Класс: 8
Дата проведения:
Предмет: Биология. Человек
Тема урока: Строение и функции головного мозга. Продолговатый мозг, мост,
мозжечок, средний мозг.
Цель урока:
- изучить строение и функции головного мозга.
- раскрыть роль продолговатого, среднего, мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.
Задачи урока:
Образовательные задачи урока:
-
изучить строение отделов головного мозга и их функции,
-
регуляцию сложных рефлексов и всей деятельности человека,
-
выявить специфичность строения этих отделов.
Развивающие задачи урока:
-
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся на примерах выступлений, обобщений,
-
совершенствование знаний, умений, навыков.
Воспитательные задачи урока:
Тип урока: комбинированный урок
Приемы обучения: актуализация базовых умений, закрепление учебного материала на основе просмотра презентации, словесные (беседа, объяснение), наглядные ( презентация), практические ( тест, задания)
Формы работы: общеклассная, парная, индивидуальная
Оборудование: раздаточный материал - тесты, модель головного мозга (разборная)компьютер, проектор, Презентация “Головной мозг”, учебник
Основные этапы урока:
I. Организационный момент - 1 мин.
II. Проверка д/з – 5 мин.
III. Введение в тему – 2 мин.
IV. Изучение нового материала – 20 мин.
V. Закрепление знаний – 8 мин.
VI. Подведение итогов – 2 мин.
VII. Домашнее задание – 1 мин.
VIII Рефлексия – 1 мин.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент - 1 мин.
II. Проверка домашнего задания – 5 мин.
Сегодня на уроке мы, в начале проверим домашнее задание.
Тест по теме «Строение спинного мозга»
1. Спинной мозг находится:
а) в позвоночном канале;
б) в спинномозговом канале;
в) в грудном отделе позвоночника.
2. Диаметр спинного мозга равен:
а) 1 мм;
б) 1 см;
в) 2 см.
3. От спинного мозга отходят:
а) 30 пар спинномозговых нервов;
б) 31 пара спинномозговых нервов;
в) 33 пары спинномозговых нервов.
4. Спинной мозг -это часть:
а) центральной нервной системы
б) периферической нервной системы
5. У человека среди функций спинного мозга:
а) преобладает рефлекторная;
б) преобладает проводниковая;
в) обе функции равнозначны
Учащиеся проверяют работу в парах, меняясь своими тетрадями
Правильные ответы:
1.- А
2. – Б
3. – Б
4. - В
Критерий оценки:
0 шибок – «5» баллов;
1 ошибка – «4» балла;
2 ошибки – «3» балла;
3 ошибки – «2» балла.
III. Введение в тему – 2 мин.
“Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.
И. П. Павлов
Вступительные слова учителя:
Тайны сознанья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.
Поведенье, сознанье, воля, рефлексы
Всё изучают в науке врачи
Нейроны, аксоны, рефлексовы дуги,
Центральной нервной системы ключи.
Ребята было ли у Вас когда- нибудь желание, отправиться туда где вы еще не были, узнать то что еще не знаете? СЛАЙД 2
Я предлагаю Вам сегодня прогуляться по просторам головного мозга.
Давайте определим цель нашего урока-путешествия:
Изучить строение и функции головного мозга, раскрыть роль продолговатого, среднего, мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение.
Для дальнейшего прохождения пути ребята вам понадобиться пройти таможню.
1. Из чего состоит нервная система? (центральная, периферическая)
2. Что входит в центральную нервную систему?(спинной и головной мозг)
3. Какое строение имеет спинной мозг?(состоит из серого и белого вещества, 31 сегмент)
4. Где располагается спинной мозг. (В позвоночном канале)
5. Главные функции, выполняемые спинным мозгом. (Рефлекторная и проводящая)
Ну вот мы прошли таможню и добрались до места. Мы в стране головного мозга. Предлагаю не терять время, а сразу отправиться на экскурсию. Не забудьте взять с собой тетради, что бы произвести записи.
IV. Изучение нового материала – 20 мин.
Откройте тетради и запишите дату и тему сегодняшнего урока (слайд 1)
Головной мозг - передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека (слайд 2-3)
У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? Учащиеся высказывают свои предложения. СЛАЙД 4,5
Самый большой мозг 2850 г. принадлежал пациенту психиатрической лечебницы.
Значит дело не в массе мозга, а в чем то другом… В строении!!!
Головной мозг (слайд 4)
Он находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Снаружи мозг покрыт тремя мозговыми оболочками (слайд 6,7)
Строение головного мозга:
Белое и серое вещество головного мозга составляет основу его функционирования(слайд 8)
Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой.
Серое вещество в виде отдельных скоплений – ядер - располагается внутри белого вещества. Серое вещество образует кору головного мозга, на поверхности головного мозга. От скоплений серого вещества разных отделов головного мозга отходит 12 пар черепно-мозговых нервов
Мозг человека, как и всех позвоночных животных, состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга.
ствол включает в себя несколько отделов, они отличаются друг от друга строением и функциями. Это продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг.СЛАЙД 9
Продолговатый мозг - жизненно важный отдел ЦНС, представляющий собой продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечнососудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы, как кашель, чихание, рвота (слайд 10, 11)
Мозжечок – «малый мозг» – состоит из полушарий с извилинами и корой (слайд 12)
В нем расположены центры координации движений и положения тела в пространстве.
Его главная функция – координация движений
Многие из вас легко изобразят (как это не печально) походку пьяного человека. Опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении.
- Почему это происходит? Учащиеся отвечают (рефлексы, осуществляемые с участием мозжечка, нарушены под действием алкоголя, и затормозить движения по инерции, он не в состоянии).
– Почему во всех странах садиться за руль машины, самолёта нетрезвому человеку категорически запрещается? Учащиеся отвечают (Начавшиеся движения не могут закончиться вовремя, они продолжаются в силу инерции, в результате – излишне резкие повороты, резкие нажатия на тормозную педаль, можно совершить ДТП) СЛАЙД 13
Физкультминутка:
Если хотите узнать, все ли в порядке с вашим мозжечком, то встаньте, сдвинув ноги, вытяните вперед руки и закройте глаза. Человек с поврежденным стволом мозжечка в такой позе стоять не может, начнет покачиваться или даже упадет. Затем попробуйте в быстром темпе касаться кончика носа указательными пальцами то левой, то правой руки попеременно. Если попадете туда, куда хотели, то полушария вашего мозжечка функционируют нормально. СЛАЙД14
Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями (слайд 15)
Средний мозг - в нем расположены центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха, точных движений рук, ориентировочного рефлекса, мышечного тонуса, регулировки актов жевания и глотания.
(слайд 16,17)
Несмотря на наличие защитных оболочек, мозг может сильно повредиться.
Первое место среди черепно-мозговых травм занимает сотрясение, второе ушиб головного мозга.
Подростки стремятся к экстремальным видам спорта, для большинства которых требуется асфальтовое покрытие. Скейтборд, ролики, вело– и мотоспорт, все они чреваты падением и тяжёлыми травмами.
- Нужно ли беречь голову от ударов и травм? Как? (нужны шлем или шапка, средства защиты на руки и ноги).
- Купаетесь ли вы в местах, запрещенных для купания? Что может произойти при прыжках в воду?
Увы, статистика свидетельствует, что только один удар головой о твердый предмет на дне способен прекратить работу продолговатого мозга, где концентрируется два главных действия: сокращение сердца и работа дыхательной системы.
Вдумайтесь в эту фразу: “маленький участок мозга в основании черепа и две главные функции жизнеобеспечения!”
V. Закрепление знаний – 8 мин (слайд 18-19)
. Поставь диагноз СЛАЙДЫ ( 20 -23)
Методы диагностики заболеваний мозга СЛАЙДЫ (24 – 25)
Существует такая пословица:
"И в маленькой голове
Большому уму не тесно”.
Я желаю вам всем быть умными, талантливыми, хорошо учиться по всем предметам, не только по биологии.
VI. Подведение итогов – 2 мин.
Ребята давайте подумаем и ответим на вопрос нашего урока: “можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек?”
VII. Домашнее задание. – 1 мин (слайд 26) пар.45.
Подготовьте небольшое сообщение об одном из заболеваний мозга на Ваш выбор.
Индивидуальное задание: Ответить на вопрос: От чего болит голова?
VIII Рефлексия – 1 мин.
Учитель просит учащихся продолжить фразу «сегодня на уроке я:
-
научился
-
удивился
-
понял
-
узнал
- благодарит учащихся за работу
- объявляет об окончании урока
ИТОГ урока СЛАЙД 27
Список использованной литературы:
Д.В. Колесов, Р,Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2017.
Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В. Колесов, Р,Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек»/ авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 328с.
Промежуточный мозг расположен над средним мозгом и под большими полушариями переднего мозга. Он имеет два главных отдела: зрительные бугры (таламус) и подбугровую область (гипоталамус). В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы (слайд 13)
Кора больших полушарий - это высший отдел ЦНС. Он отвечает за речь, мышление, память, поведение, за поступление и восприятие информации. В ней расположены вкусовая и обонятельная зоны, а также чувствительные центры, отвечающие за трудовую деятельность. От развития лобной доли зависит уровень психического состояния человека. Об этом на следующем уроке! (слайд 15)