СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока " Строение головного мозга"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке используются групповой метод обучения, презентация " Головной мозг", практическое применение знаний при выполнении задания " Поставь диагноз"

Просмотр содержимого документа
«План урока " Строение головного мозга"»

Класс: 8

Дата проведения:

Предмет: Биология. Человек

Тема урока: Строение и функции головного мозга. Продолговатый мозг, мост,

мозжечок, средний мозг.

Цель урока:

- изучить строение и функции головного мозга.

- раскрыть роль продолговатого, среднего, мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.

Задачи урока:

Образовательные задачи урока:

  • изучить строение отделов головного мозга и их функции,

  • регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека,

  • выявить специфичность строения этих отделов.

Развивающие задачи урока:

  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений,

  • совершенствование знаний, умений, навыков.

Воспитательные задачи урока:

  • формировать понимание необходимости здорового образа жизни как необходимого условия нормального функционирования головного мозга

Тип урока:  комбинированный урок

Приемы обучения: актуализация базовых умений, закрепление учебного материала на основе просмотра презентации, словесные (беседа, объяснение), наглядные ( презентация), практические ( тест, задания)

Формы работы: общеклассная, парная, индивидуальная

Оборудование: раздаточный материал - тесты, модель головного мозга (разборная)компьютер, проектор, Презентация  “Головной мозг”, учебник

Основные этапы урока:

I. Организационный момент - 1 мин.

II. Проверка д/з – 5 мин.

III. Введение в тему – 2 мин.

IV. Изучение нового материала – 20 мин.

V. Закрепление знаний – 8 мин.

VI. Подведение итогов – 2 мин.

VII. Домашнее задание – 1 мин.

VIII Рефлексия – 1 мин.



ХОД УРОКА:

I. Организационный момент - 1 мин.

  • Приветствие класса.

  • Отчет дежурных об отсутствующих.

  • Готовность к уроку, настроение.

II. Проверка домашнего задания – 5 мин.

Сегодня на уроке мы, в начале проверим домашнее задание. 



Тест по теме «Строение спинного мозга» 
1. Спинной мозг находится: 
а) в позвоночном канале; 
б) в спинномозговом канале; 
в) в грудном отделе позвоночника. 


2. Диаметр спинного мозга равен: 
а) 1 мм; 
б) 1 см; 
в) 2 см. 


3. От спинного мозга отходят: 
а) 30 пар спинномозговых нервов; 
б) 31 пара спинномозговых нервов; 
в) 33 пары спинномозговых нервов. 


4. Спинной мозг -это часть: 
а) центральной нервной системы 
б) периферической нервной системы 


5. У человека среди функций спинного мозга: 
а) преобладает рефлекторная; 
б) преобладает проводниковая; 
в) обе функции равнозначны 

Учащиеся проверяют работу в парах, меняясь своими тетрадями










Правильные ответы:


1.- А

2. – Б

3. – Б

4. - В



Критерий оценки:

0 шибок – «5» баллов;

1 ошибка – «4» балла;

2 ошибки – «3» балла;

3 ошибки – «2» балла.
































III. Введение в тему – 2 мин.

Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.

И. П. Павлов

Вступительные слова учителя: 
Тайны сознанья, загадки природы 
Людей волновали, манили всегда 
Разум и воля сподвигли народы 
Исследовать космос, ваять города. 
Поведенье, сознанье, воля, рефлексы 
Всё изучают в науке врачи 
Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги, 
Центральной нервной системы ключи. 


Ребята было ли у Вас когда- нибудь желание, отправиться туда где вы еще не были, узнать то что еще не знаете?  СЛАЙД 2
Я предлагаю Вам сегодня прогуляться по просторам головного мозга. 
Давайте определим цель нашего урока-путешествия: 
Изучить строение и функции головного мозга, раскрыть роль продолговатого, среднего, мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение. 
Для дальнейшего прохождения пути ребята вам понадобиться пройти таможню. 

1. Из чего состоит нервная система? (центральная, периферическая) 
2. Что входит в центральную нервную систему?(спинной и головной мозг) 
3. Какое строение имеет спинной мозг?(состоит из серого и белого вещества, 31 сегмент) 
4. Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале) 
5. Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая) 
Ну вот мы прошли таможню и добрались до места. Мы в стране головного мозга. Предлагаю не терять время, а сразу отправиться на экскурсию. Не забудьте взять с собой тетради, что бы произвести записи.

IV. Изучение нового материала – 20 мин.

Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока (слайд 1)

Головной мозг - передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека (слайд 2-3)

У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? Учащиеся высказывают свои предложения. СЛАЙД 4,5

Самый большой мозг 2850 г. принадлежал пациенту психиатрической лечебницы.

Значит дело не в массе мозга, а в чем то другом… В строении!!!

Головной мозг (слайд 4)

Он находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Снаружи мозг покрыт тремя мозговыми оболочками (слайд 6,7)

Строение головного мозга:

Белое и серое вещество головного мозга составляет основу его функционирования(слайд 8)

Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой.

Серое вещество в виде отдельных скоплений – ядер - располагается внутри белого вещества. Серое вещество образует кору головного мозга, на поверхности головного мозга. От скоплений серого вещества разных отделов головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов

Мозг человека, как и всех позвоночных животных, состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга.

ствол включает в себя несколько отделов, они отличаются друг от друга строением и функциями. Это продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.СЛАЙД 9

Продолговатый мозг - жизненно важный отдел ЦНС, представляющий собой продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечнососудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы, как кашель, чихание, рвота (слайд 10, 11)

Мозжечок – «малый мозг» – состоит из полушарий с извилинами и корой (слайд 12)

В нем расположены центры координации движений и положения тела в пространстве.

Его главная функция – координация движений

Многие из вас легко изобразят (как это не печально) походку пьяного человека. Опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении.

- Почему это происходит? Учащиеся отвечают (рефлексы, осуществляемые с участием мозжечка, нарушены под действием алкоголя, и затормозить движения по инерции, он не в состоянии).

– Почему во всех странах садиться за руль машины, самолёта нетрезвому человеку категорически запрещается? Учащиеся отвечают (Начавшиеся движения не могут закончиться вовремя, они продолжаются в силу инерции, в результате – излишне резкие повороты, резкие нажатия на тормозную педаль, можно совершить ДТП) СЛАЙД 13

Физкультминутка:

Если хотите узнать, все ли в порядке с вашим мозжечком, то встаньте, сдвинув ноги, вытяните вперед руки и закройте глаза. Человек с поврежденным стволом мозжечка в такой позе стоять не может, начнет покачиваться или даже упадет. Затем попробуйте в быстром темпе касаться кончика носа указательными пальцами то левой, то правой руки попеременно. Если попадете туда, куда хотели, то полушария вашего мозжечка функционируют нормально. СЛАЙД14

Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями (слайд 15)

Средний мозг - в нем расположены центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха, точных движений рук, ориентировочного рефлекса, мышечного тонуса, регулировки актов жевания и глотания.

(слайд 16,17)


Несмотря на наличие защитных оболочек, мозг может сильно повредиться.

Первое место среди черепно-мозговых травм занимает сотрясение, второе ушиб головного мозга.

Подростки стремятся к экстремальным видам спорта, для большинства которых требуется асфальтовое покрытие. Скейтборд, ролики, вело– и мотоспорт, все они чреваты падением и тяжёлыми травмами.

- Нужно ли беречь голову от ударов и травм? Как? (нужны шлем или шапка, средства защиты на руки и ноги).

- Купаетесь ли вы в местах, запрещенных для купания? Что может произойти при прыжках в воду?

Увы, статистика свидетельствует, что только один удар головой о твердый предмет на дне способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется два главных действия: сокращение сердца и работа дыхательной системы. 

Вдумайтесь в эту фразу: “маленький участок мозга в основании черепа и две главные функции жизнеобеспечения!”

V. Закрепление знаний – 8 мин (слайд 18-19)

. Поставь диагноз СЛАЙДЫ ( 20 -23)

Методы диагностики заболеваний мозга СЛАЙДЫ (24 – 25)
Существует такая пословица: 
"И в маленькой голове 
Большому уму не тесно”. 
Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.

VI. Подведение итогов – 2 мин.

Ребята давайте подумаем и ответим на вопрос нашего урока: “можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?”

VII. Домашнее задание. – 1 мин (слайд 26) пар.45.

Под­го­товь­те неболь­шое со­об­ще­ние об одном из за­бо­ле­ва­ний мозга на Ваш выбор.

Индивидуальное задание: Ответить на вопрос: От чего болит голова?

VIII Рефлексия – 1 мин.

Учитель просит учащихся продолжить фразу «сегодня на уроке я:

  • научился

  • удивился

  • понял

  • узнал

- благодарит учащихся за работу

- объявляет об окончании урока

ИТОГ урока СЛАЙД 27

Список использованной литературы:

Д.В. Колесов, Р,Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017.

Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В. Колесов, Р,Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек»/ авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 328с.




































































Промежуточный мозг расположен над средним мозгом и под большими полушариями переднего мозга. Он имеет два главных отдела: зрительные бугры (таламус) и подбугровую область (гипоталамус). В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы (слайд 13)

Кора больших полушарий - это высший отдел ЦНС. Он отвечает за речь, мышление, память, поведение, за поступление и восприятие информации. В ней расположены вкусовая и обонятельная зоны, а также чувствительные центры, отвечающие за трудовую деятельность. От развития лобной доли зависит уровень психического состояния человека. Об этом на следующем уроке! (слайд 15)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!