Класс: 3 «А»
Тема урока: Закономерность (По какому правилу?)
Цель урока: научить формировать начальное представление о закономерности расположения объектов (чисел, букв, фигур, предметов) в цепочке, дать представление о закономерности расположения объектов в таблице, научить находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы, находить и исправлять нарушенную закономерность.
Задачи:
образовательная – учить находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы;
развивающая - развивать речевую деятельность, мышление, внимание;
воспитательная - воспитывать усидчивость и аккуратность
Тип урока: комбинированный
Методы и приёмы: репродуктивный, игра
Методическое обеспечение: презентация, проектор, дидактический материал
План урока:
Орг. момент
Изучение нового материала
Закрепление
Итог
Ход урока
Орг. момент
“Все в твоих руках”.
(Притча)
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Вспомнить понятие «аналогия», «аналогичный», «закономерность».
Изучение нового материала
Ребята, отгадайте по описанию героя: живёт в доме № 8/16, рядом с ателье, по улице Мурлыкина. Слушает хорошую музыку. И любит повторять — «Ребята, давайте жить дружно».
Узнали? Это кот Леопольд.
Представьте себе, что кот Леопольд открыл бюро «Добрых мур-мур-услуг», где помогают школьникам выполнять задания по информатике, которые у них не получаются. И ему нужны помощники. Этими добровольцами будем, конечно, МЫ!
А вот и первое письмо!
«Здравствуйте, меня зовут Кристина Юрьевна. На следующем уроке информатики у нас контрольная работа, а я отсутствовал на прошлых уроках, т.к. болел. С некоторыми заданиями я разобрался сам, но два задания я выполнить не могу. Помогите мне, пожалуйста».
Ну, давайте посмотрим, какое первое задание.
Найди закономерность расположения чисел. Составь аналогичную с помощью букв.

Кто знает, как выполнить это задание?
Числа в этой закономерности возрастают, начиная от единицы. Первое число взято один раз, второе - два раза, третье – три и т.д. И аналогичная закономерность, т.е. составленная по такому же правилу, с помощью букв, будет выглядеть так: первая буква алфавита 1 раз, далее вторая буква алфавита два раза, третья три и т.д.
Первое задание мы выполнили, теперь посмотрим второе.
Найди закономерность. Вставь ещё четыре пропущенные буквы. Составь аналогичную закономерность с помощью чисел.

А…Я…, так, первая и последняя буквы алфавита. Б…Ю…, вторая и предпоследняя буквы. Ага, закономерность составлена по правилу «голова-хвост». И продолжение её будет выглядеть так Г Ь Д Ы.
Теперь будем составлять аналогичную закономерность с помощью чисел. В алфавите тридцать три буквы, значит, последним числом будет число тридцать три. И аналогичная закономерность с помощью чисел, будет выглядеть так: первое - последнее число, второе – предпоследнее и т.д.
А вот ребята письмо с пометкой «срочно».
«Здравствуйте. Меня зовут Андрей. Вы знаете, у меня есть мечта. Я очень-очень хочу велосипед. И если я закончу учебный год на отлично, мне родители подарят самый крутой велосипед. Но, чтобы закончить год на отлично, мне надо выполнить одно задание по информатике. А без вашей помощи я не справлюсь».
Ну, давайте посмотрим, что за задание.
В первой таблице необходимо заполнить пустые клетки цифрами. А во второй расположить по аналогии, т.е. по такому же правилу, воздушные шары.
Давайте всё по порядку. Перед нами две аналогичные закономерности.
Аналогичные, потому что числа в верхних строчках обеих таблиц расположены по порядку.
Рассмотрим закономерность расположения чисел в таблице. Начнём восстанавливать закономерность с той строки, где пропущен один элемент. Как узнать, какого элемента не хватает?
Нужно посмотреть, какой из всех элементов строки отсутствует. В первой строке: один, два, три, четыре. А во второй строке два, три, четыре, не хватает числа один. Значит, оно и будет стоять в четвёртой клетке. В третьей строке не хватает числа… три. В четвёртой… А тут два недостающих элемента: число один и число три, а какое куда ставить?
А посмотрим, есть ли пустые ячейки в столбцах таблицы?
Так. В первом столбике все элементы: один, два, три, четыре. Вы заметили, что элементы первой строки и первого столбца одинаковые? Во втором столбике не хватает одного элемента и эта единица, а в четвёртом тройки. Первая таблица заполнена! А как же заполнить вторую?
Посмотрите внимательно, на первую строку чисел и первую строку шариков.
Шарики пронумерованы так же, как стоят числа в первой таблице. А ещё в каждой строке не повторяется одно и то же число. Значит, во второй таблице в каждой строке не должен повторяться ни один шарик. Начнём заполнять таблицу со второй строки. С какого элемента она должна начинаться?
А что бы узнать, надо посмотреть, с какого элемента начинается вторая строка первой таблицы. Вторая строка начинается с числа два – это красный шарик, три – это фиолетовый, четыре - зелёный, один - жёлтый. Третья строка - фиолетовый, зелёный, жёлтый, красный. И последняя строка будет выглядеть так: зелёный, жёлтый, красный, фиолетовый.
Ну, ребята, как называется закономерность, которую мы только что составили?
Аналогичная закономерность. Т.е. построение закономерности по похожему правилу. И чтобы правильно заполнить закономерную таблицу необходимо знать правила, по которым расположены объекты.
Итог
Сегодня на уроке мы познакомились с таким понятием, как аналогичная закономерность.
Аналогичная закономерность. Т.е. построение закономерности по похожему правилу.
Рефлексия.
SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно он работал.
Леопольд всегда говорил «Ребята, давайте жить дружно». А сейчас у него появилась ещё одна любимая фраза «Ребята, учитесь хорошо в школе и у вас всё получится».