СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планеты солнечной системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие внеурочной деятельности  "Мир опытов и эксперементов"

Просмотр содержимого документа
«Планеты солнечной системы»

СОЛНЦЕ. ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Задачи:

1 Дать элементарные представления о строении солнечной системы, звёздах и планетах,

2 Пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия,

3 Формировать у детей опытным путём элементарные понятия о законах космоса,

4 Формировать умение делать выводы по результатам опытов.

Планируемые результаты

Объяснять, что такое солнце; называть планеты Солнечной системы;

объяснять, почему планеты вращаются вокруг Солнца; объяснять, как за-

висит температура на планете в зависимости от близости к солнцу; выполнять из пластилина модель Солнечной системы.

Оборудование к занятию: рабочая тетрадь.

Для опыта 1: 8 шариков, нитки, две длинные палочки (можно пластмассовые), пластилин для скрепления.

Для опыта 2: настольная лампа, линейка, термометр.

Для задания 4: пластилин, чёрный картон.

Содержание занятия

I. Беседа и экспериментирование

Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом.

Космос называют и другим словом – Вселенная. Вселенная – это весь мир. Всё,что нас окружает со всех сторон.

Слайд 2

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (Солнце)

Слайд 3

Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Диаметр Солнца превышает миллион километров. Даже взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры.

Солнце – это очень большая звезда, которая находится в самом центре Солнечной системы. Солнце излучает тепло и свет, и без него жизнь на нашей планете невозможна. Мы видим и считаем Солнце желтым, но оказывается, что эта звезда белого цвета.

Работа в рабочей тетради.

Задание 1

Солнце — самая важная для людей звезда, которая обеспечивает и поддерживает жизнь на планете Земля.

Слайд 4

Вокруг солнца вращаются все планеты, их спутники, а также кометы и метеориты.

Ученые предполагают, что Солнечная система возникла примерно

4,5-5 млрд. лет назад из газово-пылевого облака.

Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Звезды состоят из раскаленных газов, планеты – из твердых, жидких частиц и газов.)

Солнце в миллион раз больше Земли. Среднее расстояние от Земли до Солнца – 149,6 млн. км. Световой луч доходит до Земли за 8 минут.

Светило Солнечной системы невероятно горячее. На его поверхности температура 6000°С, а в центре – более 15 млн. градусов.

Слайд 5

Планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты.

Слайд 6

К первой группе относят Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Все они намного меньше по размерам, чем планеты-гиганты.

Слайд 7

Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.

Слайд 8

Венера- вторая от Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе.

Слайд 9

Земля – третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.

Слайд 10

Марс – четвёртая планета Солнечной системы. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут агадочные существа – марсиане.

 

Работа в рабочей тетради.

Задание 2 (а).

Подпишите названия планет, используя слова для справок.

Слайд 11

В группу планет-гигантов входят Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Это очень крупные планеты, которые во много раз больше планет земной группы. Состоят эти планеты преимущественно из газов и не имеют твердых поверхностей. Каждая из планет-гигантов окружена атмосферой, состоящей в основном из водорода.

Слайд 12

Юпитер – пятая и самая большая планета Солнечной системы. Она так велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из гaзooбpaзнoгo и жидкoгo вoдopoдa, a тaкжe изo льдa, кaмня и мeтaллoв.

Слайд 13

Сатурн – шестая планета Солнечной системы – как и Юпитер состоит из гaзooбpaзнoгo и жидкoгo вoдopoдa, a тaкжe изo льдa, кaмня и мeтaллoв. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Слайд 14

Уран – седьмая и единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета.

Слайд 15

Нептун – восьмая планета, её можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе.

Работа в рабочей тетради.

Задание 2 (б).

Подпишите названия планет, используя слова для справок.

Слайд 16

Работа в рабочей тетради.

Задание 2 (в).

Проведите линии от названий планет к их изображению.У каждой планеты есть своя орбита, по которой она движется вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца называется год. На Земле он длится 365 дней. На планетах, которые находятся ближе к Солнцу, год

длится меньше, а на тех которые дальше полный оборот может составлять несколько земных лет.

У каждой планеты есть собственный путь.

Вокруг Солнца вращаются наши

планеты.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

По-разному все они солнцем согреты.

Опыт 1

Подумайте, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.

1 Прикрепите 8 шариков на нитках к палочкам, соединённым вместе. Расположите шарики так, как показано на рисунке.

2 Вращайте палочки.

Что происходит? Все планеты летят по кругу. Если вращение остановить, то и планеты остановятся.

Вывод. Существует невидимая сила, которая заставляет планеты вращаться вокруг Солнца. Она называется силой земного притяжения. Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, составляют Солнечную систему. Солнце притягивает планеты, и эта сила притяжения удерживает планеты так, как будто они привязаны на веревочке.

Работа в рабочей тетради.

Задание 3 (2).

Опыт 2

Проверьте, как зависит температура на планете от близости к Солнцу.

1 Представим, что лампа – это Солнце. Давайте посмотрим, как лучи солнца влияют на температуру планет. Включаем лампу.

2 Определите количество градусов и заполни таблицу.

Что можно сказать о температуре на планетах? (На дальней меньше, на ближней больше.)

От чего зависит температура на планетах? (От того, на каком расстоянии расположена планета от Солнца)

Что происходит с лучами Солнца, пока они долетят до дальней планеты?)

Вывод: чем дальше планета от Солнца, тем меньше солнечных лучей до неё доходит, значит, и тепла эта планета получает меньше.

Работа в рабочей тетради.

Задание 4

Выполните модель солнечной системы из пластилина.

II. Рефлексия.

Что нового вы узнали?

Сколько загадок космоса мы попытались сегодня с вами разгадать! А как много ещё космических загадок и законов осталось не разгаданными!

III. Оценивание.

Какое из заданий вам показалось наиболее трудным? Закрасьте кружок с номером задания красным цветом.

С каким заданием вы легко справились, выполнили самостоятельно?

Закрасьте кружок с номером задания зелёным цветом.

Какое задание вы выполнили с помощью соседа по парте или учителя? Закрасьте кружок с номером задания жёлтым цветом.

IV. Домашнее задание (по желанию). Можно снять видео или сделать фотографию с помощью фотокамеры на телефоне, выполнить рисунок.

Рабочая тетрадь

Вопрос для размышления.

Почему Марс называют красной планетой?

Ответы.

Марс пpиoбpeтaeт красный цвет из-зa тoнкoгo cлoя pжaвчины,пoкpывaющего вcю плaнeту.

Ржавчина – это просто пыль. Эта пыль поднимается ветром и пере-

носится на большие расстояния. Пыль хорошо отражает красную часть

спектра и поэтому Марс красная планета.