СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока по теме "Многообразие Земноводных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  план урока разработан для 7 класса. С использованием Новых подходов в образовании и обучении. Раскрываются вопросы многообразия, значения в природе земноводных, а так же их охрана. При изучении материала используется групповая работа.

Просмотр содержимого документа
«План урока по теме "Многообразие Земноводных"»

«ГУ Новостройская СШ отдела образования акимата Карабалыкского района»

с. Научное













Многообразие земноводных. Значение земноводных

в природе и охрана





Разработка урока по биологии для 7 класса



Составила учитель биологии

Безносенко Т.А.













2016год


Урок по теме "Многообразие земноводных. Значение земноводных

в природе и охрана " 

 

Цель урока:

- сформировать представление о многообразии земноводных;

- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.

- сформировать знания о мерах по охране земноводных.

Задачи урока.

Образовательные:

- расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.

Развивающие:

- продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология

- развивать образное мышление, умение работать в группе, умение выделять главное, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Воспитательные:

- привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.

Педагогические технологии и приемы: групповая работа, синквейн, “ головоломка “Составить слова”.

Ход урока

  1. Организационный момент. Создание коллаборативной среды. «Поделись улыбкою своей».

  2. Учитель:  - В чем же заключается особенность изучаемых нами животных? (Обитатели наземной и водной среды)

  3. Второе название этих животных “амфибии”. Это название было предложено шведским ученным К.Линнеем в 18 веке; в переводе с греческого языка означает “две жизни”. Эти животные получили такое название, потому что часть своей жизни они проводят в воде, а часть – на суше.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Задание Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, школьники должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «приседание - не верю».

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в морях. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У взрослых земноводных два круга кровообращения, а у личинок – один. (Да)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. Личинки земноводных дышат лёгкими. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)


Решение теста

Тест по теме «Земноводные»

Выбери один правильный ответ из предложенных.

1. Земноводные иначе называются:

а) двоякодышащими;

б) амфибиями;

в) рептилиями;

г) гадами.

2. Земноводные получили свое название потому, что:

а) способны перемещаться в водной и воздушной среде;

б) представители одного отряда обитают на суше, а другого – в воде;

в) имеют одновременно жабры и легкие;

г) могут обитать как в воде так на суше

3. Язык у лягушки прикреплен к:

а) пищеводу;

б) задней части дна ротовой полости;

в) гортани;

г) передней части дна ротовой полости.

4.. Для земноводных характерно:

а) дыхание на суше при помощи легких, в воде – при помощи жабр;

б) дыхание в воде и на суше при помощи легких;

в) дыхание в воде и на суше при помощи кожи;

г) дыхание на суше при помощи легких и кожи, в воде – при помощи кожи.

5. Позвоночник земноводных состоит из отделов:

а) шейного, туловищного, крестцового, хвостового;

б) шейного, туловищного, хвостового;

в) шейного, туловищного, крестцового;

г) головного, шейного, туловищного.

6. У земноводных кругов кровообращения:

а) три – 1 большой, 2 малых;

б) два – малые;

в) два – большой и малый;

г) два – большие.

7. Сердце у лягушки:

а) однокамерное;

б) двухкамерное;

в) трехкамерное;

г) четырехкамерное.

8. Головной мозг у земноводных, в отличие от головного мозга у рыб, имеет:

а) более развитый передний мозг;

б) более развитый мозжечок;

в) три отдела;

г) менее развитый передний мозг.

9. Земноводные откладывают икру:

а) в воде;

б) на берегу;

в) на стволах и ветвях деревьев;

г) закапывают на дне водоема.

в) на дне непромерзающих водоемов;

г) в полностью промерзающих мелких водоемах.

Ответы: 1 – б; 2 – г; 3 – г; 4 – г; 5 – а; 6 – в; 7 – в; 8 –а ; 9 – а;

Взаимопроверка по ключу. Оценивание


 Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием земноводных, Какие цели мы должны с вами сегодня поставить и достичь их? вы узнаете насколько богат мир этих животных, а также выясним роль земноводных в природе и жизни человека.

Делают запись в тетрадях

Учитель: Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

3. Вызов. Критическое мышление

- А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы:

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Что такое батрахология?

4. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

5. Что такое паротиды?

6. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

7. Как отличить тритонов от ящериц?

8. Какой образ жизни ведут тритоны?

9. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

10. Почему тритоны часто голодают?

11. Что такое неотения?

Учитель: Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к тексту параграфа и дополнительным текстам, которые лежат у вас на столах.

4. Изучение нового материала (осмысление). Новые подходы в образовании и обучении.

Текст дополнительного материала разобьем на отрывки для самообучения.

Учащиеся садятся в группы по 3 человека (это рабочие группы). Каждая группа работает с определенным текстом параграфа и дополнительными текстами.

1 группа: Отряд Хвостатые

2 группа: Отряд Безногие

3 группа: Отряд Бесхвостые

4 группа: “Лягушкины рекорды”

Алгоритм действий учащихся в группах:

1. Каждый учащийся в группе читает текст параграфа.

2. Все вместе учащиеся группы составляют опорный конспект в виде кластера, таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов фиксируют главные понятия. Учащиеся работают 15-20 минут.

3. Группа выбирает 1 ученика “эксперта” или “специалиста”, который будет выступать со своей презентацией у доски.

4. “Презентация” каждой группы у доски.

Остальные учащиеся могут дополнять ответ “эксперта”.

Этап урока – презентация всех групп у доски использование ИКТ

Выходят от каждой группы “специалисты”, вывешивают на доске свои презентационные листы; идет рассказ учащихся новой темы.

После окончания презентации каждой группы класс просматривает слайды презентации.

1 группа “Отряд Безногие” Слайд № 8, 9, 10.

2 группа “Отряд Бесхвостые” Слайд №11, 12, 13

3 группа “Отряд Хвостатые” Слайд № 14, 15, 16.

4 группа “Лягушкины рекорды” Слайд № 17, 18, 19, 20, 21, 22.

Учитель: А теперь давайте выясним роль земноводных в природе и жизни человека. Выскажите свои точки зрения по этому вопросу. Предполагаемые ответы учащихся.

1. Земноводные служат пищей для многих животных и человека.

2. Слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют охотники и медики.

3. Лягушек используют домохозяйки для хранения молока, чтобы оно не прокисло в теплом помещении.

4. Земноводные служат объектом для науки, классическими подопытными животными.

5. Многих представителей земноводных содержат в аквариумах и террариумах – для красоты.

Слайд № 23.

Учитель: Среди добычи земноводных немало насекомых, вредителей садов, огородов, парков. Поедают они и различных переносчиков и промежуточных хозяев паразитов: комаров, москитов, оводов, слепней и их личинок, а также моллюсков. Земноводные гораздо больше, чем птицы, поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом, а также обладающих покровительственной окраской. Поэтому эти животные подлежат охране. В настоящее время численность земноводных сокращается. Более 260 видов этих животных занесены в Международную Красную книгу, 3 вида в Красную Книгу Казахстана. В Карабалыкском районе земноводные представлены 3 видами.

Учитель: Благодарное человечество поставило лягушке 2 памятника – в Париже и Токио.

До сегодняшнего дня в мире существовали только “грустные” памятники лягушкам – жертв медицинских опытов. Еще в 19 веке на территории парижского университета был установлен памятник “ее величеству квакушке”.

Так французские студенты и ученые выразили ей свое почтение и извинились за то, что она часто используется ими во время опытов. В Японии памятник лягушке сооружен на средства студентов местного университета, в честь миллионной лягушки, использованной для изучения медицины.

Давайте посмотрим, какие памятники лягушкам создал человек. Слайд № 25

Стадия рефлексии

Учитель: А теперь снова попытаемся ответить на вопросы, которые задавались вам вначале урока.

Идет работа по вопросам. Учащиеся теперь легко отвечают на эти вопросы. Для закрепления нового материала учащимся предлагается составить синквейн по теме “Земноводные”. Работа в группах, каждая группа составляет свой синквейн. Оценивание формативное «Большой палец»

Правила составления синквейна. Слайд № 26

1. Название темы: имя существительное.

2. Описание: 2 прилагательных.

3. Действие: 3 глагола.

4. Чувство: фраза из 4 слов; предложение.

5. Синоним: 1 слово, которое повторяет суть темы.

Идет обсуждение синквейнов каждой группы, выбираются наиболее удачные.

Затем учащиеся сравнивают свои составленные синквейны с синквейном составленным учителем. Слайд № 27.

1. Земноводные.

2. Голые, влажные.

3. Прыгают, квакают, плавают.

4. Земноводные – первые наземные животные.

5. Амфибии.

Для закрепления нового материала выполним следующие задания.

Головоломка “Составить слова”. Слайд

Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова нужно составить новые слова – названия земноводных животных или их личинок.

Я

ШАГ

ЛУК

КОЛ

ИВА

СТОГ

РАНА

САД

МАЛ




ЖАР

ЯК

ЛЕН

ВАШ

КАК


Ответы учащихся:

1. лягушка

2. головастик

3. саламандра

4. жерлянка

5. квакша



5. Подведение итогов урока. Выставление оценок. В листах успешности.

6. Домашнее задание:

Изучите п. 48, ответьте на вопросы и в зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:

  • Биологическую сказку о Земноводных.

  • Интересные сообщения о лягушках.

  • Рисунки с изображением Амфибий.


7. Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Стикерами показать как вы близки к цели.

Учитель: Закончить наш урок мне хочется стихотворением с глубоким смыслом:

Лягушек спросили: «О чем вы поете?
Ведь вы же, простите, сидите в болоте».
Лягушки сказали: «О том и поем,
Как чист и прозрачен родной водоем»!

– Давайте любить родную природу, не засорять водоемы и охранять земноводных, которые играют такую большую роль в природе!