СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по теме:" Сила Лоренца". Физика 11 класс.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет в составлении плана урока  по физике в 11 классе по теме:" Сила Лоренца". 

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме:" Сила Лоренца". Физика 11 класс.»

Урок 6. Сила Лоренца

Цели: установить силы, влияющие на подвижное заряженное тело в электромагнитном поле.

Оборудование: старый телевизор, генератор полос, электромагнит.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

- Что такое электромагнитное поле?

- Какие величины определяют состояние электромагнитного поля?

- Какая сила называется электрической?

- Какая сила называется магнитной?

- Что такое пробный заряд?

- Как определяется электрическая напряженность?

- Что называется магнитной индукцией?

- Как описывается взаимодействие заряженных частиц на языке теории поля?

2. Решение экспериментальной задачи.

- Как, имея в распоряжении заряженный электрометр с полым шаром и пробный шарик на изолирующей ручке, получить на другом электрометре с полым шаром заряд, превышающий заряд по модулю первого электрометра? (Предполагаемое решение: Пробный шарик подносят к кондуктору заряженного электрометра на расстояние, равное 2 см, и касаются шарика рукой. При этом он приобретает электрический заряд, противоположный по знаку заряда электрометра. При повторных операциях на нем накапливается заряд.)

III. Изучение нового материала

Проанализировав свойства электромагнитного поля и установив связь силовых характеристик этого поля друг с другом, а также с зарядами и токами, Максвелл написал систему уравнений, составивших основу для теории.

В 1892 г. Лоренц получил формулу силы, с которой электромагнитное поле действует на любое находящееся в нем заряженное тело.

 - электромагнитная сила Лоренца.

Здесь включены два слагаемых:

первое - электрическая сила 

второе - магнитная сила (или просто сила Лоренца) 

Направлена магнитная сила Лоренца всегда перпендикулярно векторам  и  в ту сторону, куда перемещался бы буравчик в случае поворота его рукоятки от  до . Или определяется правилом левой руки.

Так как магнитная сила Лоренца всегда перпендикулярна скорости движения, то она работу не совершает (А = 0).

Частица, влетая в однородное постоянное магнитное поле:

1. Если  то α = 0°, sin α = 0, Fm = 0. Сила Лоренца не действует, частица продолжает свое движение.

2. α = 90°,   и ее период  частица движется по окружности.

3. Частица влетает в магнитное поле под острым или тупым углом к вектору .

Учащиеся открывают учебник на с. 169 и разбираются самостоятельно (работа с учебником).

Демонстрация силы Лоренца

При движении электромагнита в зоне экрана наблюдается искривление полос.

IV. Закрепление материала

- Какую силу называют силой Лоренца?

- Напишите формулу для определения силы, с которой магнитное поле действует на движение в теле заряда.

- Как движется заряженная частица в однородном магнитном поле в случае, когда направление скорости перпендикулярно магнитной индукции?

- Почему сила Лоренца не меняет модуля скорости заряженной частицы?

- По какой формуле определяется период обращения заряженной частицы по окружности в однородном магнитном поле?

V. Решение задач

1. В однородном магнитном поле, индукция которого равна 2 Тл, движется электрон со скоростью 105 м/с перпендикулярно линиям магнитной индукции. Вычислите силу, действующую на электрон. (Ответ: Fл = 3,2 · 10-14 Н).

2. Электрон движется в вакууме в однородном магнитном поле с индукцией 5 · 10-3 Тл. Радиус окружности, по которой он движется, равен 1 см. Определите модуль скорости движения электрона, если она направлена перпендикулярно к линиям индукции. (Ответ: v = 9 · 102 м/с).

VI. Подведение итогов урока

Домашнее задание

П. 6.

Р - 839; Р - 840.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!