СОЛНЦЕ. ПЛАНЕТЫ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
Задачи:
1 Дать элементарные представления о строении солнечной системы, звёздах и планетах,
2 Пробуждать интерес к познанию космоса, развивать желание совершать открытия,
3 Формировать у детей опытным путём элементарные понятия о законах космоса,
4 Формировать умение делать выводы по результатам опытов.
Планируемые результаты
Объяснять, что такое солнце; называть планеты Солнечной системы;
объяснять, почему планеты вращаются вокруг Солнца; объяснять, как за-
висит температура на планете в зависимости от близости к солнцу; выполнять из пластилина модель Солнечной системы.
Оборудование к занятию: рабочая тетрадь.
Для опыта 1: 8 шариков, нитки, две длинные палочки (можно пластмассовые), пластилин для скрепления.
Для опыта 2: настольная лампа, линейка, термометр.
Для задания 4: пластилин, чёрный картон.
Содержание занятия
I. Беседа и экспериментирование
Весь необъятный мир, который находится за пределами Земли, называют космосом.
Космос называют и другим словом – Вселенная. Вселенная – это весь мир. Всё,что нас окружает со всех сторон.
Слайд 2
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
Слайд 3
Солнце это громадный шар из раскалённых газов. Размеры нашего светила просто огромны. Диаметр Солнца превышает миллион километров. Даже взрослым трудно представить и осмыслить такие размеры.
Солнце – это очень большая звезда, которая находится в самом центре Солнечной системы. Солнце излучает тепло и свет, и без него жизнь на нашей планете невозможна. Мы видим и считаем Солнце желтым, но оказывается, что эта звезда белого цвета.
Работа в рабочей тетради.
Задание 1
Солнце — самая важная для людей звезда, которая обеспечивает и поддерживает жизнь на планете Земля.
Слайд 4
Вокруг солнца вращаются все планеты, их спутники, а также кометы и метеориты.
Ученые предполагают, что Солнечная система возникла примерно
4,5-5 млрд. лет назад из газово-пылевого облака.
Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Звезды состоят из раскаленных газов, планеты – из твердых, жидких частиц и газов.)
Солнце в миллион раз больше Земли. Среднее расстояние от Земли до Солнца – 149,6 млн. км. Световой луч доходит до Земли за 8 минут.
Светило Солнечной системы невероятно горячее. На его поверхности температура 6000°С, а в центре – более 15 млн. градусов.
Слайд 5
Планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты-гиганты.
Слайд 6
К первой группе относят Меркурий, Венеру, Землю, Марс. Все они намного меньше по размерам, чем планеты-гиганты.
Слайд 7
Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды, ни воздуха.
Слайд 8
Венера- вторая от Солнца планета. Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе.
Слайд 9
Земля – третья от Солнца планета. Планета находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.
Слайд 10
Марс – четвёртая планета Солнечной системы. Марс – единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут агадочные существа – марсиане.
Работа в рабочей тетради.
Задание 2 (а).
Подпишите названия планет, используя слова для справок.
Слайд 11
В группу планет-гигантов входят Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Это очень крупные планеты, которые во много раз больше планет земной группы. Состоят эти планеты преимущественно из газов и не имеют твердых поверхностей. Каждая из планет-гигантов окружена атмосферой, состоящей в основном из водорода.
Слайд 12
Юпитер – пятая и самая большая планета Солнечной системы. Она так велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из гaзooбpaзнoгo и жидкoгo вoдopoдa, a тaкжe изo льдa, кaмня и мeтaллoв.
Слайд 13
Сатурн – шестая планета Солнечной системы – как и Юпитер состоит из гaзooбpaзнoгo и жидкoгo вoдopoдa, a тaкжe изo льдa, кaмня и мeтaллoв. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.
Слайд 14
Уран – седьмая и единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета.
Слайд 15
Нептун – восьмая планета, её можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе.
Работа в рабочей тетради.
Задание 2 (б).
Подпишите названия планет, используя слова для справок.
Слайд 16
Работа в рабочей тетради.
Задание 2 (в).
Проведите линии от названий планет к их изображению.У каждой планеты есть своя орбита, по которой она движется вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца называется год. На Земле он длится 365 дней. На планетах, которые находятся ближе к Солнцу, год
длится меньше, а на тех которые дальше полный оборот может составлять несколько земных лет.
У каждой планеты есть собственный путь.
Вокруг Солнца вращаются наши
планеты.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
По-разному все они солнцем согреты.
Опыт 1
Подумайте, почему все планеты вращаются вокруг Солнца.
1 Прикрепите 8 шариков на нитках к палочкам, соединённым вместе. Расположите шарики так, как показано на рисунке.
2 Вращайте палочки.
Что происходит? Все планеты летят по кругу. Если вращение остановить, то и планеты остановятся.
Вывод. Существует невидимая сила, которая заставляет планеты вращаться вокруг Солнца. Она называется силой земного притяжения. Планеты, вращающиеся вокруг Солнца, составляют Солнечную систему. Солнце притягивает планеты, и эта сила притяжения удерживает планеты так, как будто они привязаны на веревочке.
Работа в рабочей тетради.
Задание 3 (2).
Опыт 2
Проверьте, как зависит температура на планете от близости к Солнцу.
1 Представим, что лампа – это Солнце. Давайте посмотрим, как лучи солнца влияют на температуру планет. Включаем лампу.
2 Определите количество градусов и заполни таблицу.
Что можно сказать о температуре на планетах? (На дальней меньше, на ближней больше.)
От чего зависит температура на планетах? (От того, на каком расстоянии расположена планета от Солнца)
Что происходит с лучами Солнца, пока они долетят до дальней планеты?)
Вывод: чем дальше планета от Солнца, тем меньше солнечных лучей до неё доходит, значит, и тепла эта планета получает меньше.
Работа в рабочей тетради.
Задание 4
Выполните модель солнечной системы из пластилина.
II. Рефлексия.
Что нового вы узнали?
Сколько загадок космоса мы попытались сегодня с вами разгадать! А как много ещё космических загадок и законов осталось не разгаданными!
III. Оценивание.
Какое из заданий вам показалось наиболее трудным? Закрасьте кружок с номером задания красным цветом.
С каким заданием вы легко справились, выполнили самостоятельно?
Закрасьте кружок с номером задания зелёным цветом.
Какое задание вы выполнили с помощью соседа по парте или учителя? Закрасьте кружок с номером задания жёлтым цветом.
IV. Домашнее задание (по желанию). Можно снять видео или сделать фотографию с помощью фотокамеры на телефоне, выполнить рисунок.
Рабочая тетрадь
Вопрос для размышления.
Почему Марс называют красной планетой?
Ответы.
Марс пpиoбpeтaeт красный цвет из-зa тoнкoгo cлoя pжaвчины,пoкpывaющего вcю плaнeту.
Ржавчина – это просто пыль. Эта пыль поднимается ветром и пере-
носится на большие расстояния. Пыль хорошо отражает красную часть
спектра и поэтому Марс красная планета.