. Она подошла к окну и видела, как он, не глядя, взял перчатки.
*Нашел правильно. * Нашел неверно. * Вызвало затруднение.
Подведение итогов (рефлексия)
- Какую задачу мы решали сегодня на уроке?
- Какие морфологические признаки имеет деепричастие?
- Какую выполняет синтаксическую роль?
- Каково значение в речи?
- Какие трудности возникли у вас в ходе работы? Сумели ли вы их преодолеть?
Дополнительно. Спишите, заменив глаголы деепричастиями. Укажите в скобках морфологические признаки деепричастий.
- Не узнаешь горя – не узнаешь и радости.
- Изучаешь прошлое – поймешь настоящее.
- Посеешь ячмень – пшеницы не жди.
Проверим:
- Не узнав (сов.в., невозвр.) горя, не узнаешь и радости.
- Изучая (сов.в., невозвр) прошлое, поймешь настоящее.
- Посеяв (сов.в., невозвр.) ячмень, пшеницы не жди.
Домашнее задание. Инструктаж.
- Выучить теоретический материал по учебнику и таблице, составленной на уроке.
- Подготовить устный рассказ на тему «Деепричастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).
- 3.Выполнить упражнение №159.
СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!