Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан» муниципального образования «Ленинский муниципальный район» Еврейской автономной области
«Согласовано»
зам. Директора по ВР
Е.А. Чередниченко
«_____» ___________ 2016 г.
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
с учащимися 6 класса
Классный руководитель:
И.А. Парыгина
2016– 2017 учебный год
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
Классный руководитель Парыгина Ирина Анатольевна, учитель 1 категории.
Всего человек - 22 чел., из них:
девочек - 12 чел.,
мальчиков – 10 чел.
Возрастной состав: 12-13 лет
По итогам предыдущего год-100 % успеваемость
Неуспевающие –
Второгодники –
Многодетные-
Опекаемые –
Неполные семьи -
Неблагополучные семьи -
На учёте в ОДН –
На ВШУ –
Основные цели и задачи воспитательной работы
Цели: воспитание личности, умеющей взаимодействовать с другими людьми, обладающей гражданской позицией, стремящейся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто ее окружает; помощь в адаптации к новым учебным условиям; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей и развития каждого ребенка.
Формула-кредо классного руководителя:
Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку!
Задачи воспитательной работы в классе:
1) Сплочение ученического коллектива, создание в нем дружной семьи единомышленников со своими традициями, основанными на уважении друг к другу и взаимопомощи.
2) Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств учащихся через вовлечение в коллективную работу.
3) Развитие ученического самоуправления.
4) Формирование у обучающихся активной гражданской позиции, самостоятельности и развитие творческих способностей.
Залог успешности воспитания – создание таких условий (в классе, школе), в которых ребенок чувствует себя также хорошо и комфортно как в семье. Этот принцип должен распространяться на все связи в цепи: ученик↔сверстники↔учителя↔социум. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – такова главная цель совместной работы классного руководителя и шестиклассников.
Отличительные особенности Плана
Отличительные особенности Плана воспитательной работы обусловлены возрастными особенностями шестиклассников.
Психологические характеристики возраста.
1. «Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, которое проявляется в потребности равноправии, уважении и самостоятельности; в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых.
! Пренебрежение этим требованием, неудовлетворенность данной потребности обостряют негативные черты кризиса подросткового возраста. Если школа не предлагает ученикам средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым негативным образом – в уверенности подростка в учительской несправедливости.
2. Склонность к фантазированию, некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает собственный авторский замысел.
! Если учитель контролирует только качество «продуктов» учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.
3. Стремление экспериментировать, используя свои возможности.
! Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью.
Психолого-педагогические особенности учащихся 6 класса, обусловленные физиологическими процессами (начало этапа полового созревания), изменениями в школьном статусе (ученики перешли на следующую ступень обучения):
-замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы школьнику теперь требуется больше времени;
-дети часто отвлекаются;
-неадекватно реагируют на замечания, могут вести себя вызывающе, раздражительны, капризны, их настроение часто меняется.
! Это является причиной замечаний, наказаний, приводит к снижению успеваемости и конфликтам во взаимоотношениях. Учитель-предметник должен знать, что данные особенности объективны, они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если найти целесообразные щадящие методы и формы взаимодействия.
В организации процесса обучения следует адаптировать учащихся при переходе к кабинетной системе обучения. В современной школе изменение форм обучения происходит «рывком»: вместо одного учителя начальной школы, который строил с каждым ребенком и его семьей разносторонние отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями становятся ситуативными и касаются в основном вопросов успешности и поведения на уроках. Вместо одного кабинета появляется кабинетная система, распространяется явление «беспризорности» детей в школьном здании.
Особенности возраста объясняют особенности Плана:
-целенаправленное обучение школьников коллективной и групповой деятельности;
-предоставление ребенку возможности попробовать себя в различных видах деятельности (проектной, исследовательской, конструкторской, художественной) и разнообразных областях знаний, взаимосвязанное с последующим самоанализом;
-подготовка школьников к определению собственного образовательного маршрута.
Направления работы и виды деятельности по направлениям
Направление работы | Цели | Формы работы |
Я-наука (познавательная деятельность) | Создать условия для развития УУД, необходимых для успешной учебной деятельности шестиклассников, помочь ученику реализовать интеллектуальный потенциал в окружающей жизни | -Познавательные беседы; -Предметные факультативы; -Олимпиады; -интеллектуальные марафоны; -общественный смотр знаний; -интеллектуальный клуб; -предметные проектные недели; -исследовательские проекты; -школьный музей-клуб; |
Я-человек (проблемно-ценностное общение) | Дать школьникам нравственные ориентиры, научить осознавать нравственные нормы и правила | -Этические беседы; -дебаты; -тематический диспут; -проблемно-ценностные дискуссии; -читательские конференции |
Я – культура (досугово-развлекательная деятельность) | Создавать условия для формирования коммуникативных умений в системе ученик↔сверстники↔учителя↔родители↔социум | -концерты; -праздничные «огоньки»; -досугово-развлекательные акции в окружающем социуме (благотворительные концерты); -праздники и конкурсы; -совместные мероприятия с родителями |
Я – творчество (художественное творчество) | Создать условия для реализации творческих способностей ребенка | -Занятия объединений художественного творчества; -художественные выставки; -художественные акции в окружающем социуме |
Я – общество (социальное творчество, трудовая деятельность) | Формировать у школьника активную гражданскую позицию, развивать экологическое мировоззрение | -социальные акции и пректы |
Я – здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность) | Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, способствовать осознанному выбору здорового образа жизни | -Беседы о ЗОЖ; -занятия в спортивных секциях; -спортивные школьные турниры и оздоровительные акции; -спортивные конкурсы, марафоны; -дни здоровья; -походы, экскурсии; -создание информационных буклетов |
Работа с родителями | Совместное с родителями решение вопросов воспитания и обучения ребенка | -родительские часы; -индивидуальная работа |
Формы и методы работы по созданию максимально благоприятных условий для развития и самореализации каждого ребенка
Методы работы | Формы работы | Условия |
Диагностические методы | Изучение, наблюдение, тестирование, беседа, составление характеристик | Сотрудничество служб школы для изучения психического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся |
Организационные методы | Организация коллектива и органов его самоуправления; регулирование ролей; организация внеклассной работы | Сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей учащихся |
Коммуникативные методы | Построение отношений на бесконфликтной основе; переход к доверительным отношениям; ориентация на сотрудничество | Изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики |
Метод координации и коррекции | Выработка единых требований к учащимся; коррекция поведения | Предоставление учащимся возможности самостоятельности и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности |
Методы формирующего воздействия | Создание проблемных воспитывающих ситуаций; формирование сознания, опыта; сюжетно-ролевые игры; работа в малых группах; уроки-дискуссии; внеклассные мероприятия | Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности. Создание благоприятной атмосферы общения. Направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания. |
Принципы воспитательной работы в классе:
содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
формирование у обучающихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношениях человека к природе, к себе, к другим людям;
воспитание человека-гражданина;
развитие умений применять полученное знание для самостоятельной ориентации в общественной жизни, для решения познавательных и практических задач.
Текущая работа в классе на неделю:
1. Классный час.
2. Проверка дневников, учёт успеваемости.
3. Дежурство по классу (ежедневно по графику).
4. Уход за цветами (вторник, пятница).
5. Учёт посещаемости (ежедневно).
6. Учёт опозданий (ежедневно в течение дня).
7. Состояние внешнего вида (ежедневно).
8. Обновление классного уголка.
9. Информационный вестник.
Циклограмма деятельности классного руководителя
Ежедневно
Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
Организация питания учащихся.
Организация дежурства в классном кабинете.
Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно
Проверка дневников учащихся.
Проведение мероприятий в классе.
Работа с родителями (по ситуации).
Встреча с медсестрой по справкам о болезни учащихся.
Ежемесячно
Встреча с родительским активом.
Совещание по планированию работы (по графику).
Один раз в четверть
Оформление классного журнала по итогам четверти.
Анализ выполнения плана работы за четверть.
Проведение родительского собрания.
Один раз в год
Проведение открытого мероприятия.
Оформление личных дел учащихся.
Анализ и составление плана работы класса.
Статистические данные класса.
Цели и задачи работы с родителями:
Знакомство, изучение, наблюдение образа жизни, микроклимата семьи.
Общение с привлечением родителей к организации и участию в делах класса.
Индивидуальная работа, в том числе и с неблагополучными семьями, нуждающимися в педагогической, социальной и психологической помощи.
Темы родительских собраний на 2016-2017 учебный год:
1. «Добро пожаловать в 6 класс » (сентябрь).
2. «Ребенок должен быть здоровым. Как уберечь ребенка от опасных соблазнов» (декабрь).
3. «Роль семьи в формировании личности» (март).
4. «Добро пожаловать в наш класс: на урок, классный час, мероприятие» (апрель).
5. Итоговое родительское собрание (май).
Работа с неблагополучными семьями и детьми группы риска
Цель - предотвращение деформации личности растущего ребенка, которые приводят к правонарушениям и преступлениям.
Задачи:
изменение условий семейного воспитания в семьях детей группы риска.
Мероприятия:
1. Диагностическое исследование личности ребенка, классного коллектива в целом, анализ и исследование полученных данных в педагогическом процессе.
2. Составление характеристик на детей группы риска (по необходимости).
3. Заполнение карты наблюдений за ребенком группы риска.
4. Выявление и обследование неблагополучных семей.
5. Посещение семей группы риска.
6. Индивидуальные беседы с родителями детей группы риска.
7. Проведение индивидуальных бесед с детьми группы риска.
Календарно-тематическое планирование мероприятий в классе:
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Я-наука (познавательная деятельность) | День знаний. классный час | | | Классный час «Как развивать свои способности» |
Я-человек (проблемно-ценностное общение) | | Акция «Внимание -дети!» | | «Культура поведения на переменах»- классный час |
Я – культура (досугово-развлекательная деятельность) | | Беседа «Жизнь – без ошибок!», посвященная Международному дню грамотности (8 сентября) | | |
Я – творчество (художественное творчество) | | | | Путешествие по школьной стране Увлечений (презентация кружков и секций) |
Я – общество (социальное творчество, трудовая деятельность) | | | «Приведи в порядок свою планету» уборка кабинета | |
Я – здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность) | | Классный час «Улица полна неожиданностей» | | Игра «Последний герой» (27 сентября – Всемирный день туризма) |
Работа с родителями | Родительское собрание (Трудности учащихся 6 класса в школе)» | Сбор сведений о родителях и составление банка данных о семье | Беседы с родителями | Беседы с родителями |
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Я-наука (познавательная деятельность) | Праздничный концерт ко Дню учителя - общешкольное мероприятие | | Игра «Интеллектуальный марафон новых грамотеев» | Познавательная беседа «Безопасность всегда и везде!» с элементами игры-викторины Игровая программа «Дети. Дорога. Жизнь» |
Я-человек (проблемно-ценностное общение) | Классный час «Я и жизнь моего класса» (коллективное планирование работы) | | Классный час «Бойся равнодушных! (мастерская ценностных ориентаций)» | |
Я – культура (досугово-развлекательная деятельность) | | | «Друзья, прекрасен наш союз!» итоги 1 четверти | |
Я – творчество (художественное творчество) | | Конкурс осенних композиций «Роняет лес багряный свой убор» | | |
Я – общество (социальное творчество, трудовая деятельность) | | | | Ген. уборка класса |
Я – здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность) | День Здоровья | Классный час «Жить здорово (основы правильного питания)» | Беседа «Знаки, которые спасают» (октябрь 1906 г. – установлен сигнал SOS) | День Здоровья |
Работа с родителями | Индивидуальные беседы. Консультации родителей по вопросам воспитания. |
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Я-наука (познавательная деятельность) | Интеллектуальная игра «Родной страны моей просторы» | | | |
Я-человек (проблемно-ценностное общение) | Викторина к международ-ному Дню толерантнос-ти «Мы многонациональный народ России». 16.11. | | | Классный час «Всё на Земле от материнских рук», посвященный Дню Матери |
Я – культура (досугово-развлекательная деятельность) | | Игра «Дома и в гостях» | | |
Я – творчество (художественное творчество) | | Спецвыпуск газеты «Давайте жить дружно!» (16 ноября – Международный день толерантности) | Конкурс сувениров ко Дню матери | |
Я – общество (социальное творчество, трудовая деятельность) | | | | Беседа по профориентации |
Я – здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность) | Поход выходного дня | | Беседа «Как хорошо учиться без вреда здоровью» | |
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями |
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Я-наука (познавательная деятельность) | | Акция «Дневник, тетрадь – лицо ученика» | | |
Я-человек (проблемно-ценностное общение) | Конкурс «Символы России». 12.12. | Акция «Внимание -дети!» | «Уважайте в себе и других человеческую личность» (разговор о взаимоотношениях в коллективе, о дружбе) | |
Я – культура (досугово-развлекательная деятельность) | | | | Новогодний серпантин |
Я – творчество (художественное творчество) | | В мастерской Деда Мороза: конкурс поделок | | |
Я – общество (социальное творчество, трудовая деятельность) | | | | Ген. уборка класса |
Я – здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность) | «Компьютер в вашей жизни: плюсы и минусы общения с «электронным другом» – классный час | | | |
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями | Родительское собрание «Ребенок должен быть здоровым. Как уберечь ребенка от опасных соблазнов» | Индивидуальная работа с родителями |
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Я-наука (познавательная деятельность) | | | «Развиваем внимание, память и мышление» - классный час | |
Я-человек (проблемно-ценностное общение) | | Акция «Не забудь сказать «спасибо» (11 января – Всемирный день «спасибо») | | «Все люди под одним небом живут» - классный час |
Я – культура (досугово-развлекательная деятельность) | | | Вечер «Преданья старины глубокой» | |
Я – творчество (художественное творчество) | | Беседа 5-минутка «Зимняя тематика в живописи и поэзии» | | |
Я – общество (социальное творчество, трудовая деятельность) | | | | Ген. Уборка. Беседа «Терпение и труд всё перетрут» |
Я – здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность) | Поход выходного дня | | «Внимание! Зимняя дорога» - классный час по ПДД | |
Работа с родителями | Консультация. Индивидуальная работа |
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Я-наука (познавательная деятельность) | Игра «Поле чудес» | | | |
Я-человек (проблемно-ценностное общение) | | Урок мужества | | |
Я – культура (досугово-развлекательная деятельность) | | | | Рыцарский турнир «Вперед, мальчишки!» |
Я – творчество (художественное творчество) | | | «Поздравить спешим всех мужчин!» поздравление пап и мальчиков | |
Я – общество (социальное творчество, трудовая деятельность) | | | | Ген. Уборка кабинета |
Я – здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность) | «Курить или жить?» - классный час по ЗОЖ | | | |
Работа с родителями | Индивидуальные беседы с родителями о посещаемости учащихся |
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Я-наука (познавательная деятельность) | Акция «Дневник, тетрадь – лицо ученика» | | | |
Я-человек (проблемно-ценностное общение) | | Классный час «Это твои права. А обязанности?» | Акция «Внимание -дети!» | Я землевед Внеурочная деятельность. Кружок математический Модульное оригами |
Я – культура (досугово-развлекательная деятельность) | Конкурс «Милые подружки, золотистые веснушки» | Поздравление девочек с 8 марта | | |
Я – творчество (художественное творчество) | | | Поэтический альманах «Неопытное перо» (21 марта – всемирный день поэзии) | |
Я – общество (социальное творчество, трудовая деятельность) | | | | Ген. Уборка. |
Я – здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность) | | | «Азбука здоровья школьника» | Поход выходного дня |
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями | «Роль семьи в формировании личности» - родительское собрание |
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Я-наука (познавательная деятельность) | Классный час - посвященный Международному дню детской книги | Классный час «Звездные дороги» (12 апреля – День космонавтики) | | |
Я-человек (проблемно-ценностное общение) | | Конкурс «Самый читающий» | | |
Я – культура (досугово-развлекательная деятельность) | | | «Телефонный разговор» - классный час | |
Я – творчество (художественное творчество) | Оформление классного уголка ко Дню космонавтики | | | |
Я – общество (социальное творчество, трудовая деятельность) | | | Индивидуальные беседы о состоянии учебников | Акция «БУНТ» («Большая Уборка Нашей Территории») |
Я – здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность) | | | Классный час «Техника безопасности твоей жизни» | |
Работа с родителями | Индивидуальная работа | «Добро пожаловать в наш класс: на урок, классный час, мероприятие» | Индивидуальная работа |
Основные направления | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Я-наука (познавательная деятельность) | | | Праздник науки (турнир смекалистых, интеллектуальный поединок) | |
Я-человек (проблемно-ценностное общение) | Классный час «Поступки проступки – ответственность - наказание» | Вахта памяти «У памяти свои зарубки» | Акция «Внимание -дети!» | |
Я – культура (досугово-развлекательная деятельность) | | «Уровень воспитанности» - классный час | | Парад достижений класса «Вот и стали мы на год взрослее» |
Я – творчество (художественное творчество) | | | Конкурс рисунков «Каким мы нарисуем этот мир, в таком и будем жить» | |
Я – общество (социальное творчество, трудовая деятельность) | | Участи в мероприятиях к Дню Победы | | Акция «Цвети, Земля, цвети» (экологический десант по благоустройству и озеленению школьного двора) |
Я – здоровье (спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность) | Субботник на закрепленной территории - общешкольное мероприятие | День Здоровья | | Поход «За мечтою, за туманами» |
Работа с родителями | Индивидуальная работа с родителями | Итоговое родительское собрание с детьми |
Ожидаемый результат реализации Плана воспитательной работы
на конец учебного года
Ученик 6 класса:
-мотивирован к учебной деятельности, стремится к улучшению ее результатов;
-способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;
-проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;
-стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями.
Реализация воспитательной работы по утвержденному плану позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки и техники, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Критерий эффективности функционирования программ | Показатели эффективности функционирования | Способы определения эффективности |
Успешная социализация учащихся | Повышение качества образования | Участие в интеллектуальных турнирах |
Личностный рост учащихся | Методика «Личностный рост». Накопление и формирование портфолио учеников |
Развитие лидерских качеств учащихся | Педагогическое наблюдение |
Устойчивая положительная внутренняя мотивация учащихся к учению | Методика изучения познавательных процессов личности учащихся |
Удовлетворение образовательных запросов, требований ожиданий учащихся, родителей, общества | Анкетирование «Мои впечатления от прошедшего учебного года», методика «Удовлетворенность родителей деятельностью образовательного учреждения» |
Стабильность физического и психического состояния | Педагогическое наблюдение Ежегодный медицинский осмотр |
Развитие ключевых компетентностей обучающихся | Участие в олимпиадах, конкурсах, проектной деятельности |
Становление коллектива | Создание «Летописи класса» (на бумажном носителе или в электронном виде) |
Культура личности ученика | Интеллектуальное развитие | Диагностика учебных достижений, научно-практической, проектной деятельности и т.д. |
Физическое развитие | Диагностика уровня здоровья учащихся, спортивные достижения и т.д. |
Нравственное развитие | Диагностика уровня воспитанности, сформированности личностных качеств и т.д. Педагогическое наблюдение |
Эстетическое развитие | Фотоальбом класса, внешний вид учащихся и др. |
Уровень развития коммуникативных умений | Диагностика сформированности коммуникативных качеств личности. |
Формой подведения итогов реализации программы является портфолио «Наш 6 класс»