ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по химии
Тема: Реакции ионного обмена
Цель: Ознакомить учащихся с реакциями ионного обмена и условиями их протекания
Задачи:
Обучающие:
Формирование знаний об обратимых и необратимых реакциях.
Формирование представления о реакциях ионного обмена между растворами электролитов.
Формирование знаний об условиях протекания реакций ионного обмена
Формирование умений составления полных и сокращенных ионных уравнений
Закрепление навыков составления полных и сокращенных ионных уравнений
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте ребята. Работать будем следующим образом: Систематизация знаний, контроль домашнего задания, изучение новой темы с последующим закреплением. Отсутствующих отметим в конце урока.
Актуализация и систематизация знаний
(Составление опорного конспекта)
Преподаватель: Что является объектом изучения химии?
Учащиеся: Вещества
Преподаватель: Только ли вещества изучает химия?
Учащиеся: Свойства, состав и строение
Преподаватель: Как классифицируются вещества?
Учащиеся: Простые и сложные (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: Как классифицируются простые вещества?
Учащиеся: Металлы и неметаллы (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: Как классифицируются сложные вещества?
Учащиеся: Оксиды, кислоты, основания, соли (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: По какому принципу происходит деление на металлы и неметаллы?
Учащиеся: Потому что одни из них имеют металлический блеск, ковки, тепло- и электропроводны, а другие не обладают этими физическими свойствами. Металлы являются проводниками первого рода (носитель заряда – электрон).
Преподаватель: Электрической проводимостью обладают не только металлы, но и растворы, и расплавы многих сложных веществ. Как называются такие вещества?
Учащиеся: Электролиты (Вписывают в опорный конспект)
Преподаватель: «Литос»- растворенный. Это проводники второго рода (носитель заряда – ион). Какие вещества являются электролитами?
Учащиеся: Кислоты, основания и соли
Преподаватель: Какие вещества называются неэлектролитами и что к ним относится?
Учащиеся: Это вещества, растворы и расплавы которых не проводят электрический ток. (Вписывают в опорный конспект) Простые вещества и оксиды.
Преподаватель: Как называется процесс распада электролита на ионы?
Учащиеся: Электролитическая диссоциация
Преподаватель: Дайте определения терминам кислота, основание и соль с точки зрения ТЭД (если на это останется время)
Учащиеся: отвечают по желанию с места
Преподаватель: В домашнем задании (Упр. 2 на стр. 68) необходимо было написать уравнения диссоциации веществ
Изучение нового материала
Мы систематизировали наши знания о веществах. Вещества характеризуются не только физическими свойствами, но и химическими.
Преподаватель: Что называют химическими свойствами?
Учащиеся: Способность реагировать между собой, вступать в химические реакции
Преподаватель: Реакция (лат.) «ре» - против; «акцио» - действие. Это действие в ответ на какое-либо воздействие. Какие вы знаете признаки химической реакции?
Учащиеся: появление газа, осадка, запаха, изменение цвета, образование теплоты
Преподаватель: Какие вы знаете типы химических реакций?
Учащиеся: Соединения, разложения, обмена, замещения
Преподаватель: Сегодня мы продолжим изучение типов реакции и углубим свои знания. Согласно теории электролитической диссоциации все реакции в водных растворах электролитов являются реакциями между ионами. Тема урока – реакции ионного обмена (Учитель записывает на доске)
Реакции ионного обмена – это реакции, протекающие между ионами в растворах электролитов (Запись определения в тетрадь)
Необратимые (протекают до конца): 1.Образуется осадок ↓, 2.Выделяется газ ↑3.Образуется малодиссоциирующее вещество, например вода (Н2О)
Обратимые- (не протекают до конца)
Составляем молекулярное и ионные уравнения реакций.
Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4 ↓+ 2NaCl – молекулярное уравнение
2Na+ + SO4-2 + Ba+2 + 2Cl- → BaSO4 ↓+ 2Na+ + 2Cl- - полное ионное уравнение
Ba+2 + SO4-2 → BaSO4 ↓ - сокращенное ионное уравнение
Na2CO3 + 2HCl → H2O + CO2 ↑+ 2NaCl – молекулярное уравнение
2Na+ + CO3-2 + 2H+ + 2Cl- → H2O + CO2 ↑+ 2Na+ + 2Cl- - полное ионное уравнение
2H+ + CO3-2 → H2O + CO2 ↑ - сокращенное ионное уравнение
Образование воды
KOH + HCl → KCl + H2O – молекулярное уравнение
K+ + OH- + H+ + Cl- → K+ + Cl- + H2O – полное ионное уравнение
H+ + OH- → H2O – сокращенное ионное уравнение
Преподаватель: Реакции ионного обмена имеют большое значение в любой отрасли.
В сельском хозяйстве (процессы, происходящие в почве – это ионнообменные взаимодействия веществ)
В пищевой отрасли (Для выпекания тортов и бисквитов используют соду, гашеную уксусом)
В полиграфическом производстве тоже используются реакции ионного обмена. Они записаны на листах.
Химические реакции, используемые в полиграфическом производстве
Уравнение | Применение |
1 | ВаCl2+H2SO4→BaSO4↓+2HCl | Бариевые белила. Приготовление пигментов и красок |
2 | ВаCl2+К2CrO4→ ВаCrO4+2КCl | Приготовление желтого пигмента |
3 | AgNO3+KBr→AgBr↓+KNO3 | В фотографии при изготовлении светочувствительной пленки |
4 | AgNO3+NaCl→AgCl↓+NaNO3 | Применение в фотографическом процессе солей серебра. Пропитка листа бумаги AgNO3 и погружение его в раствор NaCl. На бумаге протекает данная обменная реакция |
5 | AlCl3+3NaOH→Al(OH)3↓+3NaCl | Приготовление прозрачного пигмента |
6 | 2Al+6HCl→2AlCl3+3H2↑ | Алюминий применяют для изготовления офсетных форм позитивным копированием |
7 | ZnCO3+H2SO4→ZnSO4+H2O+CO2↑ | Изготовление печатных форм |
8 | ZnCO3+2HCl→ ZnCl2+H2O+CO2↑ | Приготовление копирующего слоя |
Таблица растворимости – специальная таблица, по которой судят о растворимости веществ в воде. Составлена химиками на основании опытов. (Объясняет, как пользоваться таблицей растворимости)
Закрепление
Один учащийся у доски осуществляет практически реакцию и записывает уравнение в ионном виде. Остальные записывают в тетради. Учитель направляет, проверяет:
ZnCO3+2HCl→ ZnCl2+H2O+CO2↑
AgNO3+NaCl→AgCl↓+NaNO3
AlCl3+3NaOH→Al(OH)3↓+3NaCl
2Al+6HCl→2AlCl3+3H2↑
ZnCO3+H2SO4→ZnSO4+H2O+CO2↑
Заключительный этап урока
Подведение итогов.
Домашнее задание
§ 8. Упр. 2 стр. 74.
Задание № 1
Составить уравнения реакций в ионно –молекулярном виде, укажите условие протекания каждой реакции ионного обмена:
HCl + AgNO3 =
FeSO4 + NaOH =
HNO3 + Ca(OH)2 =
Задание № 2
Составить уравнения реакций в ионно –молекулярном виде, укажите условие протекания каждой реакции ионного обмена:
гидроксид натрия + серная кислота =
сульфат калия + хлорид бария =
гидроксид лития + сульфат меди (II) =
Задание № 3
Закончить уравнения тех реакций, в результате протекания которых образуется газ:
CaCl2 + Na2CO3 = 3) K2SO3 + HCl =
MgCO3 + HNO3 = 4) Li2CO3 + KOH =
Задание № 4Закончить уравнения тех реакций, в результате протекания которых образуется осадок:
H3PO4 + KNO3 = 3) BaCl2 + KNO3 =
Ca(OH)2 + Na2CO3 = 4) AgNO3 + KCl =
Задание № 5. Закончить уравнения тех реакций, в результате протекания которых образуется вода:
ZnO + H2SO4 = 3) AgNO3 + H3PO4 =
FeS + HCl = 4) HNO3 + Ba(OH)2 =