V. Работа по теме урока (К) – Отгадайте загадку: Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост – И поднимется до звезд. (Ракета) - Правильно, это ракета. Сегодня мы совершим с вами путешествие в космос на ракете. (К) Работа с электронным приложением. Слайд «Изучи». – Давайте внимательно посмотрим на ночное звездное небо. – Меняется ли звездное небо? Что изменилось? (На звездном небе есть светящиеся кружочки, которые непрерывно меняют свое место на небе.) – Что это за небесные тела? (Это планеты) – Планеты – остывшие небесные тела, как же мы их видим? (Они светят не своим, а отраженным солнечным светом.) - Ребята, давайте вспомним, что такое Солнце. Слайд «Солнце». - Игра «Что нам дарит Солнышко?» - Давайте вспомним, что Солнце дарит земле. (Выбирают подходящие лучики и прикрепляют к Солнышку) - Что случилось бы, если бы вдруг исчезло солнце? (ФО) - Оцените себя. (Самооценивание) - Обратите внимание на слайд. Рассмотрите расположение планет вокруг Солнца. Перечислите их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) - В какой последовательности вы назвали планеты? (В порядке удаления их от Солнца) - Рассмотрите Солнечную систему и назовите самую большую планету, самую маленькую, планеты-соседи. (Г) Проблемный вопрос - На какие группы можно разделить все планеты? (Большие планеты и маленькие планеты) - На самом деле планеты делятся на 2 группы: планеты земной группы - Меркурий, Уран, Земля и Марс, и планеты-гиганты – Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. - У каждой из планет земной группы мало спутников или они отсутствуют, нет системы колец. У них твёрдая поверхность. Эти планеты расположены достаточно близко к Солнцу. - Все планеты-гиганты не имеют твёрдых поверхностей, находятся очень далеко от Солнца, имеют большие размеры и массы. (Д, К) Исследование «Как движутся планеты?» - Проведите исследование, как движутся планеты и скажите, какая планета делает оборот вокруг Солнца быстрее? Почему? (Меркурий, т.к. ближе находится к Солнцу) - Как вы думаете, какая планета получает меньше тепла и света? Почему? (Нептун, т.к. самая дальняя планета от Солнца) (К) Проблемный вопрос. - Предположите, почему планеты не сталкиваются. (Гипотезы детей.) - Откройте учебники стр.53 и прочитайте сообщение Всезнамуса. – Вот мы и узнали, что вокруг Солнца вращаются планеты. У каждой свой путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет считалка: На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. Меркурий – раз, Венера – два-с, Три – Земля, Четыре – Марс. Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, Восьмой – Нептун. (А. Усачев) (Г) Игра «Планеты, стройся!» слайд «Расставь планеты по местам» Учитель зачитывает дополнительно названия планет на казахском языке. (ФО) – Оцените себя. Самооценивание (И) Работа в Научном дневничке. - Задание 1. Найди и обведи схему Солнечной системы. - Задание 3. Определите, в каком порядке планеты располагаются от Солнца. Обведите правильный ответ. (ФО) Взаимооценивание. (К) Знакомство с информацией о Плутоне. Комментарии педагога. После открытия в 1930 г. американским астрономом К.У. Томбо планеты Плутон (которую в 2006 году исключили из списка планет из-за маленького размера) казалось, что перепись планет Солнечной системы завершена. Однако совсем недавно появилось сообщение о том, что американский астроном Роберт Мак Миллан открыл новое космическое тело, которое может являться новой планетой Солнечной системы. (Г) Создание модели. - Рассмотрите и сравните размеры планет. Создайте фруктово-овощную модель Солнечной системы. (ФО) Самооценивание |