Тема урока: «Множества»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по формулированию нового понятия «Множества» и применению множеств в разных ситуациях.
Задачи:
Образовательная:
способствовать развитию у детей умения наблюдать, сравнивать, обобщать;
учить детей рассуждать и доказывать;
Развивающая:
развивать желание самостоятельно разбираться в проблемных ситуациях;
способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
Воспитательная:
Тип урока: изучение нового материала
Методы и обучения: Игра, репродуктивный.
Методическое обеспечение: дидактический материал, презентация.
План урока:
Орг. момент
Объяснение нового материала
Физминутка
Закрепление
Итог
Ход урока:
I. Орг. момент.
Здравствуйте ребята! Меня зовут ФИО и сегодняшний урок информатики у вас проведу я! Тема нашего урока «Множества». (слайд 1) Цель нашего урока узнать что такое «Множество».
Я рад видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю»
2. Фронтальный опрос, проверка домашнего задания.
Учитель отвечает на вопросы учеников, которые возникли при выполнении домашнего задания.
3. Объяснение новой темы.
Начинаем урок с вопроса: От какого слова происходит слово “множество”? Дети отвечают: От слова “много” и в этот момент надо пояснить, что “множество” обозначает необязательно большую группу предметов или существ, оно может включать совсем немного предметов, или очень-очень много предметов, или же вовсе ничего (тогда это будет “пустое множество”).
Далее предлагается найти в классе множество предметов, имеющих одно и то же имя:
Попрошу встать:
(слайд 2) Под запись в тетрадь ученикам:
Следовательно, делаем вывод: “Множество – это группа предметов или существ, объединенных общим признаком, действием или именем”.
Игра “Из какого множества”. Учитель перечисляет, а ученики дают название множеству перечисляемых объектов:
Принтер, монитор, мышь, процессор – устройства компьютера;
Атырау, Астана, Алма-Ата, Петропавловск– города Казахстана;
Подснежники, ландыши, мать и мачеха, василек – полевые цветы;
Семга, форель, карп, окунь, щука – рыбы;
Сапоги, ботинки, сандалии, кроссовки, туфли – обувь;
Мяч, обруч, скакалка, ракетка, клюшка – спортивные снаряды;
Лиза, программа, картошка, сказка, лужа – слова заканчиваются на “а”.
На доске четыре круга и каждый из них подписан: множество прямоугольных предметов, множество летающих, множество овощей, множество растений. Такое изображение множеств мы будем называть картой множеств. (слайд 3)

Можно ли нам вписать арбуз в овощи (нет, так как его относят к категории ягод).
Следует заострить внимание на определении бесконечного множества и пустого множества. Можно сказать, что примером бесконечного множества являются: капельки воды в море, песчинки на берегу, звезды на небе – все это нельзя пересчитать. Примерами пустого множества могут быть: слова, начинающиеся с букв “Ь”, “Ъ”,
“Ы”. Добавим к списку слова на букву “Й”, здесь учащиеся должны заметить, что множество слов на букву “Й” не пустое, предложив варианты слов: йогурт, йод, Йемен.
4. Закрепление изученного материала – учитель проводит в форме игры.
Учитель каждому раздает лист с картинками и предлагает обвести карандашом объекты, цвет карандаша соответствует определенному множеству: красный карандаш – множество живых существ и зеленый карандаш – множество употребляемой человеком пищи (слайд 4)

Вложенные множества.
На доске нарисован большой круг, назовем его – множеством животных, в нем же нарисованы три круга поменьше. Теперь учитель просит каждого из учеников назвать своих питомцев и вписывает их в соответствующий круг. (слайд 5)

5. Подведение итогов и домашнее задание
Учитель выставляет оценки ученикам.
Домашнее задание: