СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планеты солнечной системы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планеты солнечной системы

Просмотр содержимого документа
«Планеты солнечной системы»

Ход урока

I. Мотивация (2 минуты)

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Учитель предлагает послушать легенду:

«Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой (учитель рисует круги на доске).

«Твои желания, - это маленький круг, а мои – большой. Но всё, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».

Учитель: Ребята, что нужно сделать, чтобы круг ваших знаний стал шире? ( ответы учащихся: узнать что-то новое).

II. Актуализация знаний (3 минуты)

Цель: организовать актуализацию знаний:

Каждая группа должна ответив на 5 вопросов тестового характера.

  1. Сколько планет входят в состав Солнечной системы?

А) 5; М) 6; З) 9; Е) 12

  1. Расстояние от Земли до Солнца

Е) 150 млн. км; А) 140 млн. км; В) 250 млн. км; Т) 600 млн. км

  1. Длина экватора равна

М) 40 тыс. км; О) 50 тыс. км; а) 30 тыс.км; Л)25 тыс. км

4. За какой период времени Земля совершает полный оборот вокруг своей оси?

Р) за один год; А) за месяц; Л) за сутки; Ю) за один час

5. За какой период времени земля совершает полный оборот двигаясь по своей орбите

А) за 24 часа; Я) за 365 дней; П) за месяц; Д) за сезон

Ответив правильно, определяют тему урока из сложенных букв.

1

2

3

4

5

З

Е

М

Л

Я

III. Сообщение темы и целей урока.

Сообщение темы, цели урока;

Посмотрите, вы хорошо ответили на поставленные перед вами вопросы, значит, у вас хорошие знания о нашей планете Земля.

- Ребята, а вы когда-нибудь задумывались о строении Земли? (да /нет).

- А кто-нибудь знает, что находится внутри Земли? (ответы)

- Кто-нибудь догадался, какую тему урока нам сегодня предстоит изучить?

Учитель предлагает детям назвать тему сегодняшнего урока (ответы учеников). Уточняет тему урока. «Земля и ее внутрение строение»

Ведет диалог с учащимися:

1. Как же удалось людям составить представление о строении Земли?

2. Для чего нужно знать внутреннее строение Земли?

3. Какие источники информации мы будем использовать?

Формулирует вместе с учащимися задачи урока:

Изучить понятия: литосфера, земная кора, горные породы. Изучить состав литосферы, внутреннее строение Земли. Создать представление о значении изучения земной коры человеком. Научиться работать с физической картой полушарий, физической картой России, добывать знания из различных источников географической информации.

Чтобы наш урок не прошел бесследно, мы должны поставить цель.

Ученики записывают в тетрадях цель урока (моя цель…).

Зачитать несколько целей вслух.

Как вы думаете, в каких случаях цель будет достигнута? (слушать, отвечать, работать)

IV. Изучение нового материала. (Слайд 5)

- Вам уже известно, что наша Земля – это планета, маленькая частичка в огромной Вселенной. Изучая нашу планету в целом, ученые давно выделили ряд присущих ей оболочек.

- Какие оболочки Земли вы уже изучали в курсе начальной школы? (воздушная, каменная, водная, живая оболочка Земли)

- Главной особенностью строения Земли является то, что она состоит из нескольких вложенных друг в друга оболочек, т. е. геосфер (от греч. «гео» - Земля, «сфера» - шар)

- Итак мы с вами узнали, что Земля состоит из нескольких геосфер. Посмотрите в учебники на странице 43 какие существуют геосферы.

- А теперь составим самостоятельно простой кластер (схему) «Геосферы Земли» используя учебный материал (схема на доске и в тетради) (Слайд 6)


Г ЕОСФЕРЫ


литосфера биосфера

(земная кора; от (область Земли, где

греч. «литос» - «камень») развивается жизнь;

«биос» - «жизнь»)

гидросфера атмосфера

(водная оболочка Земли; (воздушная оболочка

от греч. «гидро» - «вода») Земли; от греч.

«атмос» - «пар»)



- Невозможно познать Землю, не изучив её оболочек. Первая оболочка, которую мы будем изучать – это литосфера. (Слайд 7)

- Как мы с вами уже рассмотрели, литосферой называется твердая каменистая оболочка Земли. Именно благодаря знаниям об этой геосфере, мы и узнаем о внутреннем строении Земли.

- О том, что находится внутри Земли, мы знаем ещё довольно мало.

- Ребята, как вы думаете, что в глубинах? Зачем людям знать о внутреннем строении Земли?

1. Работа со слайдом «Внутреннее строение Земли» (Слайд 8)

Рассмотрим схему внутреннего строения Земли.

Земля состоит из:

- Ядра

- Мантии

- Земной коры(Слайд 9)

- Сегодня я предлагаю отправиться в подземное путешествие. Постепенно углубляясь в недра Земли, мы будем знакомиться с её внутренним строением. Свои данные наблюдений необходимо заносить в таблицу, которые будут оцениваться в индивидуальном порядке. Но для этого путешествия нам понадобятся проводники.

- Ребята, не забывайте фиксировать данные, а то когда вернемся на поверхность Земли, вы забудете, что есть внутри неё.

- Итак, я предоставляю слово первому проводнику.

2. Сообщения детей.


Земная кора

Мантия

Ядро

Размеры

5 – 75 км

2900 км

3500 км

Составные части

материковая

океаническая

верхняя мантия

нижняя мантия

внешнее ядро

внутреннее ядро

Состояние

твердая

особое (вязкое)

внешнее – жидкое

внутреннее – твердое

Температура

небольшая, с глубиной повышается на 3° на каждые 100 м

высокая –

2000° С

очень высокая –

2000° – 5000° С

Способы изучения

наблюдение, дистанционный (с космоса), бурение скважин

геофизические

сейсмология

_________

Сообщение учащихся


Ядро (Слайд 10)

Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница ядра находится на глубине 2 900 км.

А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5 100 км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1,3 млн атмосфер. А в центре достигает 3 млн атмосфер. Температура здесь может превышать 10 000 С. Каждый кубический см вещества земного ядра весит 12 – 14 г.

Очевидно, вещество внешнего ядра включает относительно легкий элемент, скорее всего серу.

Раньше считали, что ядро Земли гладкое, почти как пушечное ядро. Но оказалось, что перепады «границы» достигают 260 км. (Слайд 11)


Мантия (Слайд 12)

Под корой на глубинах от 30-50 до 2 900 км расположена мантия Земли. Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород богатых магнием и железом.

Мантия занимает до 82 % объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю. Первая залегает ниже земной коры до глубины 670 км. Быстрое падение давления в верхней части мантии и высокая температура приводят к плавлению её вещества.

На глубине от 400 км под материками и 10-150 км под океанами, то есть в верхней мантии, был обнаружен слой, где сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Этот слой назвали астеносферой (от греч. «астенес» - слабый). Здесь доля расплава составляет 1-3 %, более пластичная, чем остальная мантия, астеносфера служит «смазкой», по которой перемещаются жесткие литосферные плиты. По сравнению с породами, слагающими земную кору, породы мантии отличаются большой плотностью и скорость распространения сейсмических волн в них заметно выше.

В самом «подвале» нижней мантии – на глубине 1 000 км и до поверхности ядра – плотность постепенно увеличивается. Из чего состоит нижняя мантия, пока остается загадкой. (Слайд 13)


Земная кора (Слайд 14)

Земная кора в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75 км над горными массивами Памира, Тибета, Гималаев. Несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.

Верхние её горизонты довольно хорошо изучены при помощи бурения скважин. Самая глубокая скважина имеет глубину всего 15 км, которая находиться на Кольском полуострове. По сравнению с размерами Земли, эта величина очень ничтожна. Но, не смотря на то, что вглубь Земли человек проник всего на несколько километров, кое-какие сведения о внутреннем строении ученые получили с помощью геофизических методов. Геофизики на поверхности или на некоторой глубине от поверхности производят взрывы. Специальные, очень чуткие, приборы записывают, с какой скоростью распространяются колебания внутри Земли. Итак, геофизики установили, что до глубины в среднем 30 км земной шар состоит из толщи песка, известняка, гранита и других пород, встречающихся на Земле.

С глубиной в земной коре изменяется и температура. Температура верхнего слоя литосферы изменяется по сезонам года. Ниже этого слоя до глубины около 1 000 метров наблюдается закономерность: на каждые 100 м глубины температура земной коры возрастает в среднем на 3 С.

Строение и состав земной коры под океанами и на континентах очень сильно различаются. Поэтому и принято выделять два основных типа земной коры – океаническую и континентальную.


Учитель: Спасибо! Молодцы!


Физкультминутка. (Слайд 15)

Лети-лети лепесток,

Через Запад на Восток,

Через север через юг,

Возвращайся сделав круг.

Лишь коснешся ты Земли -

Быть по моему вели:

«Вели, чтобы мои ученики сели за парты!»


Далее проводится проверка заполнения таблицы. (Слайд 16)


V. Первичное закрепление

- Что вам напоминает внутреннее строение Земли, какой предмет? (Слайд 17 )

- Землю по её внутреннему строению иногда сравнивают с куриным яйцом. Что хотят показать этим сравнением? (Образно выражаясь, земной шар можно представить в виде куриного яйца, сваренного всмятку и приплюснутого с полюсов. Тогда желток будет изображать ядро Земли. Следующая оболочка, расположенная над ядром, напоминает белок в вареном яйце. Это мантия Земли. Она пластична и может деформироваться, не создавая трещин.

Скорлупа же яйца - это, в нашем представлении, относительно тонкая, твердая и значительно охлажденная литосфера. Внешняя ее часть называется земной корой).


VI. Самостоятельная работа. Введение представления о материковой и океанической земной коре. (Слайды 18, 19)

- Ребята, теперь пользуясь учебником и рисунком слайда, заполним следующую таблицу «Виды земной коры»


Вид земной коры

Толщина

Состав (слои)

океаническая

3 – 7 км

осадочный

базальтовый

материковая

средняя мощность 35 – 40 км, а в области гор достигает 70 – 75 км.

осадочный

гранитный

базальтовый


Далее проводится проверка заполнения таблицы (проверка с места). (Слайды 20, 21)

Способы изучения земных глубин. (Слайд 22 )

Земная кора – источник разнообразных полезных ископаемых. С давних пор геологи изучают обнажения горных пород, т. е. места, где видны коренные горные породы (обрывы, склоны гор, крутые берега). В некоторых местах бурят скважины. Самая глубокая скважина (15 км) пробурена на Кольском полуострове. (Слайд 23). Шахты тоже помогают изучить строение земной коры, которые роют для добычи полезных ископаемых. Из скважин и шахт извлекают образцы горных пород, по которым узнают об их происхождении, составе и строении. Все эти методы позволяют исследовать только верхнюю часть земной коры и лишь на суше. (Слайды 24, 25) . Гораздо глубже проникнуть позволяет наука геофизика, а познать глубокие недра в наше время позволяет сейсмология – наука о землетрясениях. (Слайд 26 ). В последнее время для изучения земной коры используется информация, поступающая со спутников из космоса.





VIII. Итог урока (Слайд 30)

- Для закрепления, давайте найдем соответствие соответствия.

I вариант

II вариант

  1. Океаническая земная кора

  2. Мантия

  1. Материковая земная кора

  2. Ядро

а) состоит из гранита, базальта и осадочных пород;

б) температура 2 000 С, состояние вязкое, ближе к твердому;

в) толщина слоя 3 – 7 км;

г) температура от 2 000 до 5 000 С, твердое, состоит из двух слоев.

(Слайд 31)

Ответ:

  1. – в; 2 – б; 1 – а; 2 – г.


V. Рефлексия .

1. Игра «Эрудит»

Расскажи о литосфере как можно больше, но разрешается говорить только по одному предложению, начиная со слов: «Я знаю, что…». Нельзя повторяться и делать паузу между ответами соперников более 5 сек.

Я знаю, что литосфера – это оболочка Земли.

Я знаю, что литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии.

Я знаю, что литосфера - объединяет внутренние и внешние оболочки Земли.

Я знаю, что литосфера – каменная оболочка Земли.

Я знаю, что земная кора делится на материковую и океаническую.



Объявление учителем оценок за урок:

 - за сообщения учащихся; 
- за лучшие устные ответы; 
- за работу по заданиям.



VI. Домашнее задание(Слайд 33)

 14 , р.т. задание 1, 2, стр. 55