СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока Познание мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: познание мира

Тема: «Птицы осенью»

 

Технологии: новые подходы в преподавании и обучении

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задача: расширять знания детей о подготовке птиц к зиме, о перелётных птицах; формировать правильное понятие об окружающем мире.

Просмотр содержимого документа
«План урока Познание мира»

Отдел образования города Капшагай

Государственное коммунальное учреждение «Средняя школа № 5 с ДМЦ»



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СШ №5 с ДМЦ

___________ М. Нурланова









Урок познания

мира в 1 «Б» классе



Тема: «Птицы осенью»



Подготовила: Клименко Л.В.

















г. Капшагай 2014 год

Предмет: познание мира



Тема: «Птицы осенью»



Технологии: новые подходы в преподавании и обучении



Тип урока: урок усвоения новых знаний

Задача: расширять знания детей о подготовке птиц к зиме, о перелётных птицах; формировать правильное понятие об окружающем мире.

Цели:

Развивающая: развивать интеллектуальные способности учащихся: мышление, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи по данной теме; развивать умение самостоятельно определять цель урока, умение работать в группах; пополнять словарный запас учащихся.

Образовательная: формировать знания учащихся о группе животных-птицы; учить выделять существенные признаки природных объектов; расширять знания детей о птицах, условиях их обитания.

Воспитательная: воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе.



Методы: наглядный, проблемный, репродуктивный, частично-поисковый, словесно-логический, практический.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная,

парная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, диск с презентацией, учебник.








1.Орг. момент. Слайд 1

Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,
Руку правую подали, руку левую пожали.
И друг друга мы обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?

 Дети: Все готовы заниматься.
Будем очень мы стараться!

2.Минутка календаря. Слайд2

Дни стали короче,
Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью)

Время года – осень.
- Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какие изменения происходят в неживой природе с приходом осени? (становится холоднее, падает снег, день становится короче, солнце светит, но не греет)

Фиксирование в календаре природы.

- Какое сегодня число? День недели?


Работа в Дневнике наблюдений Слайд 3

Дети используют опорные слова и рассказывают, какая сегодня погода.

- Какие изменения происходят в живой природе? (животные залегли в спячку)

3. Актуализация ЗУН.

  • Тест «Животные» Слайд 4 Задание №1 Оцените себя


  • Стихотворение «Наш сад» Слайд 5 Милана




  • Возьмите задание №2. Слайд 6

Работа в группах. «Кто лишний?» Оцените друг-друга

- Кто оказался лишним?

- Как вы думаете, к какой группе относится?

- Какова тема нашего урока?


4. Сообщение темы урока.

- Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают, улетают, прилетают? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять.

Слайд 7

- Итак, тема урока: «Птицы осенью».


5. Сообщение новых знаний.

Учитель: Какие у вас возникают ассоциации со словом «птица»? Что объединяет всех птиц?

1) Коллективная работа по составлению кластера.

полёт пение клюв




Птицы


крылья гнёзда



перья яйца птенцы


Учитель: Слайд 9

- По составленному нами кластеру видно то, что объединяет всех птиц. Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. У птиц небольшая голова, на которой имеется клюв, длинная подвижная шея, туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета — крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения. Тело птицы — хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нем играют перья. Большие перья на крыльях помогают птице летать, перья на туловище защищают тело и придают ему форму, под ними пух согревающий тело. Перья хвоста позволяют держать равновесие, делать повороты, остановку.

Птиц на земле много – около 9 тысяч. Есть птицы большие, более 2 метров (страусы), есть совсем маленькие как бабочка или стрекоза (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков (орёл), а есть такие, которые не могут летать (пингвины). Одни птицы живут в лесу, другие в степи, третьи на берегу моря, а есть и такие, за которыми ухаживает человек. Одни питаются насекомыми, другие рыбой. Есть птицы-хищники, которые охотятся на других птиц или животных (сова, ястреб, сокол).

2) Загадки о птицах. Слайд 10

Мы по птичьему полёту
Можем предсказать погоду:
Вот к дождю - летает низом
В дом – корзинку под карнизом.
В клювике несёт водицу:
Строить домик пригодится.
Грязь приклеит палочки
В гнёздышке для ...
(Ласточки)

Слайд 11

Ласточка

Маленькая перелётная птица. Отличается длинным хвостом с глубоким разрезом в форме вилки, и изогнутыми, длинными острыми крыльями. Ласточки - это "дети воздуха", на землю садятся очень редко и неохотно. В воздухе они демонстрируют сложнейшие фигуры высшего пилотажа: пикируют, делают мертвые петли, планируют и кувыркаются. Ласточки, пролетая над водой, могут напиться либо на мгновение окунуться.

Для казахов ласточка — священная птица. Считается, что она приносит счастье в дом, где она поселилась.

Слайд 12

На шесте веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец –
Он и летчик и певец.

А зовут его…
(Скворец)

Слайд 13

Скворец


«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах, или в скворечниках. Скворец – перелетная птица.» қараторғай

Слайд 14

Птица на крыше
Гнездышко вьет -
Домик всех выше,
Счастье несет.
Птенчиков нежно
Будет учить,
Как безмятежно
В небе парить.
Осенней порою
На юг улетят,
Чтобы весною
Вернуться назад.
(Аист)

Слайд 15

Аист

  «Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица.» "аист" по-украински лелека, а по-казахски – лэйлек.

Слайд 16

Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый ...
(Лебедь)


Слайд 17

ЛЕБЕДЬ

Живёт лебедь вблизи относительно небольших водоемов: озер, прудов, питается водной растительностью. Наш удивительный мир позаботился о том, чтобы птицы лебеди могли найти себе пропитание, и наградил их длинной шеей.

А вот на суше лебедь выглядит несколько неуклюже. Это из-за его коротких лапок.

Лебедь крайне преданная птица и не меняет своих партнёров.

Лебедь — символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, совершенства. Лебедь — священная птица у казахов.

Аққу – құстың төресі. Лебедь - царь птиц (казахская поговорка). Красоту и изящество молодых супругов сравнивают с парой лебедей.


3) Создание проблемной ситуации (чем питаются птицы)

Слайд 18

Задание №2. Работа в парах.

«Чем питаются птицы?» Работа в Дневнике наблюдений

Оцените друг-друга


Работа с учебником. Чтение с.42


Проверка.

Не питаются мёдом и мороженым


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


Слайд 20

Учитель : С приходом первых осенних заморозков всё меньше становится корма. Исчезают насекомые, увядают травянистые растения.

Зимой многие птицы не смогли бы находить себе корм.

Птиц на улице становится всё меньше? Где они?



Слайд 21


4) Видео «Перелётные птицы»


6.Закрепление.

1) Работа с книгой стр.43 чтение

- работа с рисунком


Слайд 22

2) Работа в Дневнике наблюдений стр.33 Оцените друг-друга


Фламинго қоқиқаз- чрезвычайно красивая и необычная, перелетная птица: высотой почти в человеческий рост (известны экземпляры до полутора метров), однако весит при этом около 4 кг, с длинными ногами и такой же длинной шеей. Оперение у нее розоватое, а когда она расправляет крылья, видны черные концы крыльев и красный покров на них. Фламинго - житель тропиков и субтропиков, населяет у нас некоторые соленые озера Центрального Казахстана. Самая северная колония этой птицы расположена на озере Тенгиз в Кургальджинском заповеднике. В Казахстане фламинго бывают с апреля по сентябрь, зимуют они на южном побережье Каспия. Как очень редкая птица, фламинго занесен в Красную книгу Казахстана.


Пеликан бірқазан — перелётная птица, обитающая в южной части Европы, по берегам Черного моря, в зарослях рек, впадающих в Каспий, на Аральском море, а также в Африке. Народное русское название - баба-бабура, баба-птица. Выглядят пеликаны неуклюже — огромное тело, длиннющие крылья, очень короткие ноги и громадный клюв, в 4—5 раз крупнее головы. На нижней части клюва сильно растягивающийся кожистый мешок. Но внешний вид обманчив — пеликаны ловкие и умелые: красиво летают, отлично плавают, успешно рыбачат. С 90-х годов спорадически гнездится на Сорбулаке вблизи Алматы (около 300 пар в 2000 г.), занесен в Красную книгу


Ворона (птица сем. вороновых) қарға—на юге — оседлая птица. Гнездится в лесах, парках, пойменных насаждениях и т.п., зимой обычно в городах и посёлках. Гнёзда на деревьях, а при отсутствии их — на кустарнике и даже заломах тростника. Кладка (4—5 яиц) с конца марта до мая. Ворона (птица сем. вороновых)всеядная птица; местами сильно вредит, разоряя гнёзда охотничьих птиц, особенно уток.


Утка үйрек– большая водоплавающая птица. Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками. Оперение пестрое, у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица.


ВОРОБЕЙ торғай

Само название «воробей» возникло, видимо, из слов: «Вора бей!» Так русские крестьяне называли воробьев, которые склевывали в полях созревшее зерно. Нелегкое дело поймать его. Воробьи — птицы осторожные, умные. Опасность распознают быстро. Поэтому и попадаются редко в лапы кошек. Отличаются большой чистоплотностью. Любят купаться в лужах, обдавая себя брызгами воды. Трепетно выхаживают свое потомство, к которому очень привязаны. Питаются вредными насекомыми, принося тем самым пользу сельскому хозяйству. Осёдлая птица.


Слайд 23

3) Игра «Чей голос?»

- А как красиво звучат голоса птиц! Давайте поиграем в игру!

- Послушайте внимательно пение птиц и постарайтесь определить, какая птица поёт?


Слайд 29 Молодцы!


Слайд 30

4) – А как человек влияет на жизнь птиц? (назовите отрицательные и положительные стороны)

- Скоро зима. Трудно находить птицам корм во время снегопадов метелей, в сильные морозы.


Слайд 31

-Как человек должен помогать птицам , пережить зиму?

Стихотворение «Паучки – телефонисты»


7.Итог

Наш урок подходит к концу.

- Какова была тема нашего урока?

- Назовите перелётных птиц.

Мы не можем себе представить жизнь лесов, полей, лугов, водоёмов без птиц. Люди издавна наблюдали за полёт птиц и мечтали подняться в воздух. Эта мечта осуществилась. Стальные птицы – самолёты покорили небесные просторы. Сильных и смелых людей принято называть соколами и орлами, дорогих людей зовём журавушками, лебёдушками, детей ласково называем чижиками, воробушками, а драчунов и задир – петухами.

Птицы – великие труженики. Уничтожая насекомых, они сохраняют нам сады и леса. Птицы не только полезны – они очень красивы, интересны. Их надо беречь.

8.Рефлексия


Слайд 33

Игра «Собери картинку» работа в группах


Слайд 34

Назовите перелётных птиц.


Я вспомнил-узнал-научился


Возьмите рисунок птички. Если вам было на уроке интересно, вы все поняли - раскрасьте грудку у птички красным цветом.

Если вам было интересно, но не все поняли - желтым цветом.

Если вам на уроке было скучно - грудку раскрасьте коричневым карандашом.

Каких птичек у нас больше?

Я рада, что вам понравился урок.





5) Учебник с.44

- Вспомните сказку про Серую шейку. Расскажите, что с ней произошло?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!