СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи" 7 кл. Презентация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока по русскому языку "Деепричастие как часть речи" 7 кл. Презентация»

Деепричастие как часть речи.

Деепричастие как часть речи.

Цели урока : Дать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи. Ознакомить с морфологическими признаками деепричастия. Дать представление о роли деепричастий в речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников. Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, исследование); учебно-коммуникативных умений (создание устного высказывания, взаимодействие при работе в парах); Воспитывать интерес к русскому языку, к культурному наследию русского народа.

Цели урока :

  • Дать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи. Ознакомить с морфологическими признаками деепричастия. Дать представление о роли деепричастий в речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; расширить речевую компетентность учеников.
  • Организовать работу по формированию учебно-интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, сравнивать, находить закономерности); учебно-информационных умений (работа с учебником, составление вопросов, исследование); учебно-коммуникативных умений (создание устного высказывания, взаимодействие при работе в парах);
  • Воспитывать интерес к русскому языку, к культурному наследию русского народа.
Используемые педагогические технологии:  развитие критического мышления через чтение и письмо  Ожидаемые результаты: ученик распознаёт деепричастия и определяет их грамматические признаки ученик отличает деепричастие от причастия и глагола  ученик понимает роль деепричастия в предложении   Методы работы: словесный; метод самостоятельной работы с лексическим материалом; исследовательский; наглядный практический использование компьютерных технологий. Наглядность: Учебник «Русский язык 7 класс» авт. М. Т. Баранов и др. Компьютер (презентация)

Используемые педагогические технологии:

  • развитие критического мышления через чтение и письмо

Ожидаемые результаты:

  • ученик распознаёт деепричастия и определяет их грамматические признаки
  • ученик отличает деепричастие от причастия и глагола
  • ученик понимает роль деепричастия в предложении

  Методы работы:

  • словесный;
  • метод самостоятельной работы с лексическим материалом;
  • исследовательский;
  • наглядный
  • практический
  • использование компьютерных технологий.

Наглядность:

  • Учебник «Русский язык 7 класс» авт. М. Т. Баранов и др.
  • Компьютер (презентация)
Запишите в строчку. Что общего между словами в каждой строке? Подумайте. Красиво, вежливо, громко; Открывать, разложить, прочитав;

Запишите в строчку. Что общего между словами в каждой строке? Подумайте.

  • Красиво, вежливо, громко;
  • Открывать, разложить, прочитав;
Вывод: Что общего имеют деепричастия и глаголы? Чем различаются?  Что общего имеют деепричастия и наречия? Чем различаются? Какова роль деепричастия в речи?

Вывод:

  • Что общего имеют деепричастия и глаголы? Чем различаются?
  • Что общего имеют деепричастия и наречия? Чем различаются?
  • Какова роль деепричастия в речи?
Пример кластера Деепричастиее Самостоятельная часть речи От наречия: неизменяемость, вопрос, синтаксическая роль От глагола: вид, возвратность Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

Пример кластера

Деепричастиее

Самостоятельная

часть речи

От наречия:

неизменяемость, вопрос, синтаксическая роль

От глагола:

вид, возвратность

Обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом;

Какое слово является деепричастием? Объяснить выбор.   поглядывая умевший стремящийся.   взлететь

Какое слово является деепричастием? Объяснить выбор.

поглядывая

умевший

стремящийся.

 

взлететь

 Найдите деепричастие несовершенного вида. Объяснить выбор.    окутывая  набрав  одумавшись  не услышав

Найдите деепричастие несовершенного вида. Объяснить выбор.

окутывая

набрав

одумавшись

не услышав

Выберите деепричастие совершенного вида, невозвратное. Объяснить выбор. Уткнувшись  распустив освещая

Выберите деепричастие совершенного вида, невозвратное. Объяснить выбор.

  • Уткнувшись
  • распустив
  • освещая
I вариант – выписать деепричастия несовершенного вида,  II вариант – совершенного вида.  Обозначить главное слово. ликуя от радости  махая другу  набив ватой  выскочив раздетым  дивясь ошибке испекши булочки

I вариант – выписать деепричастия несовершенного вида, II вариант – совершенного вида. Обозначить главное слово.

ликуя от радости

махая другу

набив ватой

выскочив раздетым

дивясь ошибке

испекши булочки

Проверим: I вариант ликуя от радости II вариант  ×  × набив ватой  ×  × дивясь ошибке  × выскочив раздетым  × махая другу испекши булочки

Проверим:

I вариант

ликуя от радости

II вариант

×

×

набив ватой

×

×

дивясь ошибке

×

выскочив раздетым

×

махая другу

испекши булочки

Спишите. Подчеркните деепричастия и глаголы, к которым они относятся. Выполните разбор предложения №5. 1. Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседнем зале. 2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой. 3. Одевшись, он потребовал от денщика лекарства. 4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед. 5. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. 4 6. Она подошла к окну и видела, как он, не глядя, взял перчатки.

Спишите. Подчеркните деепричастия и глаголы, к которым они относятся. Выполните разбор предложения №5.

1. Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседнем зале.

2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой.

3. Одевшись, он потребовал от денщика лекарства.

4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед.

5. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. 4

6. Она подошла к окну и видела, как он, не глядя, взял перчатки.

Спишите. Подчеркните деепричастия и глаголы, к которым они относятся. Выполните разбор предложения №5. 1. Часы, шипя , двенадцать раз пробили в соседнем зале. 2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой. 3. Одевшись , он потребовал от денщика лекарства. 4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед. 5 . Ворча и оглядываясь , Каштанка  вошла  в  комнату . 4 6. Она подошла к окну и видела, как он, не глядя, взял перчатки. *Нашел правильно. * Нашел неверно. * Вызвало затруднение.

Спишите. Подчеркните деепричастия и глаголы, к которым они относятся. Выполните разбор предложения №5.

1. Часы, шипя , двенадцать раз пробили в соседнем зале.

2. Медлительная, важная луна, опутав звёзды сетью золотой, загадочно повисла над водой.

3. Одевшись , он потребовал от денщика лекарства.

4. Села в кресло, вытянув ноги, накинула на них плед.

5 . Ворча и оглядываясь , Каштанка вошла в комнату . 4

6. Она подошла к окну и видела, как он, не глядя, взял перчатки.

*Нашел правильно. * Нашел неверно. * Вызвало затруднение.

Подведение итогов (рефлексия)  Какую задачу мы решали сегодня на уроке? Какие морфологические признаки имеет деепричастие? Какую выполняет синтаксическую роль? Каково значение в речи? Какие трудности возникли у вас в ходе работы? Сумели ли вы их преодолеть?

Подведение итогов (рефлексия)

  • Какую задачу мы решали сегодня на уроке?
  • Какие морфологические признаки имеет деепричастие?
  • Какую выполняет синтаксическую роль?
  • Каково значение в речи?
  • Какие трудности возникли у вас в ходе работы? Сумели ли вы их преодолеть?
Дополнительно. Спишите, заменив глаголы деепричастиями. Укажите в скобках морфологические признаки деепричастий. Не узнаешь горя – не узнаешь и радости. Изучаешь прошлое – поймешь настоящее. Посеешь ячмень – пшеницы не жди.

Дополнительно. Спишите, заменив глаголы деепричастиями. Укажите в скобках морфологические признаки деепричастий.

  • Не узнаешь горя – не узнаешь и радости.
  • Изучаешь прошлое – поймешь настоящее.
  • Посеешь ячмень – пшеницы не жди.
Проверим: Не узнав (сов.в., невозвр.) горя, не узнаешь и радости. Изучая (сов.в., невозвр) прошлое, поймешь настоящее. Посеяв (сов.в., невозвр.) ячмень, пшеницы не жди.

Проверим:

  • Не узнав (сов.в., невозвр.) горя, не узнаешь и радости.
  • Изучая (сов.в., невозвр) прошлое, поймешь настоящее.
  • Посеяв (сов.в., невозвр.) ячмень, пшеницы не жди.
 Домашнее задание. Инструктаж. Выучить теоретический материал по учебнику и таблице, составленной на уроке. Подготовить устный рассказ на тему «Деепричастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры). 3.Выполнить упражнение №159.

Домашнее задание. Инструктаж.

  • Выучить теоретический материал по учебнику и таблице, составленной на уроке.
  • Подготовить устный рассказ на тему «Деепричастие как часть речи», опираясь на структурно – логические схемы (кластеры).
  • 3.Выполнить упражнение №159.
СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!

СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!