Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 компенсирующего вида»
623700, Свердловская область, город Березовский, ул. Варлакова, д. 5, bgo_dou19@mail.ru
СОГЛАСОВАНО: на Педагогическом совете БМАДОУ «Детский сад № 19» Протокол № 1 от 28.08.2020 г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий _______________О.В. Грошева Приказ № 36-од от 28 августа 2020 г. |
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цель: создание условий для развития гармоничной личности.
Задачи:
-
создать условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
-
объединить средства обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-
формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьям воспитанников и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах воспитания.
В основе концепции воспитательной системы лежат три ключевые позиции:
Согласно данной теории, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности.
Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.
Линия познания в воспитательной системе детского сада основывается на системном характере представлений об окружающем мире, раскрытии сущности элементарных понятий на уровне наглядно-образного мышления и воображения детей дошкольного возраста.
Концептуальные идеи воспитательной системы
направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей, потребностей детей в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение ребёнка, поддержку и помощь, на создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности, организации его воспитания и обучения «ориентированного на завтрашний день развития» (Л.С. Выготский).
Концептуальные принципы:
-
Принцип гуманитаризации рассматривается как усиление гуманитарной направленности воспитательно-образовательного процесса в ДОО и влияние всех разделов образовательной программы на эмоциональное и социально-личностное развитие ребёнка, придание особого значения разделам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.
-
Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания и образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и в то же время сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
-
Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
-
Принцип преемственности. Преемственность – это связь между различными этапами или ступенями развития, сущность, которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Создание единой системы непрерывного и преемственного обучения и воспитания предоставляет, однако, право каждому звену самостоятельно решать свои задачи, применять для этого соответствующие методы и приёмы, иметь свои конкретные воспитательные, образовательные и развивающие цели.
Концептуальные подходы воспитательной системы:
1. Комплексный подход.
Приобщение детей к добру, красоте, ненасилию через основные направления развития.
2. Деятельностный подход.
Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности.
3. Средовой подход.
Реализация воспитательной системы требует организации в ДОО воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка.
Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах воспитательно-образовательного процесса:
-
Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
-
Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).
-
Обобщающая непрерывная образовательная деятельность, общение со сверстниками, «дети – информаторы», «взрослый – слушатель».
Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а в непрерывной образовательной деятельности – обобщил.
Таким образом, воспитание в образовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национальных особенностей, взаимопроникновения государственного, общественного и семейного воспитания во благо ребенка.
Воспитательная система не статична, она должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Выбирая систему методов воспитания педагогу необходимо учитывать, что воспитательный процесс должен быть выстроен как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, которое осуществляется с целью развития личности ребёнка.
Патриотическое воспитание
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Работа с педагогами |
Консультация «Организация системы работы в ДОО по патриотическому воспитанию» | Сентябрь | Старший воспитатель |
Обновление центров по патриотическому воспитанию | Сентябрь | Педагоги |
Работа с детьми |
Беседы, занятия, просмотр фильмов, чтение художественной литературы, сюжетно ролевые игры патриотической направленности | В течение года | Педагоги |
Проведение серии занятий по патриотическому воспитанию детей: Моя малая Родина. Моя Родина-Россия. Москва - столица нашей Родины. Культура и традиции русского народа. Дошкольникам о Великой Отечественной войне. Защитники Отечества. Государственная символика. | В течение года |
День солидарности в борьбе с терроризмом | 1 сентября | |
Месячник «День матери» | Ноябрь | Музыкальный руководитель, педагоги |
День народного единства | Ноябрь |
День неизвестного солдата | 3 декабря | Педагоги |
День героев Отечества | 9 декабря |
День конституции | 12 декабря |
Спортивные игры и упражнения на улице «Зимние русские забавы» | Январь | Инструктор по физической культуре |
Месячник «День защитника Отечества: Выставка рисунков Военно – патриотическая игра «Зарничка» Спортивный досуг «А, ну – ка, мальчики» | Февраль | Старший воспитатель, педагоги |
Народные праздники Руси - Масленица | Март | Музыкальный руководитель, педагоги |
Покорение космоса | Апрель | |
День Победы | Май | |
Работа с родителями |
Роль семьи в воспитании у детей любви к Родине | Сентябрь | Педагоги |
Воспитание любви к родному городу и семье | Январь |
Духовно – нравственное воспитание
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Работа с педагогами |
Беседы по вопросам педагогов | В течение года | Старший воспитатель |
Работа с детьми |
Беседа – диспут с детьми «Хорошие и плохие поступки», беседа «История о том, что такое хорошо и что такое плохо», «Как я поздравляю свою семью с праздником», «Рождественское чудо», «Горжусь своим дедом» | В течение года | Педагоги |
Досуг «Посиделки в горнице» | Ноябрь |
Развлечение «Рождественские забавы» | Январь |
Спортивный досуг «Русские народные игры» | Март |
Работа с родителями |
Консультация для родителей «О системе работы в ДОО по приобщению детей к истокам русской народной культуре» | В течение года | Педагоги |
«Семья и семейные традиции» |
Консультация для родителей «Как провести Новый год в кругу семьи» |
Папка – передвижка «Народные традиции и праздники» |
Воспитание культуры здорового образа жизни
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Работа с педагогами |
«Профессиональные умения воспитателя и содержание его деятельности по формированию ЗОЖ у детей» | В течение года | Старший воспитатель |
«Двигательная активность детей в учреждении дошкольного образования» | Инструктор по физической культуре |
Работа с детьми |
Проведение физкультурных занятий на свежем воздухе во время прогулок, утренних гимнастик; гимнастик после сна в сочетании с воздушными ваннами, гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики; хождение по массажным коврикам; освоение навыков самомассажа. | В течение года | Педагоги |
Беседы, занятия, просмотр фильмов, чтение художественной литературы | В течение года |
Профилактика нарушения осанки, плоскостопия | В течение года |
Игровая программа «Мы здоровыми растем» | Октябрь | Инструктор по физической культуре |
День психического здоровья | 9 октября | Педагог - психолог |
Физкультурный досуг «Физкульт- Ура!» | Ноябрь | Инструктор по физической культуре |
Флешмоб «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни» | Ноябрь | Педагоги |
Спортивный досуг «Здравствуй, гостья зима» | Декабрь | Инструктор по физической культуре |
Всемирный день борьбы со СПИДом | 1 декабря | Педагоги |
Физкультурный досуг «Олимпийские игры» | Январь | Инструктор по физической культуре |
Выставка совместных рисунков «Мы за здоровый образ жизни» | Апрель | Педагоги |
Всемирный день здоровья | 7 апреля | Инструктор по физической культуре |
Развлечение «Будем мы здоровыми, будем мы веселыми» | Май |
Работа с родителями |
Папка – передвижка «Влияние взаимоотношений взрослых в семье на эмоциональное для благополучие ребенка». | В течение года | Педагоги |
«Подвижная игра в жизни ребенка» | Инструктор по физической культуре |
Памятки, буклеты «Я за здоровый образ жизни», «Профилактика зимнего травматизма» | Педагоги |
«Психологическое здоровье дошкольника» | Педагог - психолог |
Экологическое воспитание
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Работа с педагогами |
Консультация «Формы работы по экологическому воспитанию» | Сентябрь | Старший воспитатель |
Консультация «Психолого-педагогические условия развития познавательной активности дошкольников». | В течение года | Старший воспитатель |
Контроль организации работы с детьми по экологическому воспитанию. |
Работа с детьми |
Беседы, занятия, просмотр фильмов, чтение художественной литературы, игры, прослушивание музыкальных произведений, просмотр презентаций, участие детей в проектной деятельности, Виртуальные экскурсии с детьми «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» | В течение года | Педагоги |
Акция «Подарим книге вторую жизнь – спасем одно дерево» | В течение года |
Решение проблемных ситуаций: «что было бы если…» (вырубили лес, исчезли насекомые, не прилетели птицы, не было бы воды) | В течение года |
Тематическая неделя «Природа и я – верные друзья» | Октябрь |
Синичкин день – день встречи зимующих птиц | 12 ноября |
Экологическая акция « Оставьте елочку в лесу, а дома сделайте свою» | Декабрь |
Экологическая акция «Поможем птицам» (изготовление кормушек) | Январь |
Всемирный день Земли | 21 марта |
Конкурс экологических плакатов «Давайте будем беречь планету!» ко Дню земли. | 30 марта |
Викторина «Животные Урала» | Апрель |
Выставка рисунков «Прикоснуться к природе всем сердцем» | Май |
Работа с родителями |
Папка – передвижка «Экологическое воспитание, как средство формирования личности» | В течение года | Педагоги |
Участие в субботнике «Каждую соринку – в корзинку». |
Воспитание культуры безопасного поведения
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Работа с педагогами |
Консультация «Приоритетные направления работы» | Сентябрь | Старший воспитатель |
Работа с детьми |
Беседы, занятия, просмотр фильмов, чтение художественной литературы, игры, прослушивание музыкальных произведений, просмотр презентаций, участие детей в проектной деятельности | В течение года | Педагоги |
Учебные тренировки по эвакуации | Сентябрь, май |
«С огнем играть опасно – это всем должно быть ясно!» | Октябрь |
Игра – КВН «Лучший пешеход» | Январь |
Спортивная игра «Запрещается – разрешается» | Февраль |
Развлечение «Каждый маленький ребенок это должен знать с пеленок» | Март |
КВН «Опасность дома» | Апрель |
Досуг «При пожаре не зевай, огонь водою заливай» | Май |
Моделирование ситуаций «Не ходи с чужими людьми и не разговаривай с ними», «Я потерялся», «Как вести себя, если вы обнаружили подозрительный предмет?». | В течение года |
Викторина: «В мире электроприборов |
Работа с родителями |
«Безопасность детей - забота взрослых» | В течение года | Педагоги |
Оформление информационного пространства в приемных помещениях групп для родителей о пожарной безопасности; дорожной безопасности; антитеррористической безопасности |
«Что читать детям о безопасности» |
«Осторожно! Тонкий лед» изготовление буклетов и памяток |