Пояснительная записка.
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков производственного обучения по программе ПМ 05 «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы», по теме: «Приготовление тушеных блюд из мяса и мясопродуктов» по профессии «Повар, кондитер».
Урок разработан с элементами педагогической технологии - формирования профессиональных и общих компетенций.
В разработке представлены:
• план урока производственного обучения по теме «Приготовление тушеных блюд из мяса и мясопродуктов»;
• вопросы по проверке знаний обучающихся по теме;
• критерии оценки качества готовых блюд;
• инструкционно -технологические карты по приготовлению блюд №1-№5;
• дегустационный лист оценки качества блюд.
Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при приготовлении блюд из мяса.
Урок обеспечен в полном объеме дидактическими средствами обучения, инвентарем, оборудованием, посудой, продуктами.
В ходе урока у обучающихся, формируются профессиональные компетенции:
ПК 5.1.Производить подготовку полуфабрикатов из мяса, мясных продуктов;
ПК 5.2.Производить обработку и приготовление основных полуфабрикатов из мяса, мясопродуктов и домашней птицы;
ПК 5.3.Готовить и оформлять простые блюда из мяса и мясных продуктов;
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние;
Методическая разработка может быть использована на уроках производственного обучения и в производственной деятельности по профессии «Повар, кондитер».
Профессия: «Повар, кондитер»
Программа ПМ 05 «Приготовление блюд из мяса и домашней птицы»
Тема урока: «Приготовление тушеных блюд из мяса»
Тип урока: - урок формирование и совершенствование умений и навыков.
Цель урока: отработать навыки при приготовлении блюд из мяса.
1. К концу урока каждый обучающийся будет
знать уметь
-технологию приготовления блюд из мяса,
-технику безопасности приготовления блюд из мяса;
-санитарные требования приготовления блюд из мяса;
-требования к качеству блюд из мяса;
- правила подачи блюд из мяса.
- формировать знания и отрабатывать умения у обучающихся технологически правильно с применением профессиональных трудовых действий и приемов, готовить и подавать блюда из мяса; развивать навыки по приготовлению блюд из мяса разными способами тепловой обработки;
2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:
- чувство долга, ответственности за отработанные операции при коллективном труде;
_стремление к познанию профессии;
3. В ходе урока способствовать развитию у обучающихся:
- умению рационально организовывать свой труд и умело использовать оборудование и инвентарь в процессе работы;
- оперативно мыслить и анализировать выполненные работы;
Методы урока: обучения – показательный; - преподавания – инструктивный; учения – репродуктивный; практический.
Материально-техническое оснащение урока:
- электроплита; шкаф жарочный; весы, кастрюли различной емкости; сковороды, ножи и разделочные доски; шумовки; веселка; тарелки; доски с маркировками «ОС», «МС», «ОВ», «МВ» соусники, гарнирные и соусные ложки.
- плакаты; бюллетени; схемы; карточки различного назначения; дегустационные листы; лото.
- сырье: куски мяса порционные, специи, картофель, репчатый лук, томатное пюре, кетчуп, морковь, яйца, растительное масло.
ПЛАН УРОКА
Структурные элементы
Время
I. Организационный этап урока
II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков и мотивационных состояний (вводный инструктаж).
III. Формирование новых приемов и способов профессиональной деятельности (текущий инструктаж).
IV. Применение умений и навыков (заключительный инструктаж)
V. Домашнее задание.
2 мин.
1 ч 10 мин.
4 ч 30 мин.
15 мин.
3 мин.
Итого:
6 ч.
ПЛАН – КОНСПЕКТ
№ п/п Этапы урока Время/
мин. Деятельность мастера Деятельность обучающихся
I
II
III
IV
V
Организационный этап
Вводный инструктаж
2 Повторение пройденного материала
3. Обобщение ответов по изученному материалу.
4. Изложение нового материала.
Текущий инструктаж
5. Практическое задание.
6. Целевые обходы
7. Закрепление нового материала.
8.Дополнение к уроку.
Заключительный инструктаж
Домашнее задание 2
50
в т.ч.
5
5
5
5
1
1
5
1
10
1
5
1
1
4
3
1
15
4 ч
30 мин
15 мин
3 мин
Приветствие обучающимся, проверка готовности к уроку:
- присутствие обучающихся;
- внешний вид и санитарное состояние;
- запись в журнале.
Сообщить обучающимся:
- тему урока (написать на доске);
- цели урока;
- актуальность выбранной темы;
- объяснить план проведения урока – соревнования.
Космическое путешествие по теме: «Тушеные блюда из мяса».
9 космических станций – 9 заданий, которые усложняются по мере продвижения по маршруту к конечной звезде.
Победителя – лучшую бригаду ждет приз.
Представить участников – 2 команды и жюри соревнования.
Повторить изученный ранее материал методом опроса.
- Краткое обобщение ответов.
- Дополнение к учебнику.
Ход соревнования:
1 задание – «Приветствие команд».
Цель – ознакомить с названием команд, участниками, их визитной карточкой.
2 задание – поисковое. «Домашнее задание».
Цель – поиск дополнительного материала для расширения кругозора.
Слово жюри.
Пауза полезных советов.
3 задание – мыслительное. «Разминка» методом «Блиц-турнир».
3 задание. Цель – выявить теоретическую подготовку к уроку, быстроту реакции, мышления и ориентации во времени.
Зачитать вопросы для 2 команд – 2 варианта, сообщить время.
Сделать сообщение «Это интересно».
4 задание – поисковое. «Работа с кроссвордами, лото».
Цель – умение сориентироваться во времени и выборе правильного ответа.
Раздать кроссворды 1 этап
Лото 2 этап.
Сообщить время.
Пауза полезных советов.
Слово жюри.
5 задание – усложненное.
«Тестовый контроль».
Цель – закрепить ранее изученный материал по данной теме.
Объяснить работу по тестам. Раздать всем участникам тесты, объявить время.
Сделать сообщение «Следует запомнить».
Слово жюри.
6 задание – творческое. «Подбор инвентаря, посуды, сырья для приготовления блюд по заданию».
Цель – правильно сориентироваться среди ассортимента инвентаря, посуды, сырья по заданию.
Раздать карточки – задания на бригаду. Объяснить порядок выполнения задания.
Сообщить время.
Дать представление технологии приготовления блюд по заданию.
Слушать и оценивать правильность ответов команд, вносить исправления, дополнения.
Пауза полезных советов.
Слово жюри.
Обобщить полученные ответы, сделать заключение по теоретической подготовке.
Изложить новый материал методом демонстрации трудовых приемов в сочетании с комментированием по приготовлению блюда «Рагу из свинины»:
- Организовать рабочее место;
- объяснить последовательность технологических операций;
- приготовить полуфабрикаты;
- обжарить кусочки мяса;
- обжаренное мясо тушить с томатом с добавлением овощей;
- оформить блюдо;
- подать;
- ответить на вопросы учащихся по ходу приготовления блюда;
- перейти к продолжению соревнования.
7 задание – практическое. «Приготовление блюд»
Цель – закрепить теоретические знания практическими действиями.
Ознакомить, что учитывается быстрота приготовления блюда, правильность ведения технологических приемов, санитария и техника безопасности.
Выдать задания по приготовлению блюд.
1 команде – блюда:
а) жаркое по - домашнему;
б) печень, тушенная в соусе
2 команде – блюда:
в) гуляш;
г) азу.
Раздать инструкционно-технологические карточки, карточки требования к качеству, дополнительный материал.
Объяснить последовательность выполнения задания.
Обратить внимание на плакаты, схемы.
- Напомнить санитарно-гигиенические правила и технику безопасности при самостоятельном выполнении работ.
Приготовление блюд. Предоставить возможность учащимся выполнить работы по приготовлению блюд из мяса.
Пронаблюдать за работой учащихся, оказать необходимую помощь, ответить на возникшие в ходе работы вопросы.
1 обход – проверить организацию рабочих мест, начало работы.
2 обход – проверить правильность ведения трудовых приемов.
3 обход – проверить соблюдения правил санитарии и гигиены, техники безопасности на рабочих местах.
4 обход – проверить использование инструкционных карточек в работе.
5 обход – проверить завершение работы и уборку рабочих мест.
Сообщение «Следует знать».
Слово жюри.
8 задание – исследовательское. «Подача блюд»
Цель – проанализировать оформление и подачу блюд.
Раздать дегустационные листы, карточки с критериями оценок.
Готовые блюда выставить на стол.
Провести бракераж блюд, согласно требований ,к качеству:
- органолептические показатели блюд;
- дефекты блюд;
- сроки хранения;
- дегустация блюд;
- выставление оценок в дегустационные листы.
Ознакомить с новинкой из журнала «Питание и общество»
Оригинальный рецепт блюда «».
Слово жюри.
9 задание – заключительное.
«Собери слово»
Цель – подвести итоги космического путешествия по теме « Блюда из мяса ».
Учитывается быстрота и правильность ответа.
Слово жюри.
Подведение итогов, награждение команд.
Провести анализ:
- учебно-производственных работ группы в целом и отдельных учащихся;
- соблюдение санитарных норм и правил;
- техники безопасности на рабочих местах;
- выставить оценки;
- сообщить о достижении цели урока.
Заполнить дневник по изученной теме
Подготовиться к следующему уроку по теме: «Приготовление блюд из мяса жареного и запечённого».
Приветствовать мастера, дежурный сдает рапорт о готовности к уроку.
Записать тему урока в дневник.
Выслушать план проведения соревнования. Принять к сведению
Ответить на заданные вопросы по теме.
Выслушать, запомнить.
Выслушать 1 задание, принять для исполнения.
Встать, представить команду и себя.
Команды делают сообщение дополнительного материала о мясе.
Дать оценку первых 2 заданий, подсчитать баллы.
Выслушать, принять к сведению.
Дать быстрые правильные, точные ответы.
Слушать, воспринимать.
Получить кроссворды, лото.
Работать с кроссвордами, лото в 2 этапа.
Сдать жюри.
Слушать.
Дать оценку 3 задания.
Подсчитать баллы
Получить задания. Работать по тестам, дать правильные ответы.
Сдать жюри.
Слушать, запоминать.
Дать оценку 4 заданию. Подсчитать баллы.
Работать по подбору необходимого инвентаря, посуды, сырья.
Делать сообщение технологии приготовления блюд по заданию.
Слушать и дополнять ответы.
Слушать.
Дать оценку 5 и 6 заданию. Подсчитать баллы.
Выслушать обобщение мастера, принять к сведению.
Заслушать объяснение мастера.
Пронаблюдать за работой мастера
Задать вопросы мастеру
Выслушать условия следующего задания.
Взять карточки на отработку блюд,
вспомнить технологию приготовления.
Ознакомиться с карточками, требованиями к качеству, дополнительным материалом.
Ознакомиться с плакатами, проанализировать схему приготовления блюд.
Пронаблюдать за работой мастера.
Запомнить технику безопасности и санитарные правила.
Самостоятельно выполнить работы по приготовлению блюд:
«Жаркое по-домашнему», «Гуляш», «Печень, тушеная в соусе», «Азу»
Организовать рабочее место, подготовить продукты, начать работу по приготовлению блюд.
Готовить блюда, соблюдать технологию, санитарные правила и технику безопасности.
Использовать в работе технологическую документацию.
Оформить блюдо, убрать рабочее место.
Слушать, запоминать.
Дать оценку 7 заданию, подсчитать баллы.
Подписать дегустационные листы, прочитать критерии оценок.
Представить свои блюда.
Оценивать блюда, согласно требований к качеству.
Дегустировать, определять качество блюд.
Выставлять оценки согласно критерий.
Заслушать, принять к сведению.
Дать оценку 8 заданию. Подсчитать баллы.
Собрать слово из 9 букв.
«».
Дать оценку 9 заданию.
Подсчитать баллы.
Выслушать комментарии мастера по итогам работ за урок.
Принять к сведению результат своего труда.
Выставить оценки в дневник.
Записать домашнее задание.