СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование 6 класс литература

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

История человечества в произведениях литературы. Былины – богатырский эпос русского народа.

Просмотр содержимого документа
«Планирование 6 класс литература»

урока

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Домашнее задание

дата

По плану

факт

1

Введение . Читатель и герой прочитанных книг.

Урок изучения нового материала урок- беседа

Герой художественного произведения как главное действующее лицо сюжета Подросток- герой художественных произведений Представления учащихся об отрочестве Знаменитые писатели и великие люди в отрочестве: их жизнь, попытки творчества

Вопросы и задания( стр4)



2-3

Былины – богатырский эпос русского народа . Былина « На заставе богатырской» Теория .Герой былины Портрет героя былины

Урок изучения нового материала урок- беседа

Далёкое прошлое человечества. История человечества в произведениях литературы. Былины – богатырский эпос русского народа. Отличие былины от сказки. Особенности исполнения былин (сказывание).Сказители былин. Комментированное чтение былины » На заставе богатырской». Герои былины Илья Муромец, Добрыня Никитич ,Алёша Попович. Характеристика героев. Значение образа коня Ильи Муромца. Противостояние Ильи и нахвальщика. Особенности композиции(построения) былины(зачин,повторы,диалог,концовка).Изобразительно-выразительные средства ,их роль в былине. Роль деталей в тексте. Словарная работа. Репродукция картин И.Я. Билибина »Илья Муромец и Соловей-разбойник»,В.м.Васнецова»После побоища Игоря Святославича с половцами»(цветная вклейка учебника)

Выразительное чтение, вопросы и задания 5 первого уровня,1-3 второго уровня,1-4 третьего уровня (стр.13)



4

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Урок изучения нового материала урок- беседа

Сюжет и герои былины «Три поездки Ильи Муромца»

Выразительное чтение, вопросы и задания



5-6

А.Н.Островский .Весенняя сказка»Снегурочка» (сцены).

Урок изучения нового материала

Слово об А.Н.Островском. А.н.Островский как создатель русского национального театра. Портрет драматурга работы В.Г.Перова(цветная вклейка учебника)Пьеса «Снегурочка»-весенняя сказка, по определению автора. Развитие понятия о драматическом произведении. История создания пьесы её театральная жизнь. Сюжет и герои пьесы-сказки. Время и место действия. Фольклорная основа пьесы. Комментированное чтение.

Вопросы и задания(стр.24-25)



7

. Герои пьесы –сказки »Снегурочка»

Урок изучения нового материала урок- беседа

Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы. Главная черта Снегурочки, её отличие от людей. Группы персонажей :сказочные герои, мифологические герои, обыкновенные люди, действующие лица, воплощающие природные силы и стихии, образы, связанные с атмосферой народного праздника ,веселья. Характеристика Леля, Купавы, Мизгиря Бобыля и Бобылихи ,Берендея. Обучение выразительному чтению по ролям. Словарная работа

Вопросы и задания



8

Художественные особенности пьесы –сказки А.Н.Островского »Снегурочка».

урок-практикум

Композиция пьесы ,её кульминация. Анализ явления второго действия четвёртого .главный смысл пьесы-сказки в словах Весны(пролог):»На свете всё живое должно любить» Философская глубина этих слов. Изобразительно- выразительные средства ,их роль в пьесе . Роль деталей в пьесе. Смысл финала пьесы- сказки. Выразительное чтение по ролям. Словарная работа.

Выразительное чтение по ролям ,вопросы и задания(стр.37)



9

Снегурочка» А.Н.Островского в русском искусстве.

Урок развития речи

Пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» в музыкальном искусстве. Прослушивание фрагмента оперы Н.А.Римского-Корсакова и, её эстетическое совершенство. Экранизация пьесы, просмотр и обсуждение фрагментов. Фольклорная сказка «Снегурочка» и пьеса А.Н.Островского . Репродукции картин В.М.Васнецова»Снегурочка и Лель»(цветная вклейка учебника). Рисунки учащихся к пьесе- сказке.




10

Мир вещей далёкого прошлого

Урок-беседа.

Приметы времени в материальной культуре человечества. Влияние места расположения архитектуры зданий на облик населённого пункта. Детали быта, обихода ,описанные в произведениях о далёком прошлом. Понятие Об интерьере. Приметы времени на иллюстрациях к фольклорным произведениям. Словарная работа.

Вопросы и задания(стр.44)



11

Тестовая работа

Контроль знаний.





12






Литература 19 века. Всё начинается с детства. И.А.Крылов «Два мальчика». Жадность и неблагодарность героя басни. Теория. Басня.

Урок-беседа

Литература 19 века .Слово об И.А.Крылове. Портрет баснописца работы .П.Брюлова (цветная вклейка учебника). Повторное изучение о жанре басни. Чтение наизусть басен И.А.Крылова. Художественная и нравственная ценность басен. Сюжет и композиция басни «Два мальчика» Школа жизни подростка в басне. Федюша и Сеня как герои , представляющие два типа поведения. Осуждение эгоизма и отсутствия чувства благодарности у Федюши. Развитие понятий о морали, об аллегории, иносказании. Иллюстрация Е.М.Бём к басне «Два мальчика» (цветная вклейка учебника)

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания первого и второго уровня.




13






И.А.Крылов» Волк и ягнёнок». Историческая подоплёка басни.

Комбинированный урок

Сюжет, композиция, герои басни «Волк и ягнёнок». Мораль взаимоотношений сильного и слабого в мире людей и зверей. Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана в басне. Противопоставление героев басни. Особенности лексики Волка и Ягнёнка. Суровые уроки басен И.А.Крылова, их мораль. Басни И.А.Крылова в восприятии юного читателя. Афористичность басен И.А. Крылова. Изобразительно-выразительные средства, их роль в баснях . Осмеяние в баснях пороков :неблагодарности ,хитрости, наглости, самоуверенности, покорности и т. д. Выразительное чтение и элементы анализа басен. Иллюстрация Е.М.Рачева к басне «Волк и Ягнёнок»

Выразительное чтение наизусть, элементы анализа текста, вопросы и задания первого и второго уровня.



14

Обобщающий урок по басням И.А.Крылова

Урок-конкурс

Инсценирование басен ИА..Крылова. Викторина по басням с использованием вопросов учащихся. Представление рисунков к басням. Прослушивание басен в актёрском исполнении, обсуждение.




15

В.А.Жуковский « Дружба» - притча в стихотворной форме.

Урок изучения нового материала , урок -беседа

Слово о Жуковском. Дружба поэта с Пушкиным. Тема дружбы и картины природы в стихотворениях «Дружба», «Вечер».

Выразительное чтение, анализ стихотворения.




16




В.А.Жуковский Лесной царь» Исторический и бытовой характер баллады.

Урок изучения нового материала , урок -беседа

Жуковский – автор баллад. Понятие о балладе. Тематика и герои баллад В.А.Жуковского. «Лесной царь» В.А.Жуковского-перевод баллады И.В.Гёте .Драматизм повествования. Представление об особенностях художественного перевода. Сюжет и герои баллады. Фантастическое и реальное в произведении. Изобразительно-выразительные средства, их роль в балладе. Смысл названия баллады.

Выразительное чтение, анализ баллады



17


Автобиографическая повесть»Детские годы Багрова-внука».Особенности повествования С.Т.Аксакова. Теория. Герой литературного произведения как читатель.

Урок изучения нового материала

Слово о С.Т.Аксакове. Портрет писателя работы И.Н.Крамского( цветная вклейка учебника).Читатель-подросток в автобиографическом произведении»Детские годы Багрова-внука». Гимназические годы подростка. Восприятие произведения современными читателями-подростками. Развитие понятия об автобиографическом произведении. Чтение и обсуждение статьи «Герой литературного произведения как читатель (стр.63-64) .Словарная работа.

Выразительное чтение, вопросы и задания (стр.62-63)



18-19

С.Т.Аксаков .Очерк »Буран».Зимний день в оренбургской степи. Теория. Пейзаж в прозаическом произведении.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе 19 века. Составление плана очерка. Элементы анализа текста. Художественные особенности картины бурана. Человек и стихия в этой зарисовке. Пейзаж и приёмы его воспроизведения в прозаическом произведении. Словарная работа. Репродукция картины Л.М.Хайлова »Буран» (цветная вклейка учебника).Комментированное чтение.

Выразительное чтение, вопросы и задания(72)




20-21


Пейзаж. Мир природы вокруг нас. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» И.А.Бунин. Стихотворение «Помню- долгий зимний вечер»

Уроки развития речи, уроки - практикумы

Мастерство русских писателей и поэтов в описании природы. Связь пейзажа с жизнью героев произведений .Развитие понятия о пейзаже. Чтение пейзажных зарисовок русских писателей. Выразительное чтение и элементы анализа стихотворений. Изобразительно-выразительные средства в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Роль приёма контраста в стихотворении И.А.Бунина «Помню- долгий зимний вечер…» Живописность стихотворения А. А. Блока »Белой ночью месяц красный…» .Одухотворение природы в стихотворении С.А. Есенина»Поёт зима-аукает…».Философские размышления в стихотворении Н.А.Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…» Словесное рисование .Репродукции картин русских художников-пейзажистов.

Выразительное чтение ,анализ стихов.



22-23

В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Особенности сюжета, композиции и языка произведения.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

«Отрывки из журнала Маши». Дневник маши. Сюжет, композиция и особенности повествования. Герои и героини дневника. Портреты героев. Комментированное чтение. Элементы анализа текста.

Выразительное чтение, пересказ текста , вопросы.



24

Героиня произведения В.Ф.Одоевского «Отрывки из журнала Маши».

урок-беседа.

Дневник и его автор. Роль дневника в жизни Маши. Отношение Маши к людям. Постепенное взросление Маши, её нравственный рост. Пересказ разговора Маши с отцом о важности изучения истории. Роль родителей в жизни Маши. Особенности лексики произведения. Словарная работа.

Пересказ, вопросы



25

Подготовка к творческой работе по созданию дневника.

Урок развития речи.

Устные сочинения на тему «Один день девочки Маши». Слово учителя об особенностях дневниковых записей и их роли в жизни человека, о личном характере дневников. Обсуждение дневниковых записей учащихся.




26

Творческая работа «Дневниковые записи»

Урок развития речи.

Письменное описание одного-двух дней из жизни учащихся.




27

Портрет героя художественного произведения.

Урок-беседа

Герой литературного произведения и описание его внешности. Развитие понятия о портрете. Отсутствие детализированных портретов в фольклорных произведениях. Роль портрета в создании образа героя произведения. Портрет в литературе и портрет в живописи: общее и различное. Словесное описание внешности одного из одноклассников.

Вопросы и задания



28-29

А.С.Пушкин. Лицейские годы. Жанр послания. «К сестре»(в сокращении) «К Пущину» «Послание к Юдину».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово об А.С.Пушкине. Годы учения великого поэта. Лицейские учителя и товарищи отроческих лет. Литературное творчество лицеистов. Значение Лицея в жизни поэта. Портрет А.С.Пушкина(работы Е.И.Гетмана. Портреты лицейских товарищей Пушкина: А.А.Дельвига, И.И.Пущина ,А.М.Горчакова(цветная вклейка учебника) Понятие о жанре послания. Послания близким и родным. Послание «К сестре».Образ сестры поэта Ольги. Роль деталей в стихотворении. Авторская ирония .Послание «К Пущину»(4 мая).Оптимизм и радостное чувство от общения с близкими людьми. Совершенство и лёгкость формы пушкинских посланий. Мечты юного А.С.Пушкина о будущем, о признании и судьбе поэта, о свободе творчества. «Послание к Юдину»

Выразительное чтение, анализ стихов.



30

А.С.Пушкин «Товарищам». Тема товарищества, дружеского проявления души в посланиях поэта.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Стихотворение »Товарищам» как гимн школьной дружбы. Элементы анализа поэтического текста. Словарная работа.

Выразительное чтение, анализ стихов.



31

М.Ю.Лермонтов. Стихотворения »Утёс», «На севере диком стоит одиноко…» Тема одиночества и разочарования в стихотворениях поэта. Теория: эпиграмма.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово о М.Ю.Лермонтове. Яркое воплощение темы одиночества в стихотворениях»Утёс» ,»На севере диком стоит одиноко…».Избразительно-выразительные средства ,их роль в стихотворениях. Образы-символы в стихотворениях. Обучение анализу поэтического текста. Описание репродукций Н.Н.Дубовского»Утёс», И.И.Шишкина»На севере диком…»

Составление сюжетного плана,вопросы и задания(стр.119)



32

Стихотворение »Три пальмы»(восточное сказание).Жанр баллады в лирике М.Ю.Лермонтова.

Урок-практикум

Особенности жанра стихотворения «Три пальмы»(баллада).Сюжет, композиция, герои произведения. Отношение человека и природы в балладе. Тема красоты, гармонии человека с миром и её разрушения. Соединение эпического и лирического ,реалистического и фантастического в стихотворении. Составление плана баллады. Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства(эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения ,аллитерация) ,их роль в балладе. Словарная работа. Иллюстрация М.И.Пикова к балладе, репродукция картины В.Д.Поленова «Караван в Аравийской пустыне»(цветная вклейка учебника)

Выразительное чтение, вопросы и задания (стр.117)



33-34

М.Ю.Лермонтов. Эпиграммы . »Панорама Москвы». Вдохновенное описание «не безмолвной громады камней холодных»в сочинении молодого юнкера.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Понятие об эпиграмме. Приметы эпиграмм. Эпиграмма как жанр, способствующий острой постановке нравственных вопросов(решение вопроса об эгоизме). «Панорама Москвы»- патриотическая картина родной столицы, созданная в ученическом сочинении поэта. Яркость образов, богатство интонаций, обилие художественных средств, искренность чувств в сочинении.

Выразительное чтение, краткий пересказ.



35

ИС.Тургенев. Рассказ «Бежин луг».Смысл названия рассказа И.С.Тургенева.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово об И.С.Тургеневе. Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. Природа и быт российской лесостепи в «Записках охотника». »Бежин луг»- один из самых популярных рассказов сборника. История создания рассказа. Выразительное чтение начала рассказа.

Вопросы и задания первого уровня(стр.159)



36-37


Характеристика героев рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

урок-беседа.

Образы мальчиков –героев рассказа. Поэтическое изображение детства в рассказе. Портреты и духовный мир крестьянских детей, их любознательность, впечатлительность. Мастерство портретных характеристик. Составление плана характеристики мальчиков. Обучение составлению групповой характеристики героев. Утверждение богатства духовного мира крестьянских детей.

Пересказ отдельных сцен вопросы и задания (стр.162)



38

Рассказы героев «Бежина луга»

Урок-беседа, урок-практикум

Центральный эпизод рассказа- беседа мальчиков у костра. Выразительность сцены, её инсценирование. Поэтический мир народных поверий в рассказах мальчиков. Народные верования и предания. Легенды, мифы, сказки, поверья и былички. Отличие быличек от сказок .Особенности диалога в рассказе.

Вопросы и задания



39

Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Урок-беседа, урок-практикум

Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства(детали, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения),их роль в создании картин природы. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Иллюстрации к рассказу Е.М.Бём, репродукция картины Б.М.Кустодиева «Ночное Костёр» (цветная вклейка учебника) Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-выазительные средства(детали, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения),их роль в создании картин природы. Картины природы и их связь с рассказами мальчиков. Иллюстрации к рассказу Е.М.Бём, репродукция картины Б.М.Кустодиева «Ночное Костёр» (цветная вклейка учебника)

Вопросы и задания



40

Речевая характеристика героев рассказа И.С.Тургенева »Бежин луг» Теория .Сравнительная характеристика.

Урок развития речи.

Понятие о речевой характеристике литературных героев .Герой художественного произведения и его речь. Место речевой характеристики в обрисовке героя художественного произведения. Сравнительная характеристика рассказов Павлуши и Ильюши. Индивидуальность речи каждого мальчика в рассказе. Диалектные и просторечные слова в речи мальчиков.

вопросы и задания




41-42

Подготовка к сочинению.

Урок развития речи.

Обучение написанию сочинения. Обсуждение тем сочинения: 1.Описание и характеристика одного из мальчиков_-героев рассказа И.С.Тургенева » Бежин луг» 2.Речевая характеристика одного-двух героев рассказа И.С.Тургенева »Бежин луг»3.Человек и природа в рассказе И.С.Тургенева»Бежин луг».Составление плана, подбор материалов.

сочинение



43

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».Изображение жизни крестьянской детворы правдивыми красками времени.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово о Н.А.Некрасове. Портрет поэта работы И.Н.Крамского(цветная вклейка учебника) Тема детства в лирике Н.А.Некрасова. Образы крестьянских детей и средства их создания. речевая характеристика героев. Черты драматического произведения в стихотворении. Роль диалогов. Своеобразие языка произведения. Описание репродукции картины В.Е.Маковского»Игра в бабки» (цветная вклейка учебника)

Выразительное чтение по ролям



44

Н.А.Некрасов »Школьник» Тема трудного пути к учению

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

История создания стихотворения «Школьник».Тяга к знаниям и упорство как черта характера подростка из народа. Вера поэта в силы народа. Особенности сюжета и композиции стихотворения. Репродукции картин А.Ф.Пахомова»Школьник»,А.И.Морозова»Сельская бесплатная школа»(цветная вклейка учебника)

Выразительное чтение. Вопросы и задания(стр.169)



45-46

Л.Н.Толстой. Автобиографическая повесть «Отрочество»(глава «Гроза») Картины природы в повести. Теория. автобиографическая трилогия.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово о Л.Н.Толстом .Повесть «Отрочество» как часть автобиографической трилогии писателя. Развитие понятия об автобиографическом произведении. Значение темы отрочества в творчестве Л.Н.Толстого. Комментированное чтение главы «Гроза». Описание постепенных изменений в природе. Сопоставление главы с очерком «Буран» С.Т.Аксакова. Изобразительно-выразительные средства ,их роль в произведении.

Вопросы и задания(стр.179)



47

Л.Н.Толстой «Отрочество»(«Ключик».»Затмение»)

урок-беседа.

Николенька Иртеньев. Мотивы поступков героя. Сложные отношения его с окружающими.Описание внутренней жизни человека,»диалектики души».Психологизм повести. Изобразительно-выразительные средства, их роль в создании образов. Понятие о фатализме.

Выборочный пересказ главы 15,16. урок-беседа. (стр.188,194)



48

Духовный мир главного героя повести Л.Н.Толстого «Отрочество»

урок-беседа.

Взаимоотношения детей и взрослых. Семья, друзья, учителя. Формирование взглядов подростка ,его мечты и планы. Проявления чувств героя ,беспощадность к себе. Комментированное чтение. Словарная работа.

Выборочный пересказ ,вопросы и задания



49

Роль главы «Отрочество»в раскрытии идеи повести.

урок-беседа.

Центральное место главы»Отрочество» в повести. Сосредоточенная моральная жизнь героя. Открытие героем «великих и полезных истин».Анализ героем собственных поступков. восприятие современными подростками философских размышлений героя.

Вопросы и задания(



50

Ф.М.Достоевский . Главы из романа «Братья Карамазовы» фрагмент «Связался со школьниками».Злая перестрелка.

Урок изучения нового материала

Слово о Ф.М.Достоевском. Портрет писателя(цветная вклейка учебника). Сострадание писателя к обиженным и оскорблённым.Мальчики- герои романа «Братья Карамазовы». Образ Алёши Карамазова. Комментированное чтение главы «Связался со школьниками»

Вопросы и задания(стр.206)



51

Характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»

урок-беседа.

Напряжённость отношений детей и взрослых, взаимное непонимание ,недоверие людей друг к другу. Характеристика Коли Красоткина. Вера Алёши в людей ,его уважение к ним. Комментированное чтение глав «Надрыв в избе2,»Коля Красоткин»,»Жучка».

Пересказ, вопросы и задания.




52

Трагедия, примирившая героев(по фрагментам романа Ф.М.Достоевского »Братья Карамазовы»

урок-беседа.

Очистительная сила потрясений. Стремление детей к добру, правде, дружбе ,любви и прощению. Речь Алёши на похоронах Илюши, её жизнеутверждающий пафос. Значение эпизода «Похороны Илюши». Восприятие мальчиками христианских ,общечеловеческих ценностей. Иллюстрация В.Лодягина к роману(цветная вклейка учебника)

вопросы и задания.



53-54

А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».Художественные особенности рассказа.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово об А.П.Чехове. Портрет писателя работы О.Э.Браза(цветная вклейка учебника).Юношеские рассказы А.П.Чехова. Живая картина нравов в рассказе Хамелеон». Смысл названия произведения. Герои сатирического рассказа. Причины изменчивости поведения Очумелова. Образ толпы в рассказе. Осмеяние лицемерия, чинопочитания ,трусости и угодничества. Понятие о хамелеонстве. Особенности сюжета с многочисленными кульминационными моментами. Развитие понятия о юморе и сатире. Средства создания комического в рассказе. Художественная деталь в рассказе. «Говорящие»фамилии как средство юмористической характеристики. Динамичность композиции .Сценичность диалогов .Повторы. Точность, лаконичность образность языка. Речь персонажей как средство их характеристики.

Выразительное чтение по ролям ,вопросы и задания



55-56

А.П.Чехов .Рассказ «Толстый и тонкий» Способы выражения идейно-эмоционального содержания в рассказе А..П.Чехова. Языковые и композиционные особенности рассказа.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Рассказ «Толстый и тонкий».Смысл названия рассказа. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Речь героев как источник юмора. Способы проявления авторского отношения к героям. Поступки героев и их характер. Приём контраста и его роль. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова. Иллюстрации Б.М.Калаушина к рассказу(цветная вклейка учебника)




57

Н.Г.Гарин-Михайловский. Главы из повести»Детство Тёмы».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово о Н.Г..Гарине-Михайловском. Отрочество героя в главах повести»Детство Тёмы».Автобиографический характер повести. Годы учения как цепь тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Дружба Тёмы и Иванова. Отношение взрослых и детей в гимназии. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Подлый поступок Вахнова, благородство Иванова, малодушие Тёмы. Предательство и муки совести героя. Отношения Тёмы с матерью. Комментированное чтение.

вопросы и задания



58

Формирование характера героя повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»

урок-беседа.

Глава»Экзамены» как описание преодоления собственных слабостей и «проверка на прочность». Становление характера подростка. Нравственные проблемы т пути их решения. Внутренний мир героя. Отношения героя с родителями.

Выборочный пересказ, характеристика героев, вопросы и задания(стр.266)



59

Поступок героя и характер.

Повторительно-обобщающий урок, урок-беседа

Поступки человека и их причины. Связь характера и поступков человека. Характер и поступки героев изученных произведений.

вопросы и задания(



60

Подготовка к сочинению по повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»

Урок развития речи

Обучение написанию сочинения. Обсуждение тем сочинения:1. Становление характера героя повести. 2. Сильные и слабые стороны в характере Тёмы. 3.Проблемы выбора поступка : Вахнов, Иванов, Тёма(по повести Гарина-Михайловского «Детство тёмы»). Составление плана, подбор материалов. Устное сочинение. Консультации учителя.

Написание сочинения



61

Мир вещей 19 века

Урок развития речи

Приметы времени в материальной культуре человечества. Роль исторических и краеведческих музеев в сохранении вещей прошлого. Детали быта, описанные в произведениях 19 века. Роль вещей в художественных произведениях.




62

Контрольная работа по произведениям 19 века о подростках

Урок контроля знаний

Авторы, сюжеты и герои произведений 19 века о подростках. Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития.




63-64

Мир путешествий и приключений. Герои и события. Т.Х.Уайт.»Свеча на ветру».»Рыцарь, совершивший проступок». О роли силы и справедливости в жизни человека.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Тетралогия Т.Х.Уайта «Король былого и грядущего». «Свеча на ветру» как часть этой популярной тетралогии .Её герои -король Артур и рыцарь –подросток Ланселот. Вопрос о роли внешности, роли Красоты в судьбе человека. Решение проблемы соотношения Сильной руки и Справедливости. Составление плана первой главы.

Выборочный пересказ,составление плана,вопросы и задания(стр.20)



65

Художественные особенности произведения Т.Х.Уайта»Свеча на ветру»

Урок-беседа. Урок-практикум

Сочетание в произведении сказки и реальной истории, живого юмора и трагических событий. Легендарная основа тетралогии. Голос автора и приметы 20 века в произведении. Значение сна Ланселота. Анализ эпизода «Поединок Ланселота с безымянным рыцарем»

Вопросы и задания



66-67

М.Твен. »Повесть »Приключения Гекльберри Фина» .Приключения Гека и Джима .Мир глазами ребёнка.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово о М.Твене. М.Твен и его автобиографические повести.»Приключения Гекльберри Фина»как вторая часть автобиографического повествования. Странствия Гека и Джима по многоводной реке Миссисипи. Рассказчик в повести. История в интерпретациях Гека и Джима, их беседы об иностранных языках. Комментированное чтение Природа на страницах повести .Лирическое изображение картин природы в сочетании с юмористической характеристикой героев. Встреча Гека и Джима с мошенниками. Речевая характеристика героев.

Пересказ отдельных сцен ,вопросы и задания.



68

Дружба Тома и Гека.

урок-беседа.

Гек и Том :становление и изменение характеров. Исповедь Тома. Судьба Джима. Художественные особенности повести. Композиция произведения. Мастерство Твена-юмориста. Авторская ирония в изображении доктора. Диалог в повести. Комментированное чтение. Иллюстрация В.н.Горяева к повести(цветная вклейка учебника)

Вопросы и задания(стр.50-51)



69

М.Твен. Повести»Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльбери Фина».

Повторительно-обобщающий урок

Краткий пересказ повестей .Главные герои повестей-Том и Гек. Путешествие Гека на плоту- школа жизни подростка. Характеры героев и их поступки. Инсценирование фрагментов повестей. Викторина по содержанию повестей. Обсуждение словариков путешественников по Миссисипи.




70-71

Ж.Верн .»Таинственный остров».Герои романа.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово о Ж..Верне-создателе жанра научно-фантастического романа.»Необыкновенные путешествия»(65 романов). Создание писателем нового типа героя-рыцаря науки. Воплощение фантазий писателя в жизнь.»Таинственный остров»- одна из самых популярных робинзонад. Сюжет и герои романа. Герберт-юный герой среди взрослых товарищей по несчастью. Роль дружбы и дружеской заботы в романе великого фантаста. Качества героев романа :общие и индивидуальные. Лидер группы -Сайрес Смит. Взаимопомощь, стойкость, настойчивость, чувство юмора. технические знания –то, что помогло робинзонам выжить. Иллюстрации П.И.Луганского к роману(цветная вклейка учебника)

Вопросы и задания



72-73

О.Уайльд. Рассказ «Кентервильское привидение» . Герои произведения.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово об О.Уайльде. Рассказы и сказки О.Уайльда. Рассказ «Кентервильское привидение»как остроумное разоблачение мистических и суеверных мотивов в литературе. Разнообразие оттенков смешного в рассказе. Комментированное чтение первой главы. Пейзаж ,интерьер ,их роль в рассказе .Герои рассказа. Невозмутимость старших Отисов. Юные герои и воинствующее кентервильское привидение ,их забавный поединок и победа юных героев. Роль Вирджинии в развитии и развязке сюжета. Доброта, смелость и самоотверженность героини. Остроумная и доброжелательная концовка «страшной « истории. Ирония и весёлая пародия на страницах рассказа.

Вопросы и задания



74

Особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение»

Урок изучения нового материала,урок-практикум.

Парадоксальность подзаголовка: исключающие понятия «материальное» и «идеалистическое». Жанровое своеобразие рассказа :сочетание пародии, юмористического изображения, лирического повествования, сказки , философских суждений. Просмотр и обсуждение фрагментов мультфильма «Кентервильское привидение




75

Антуан де Сент-Экзюпери .Сказка-притча «Маленький принц». Особенности композиции и сюжета произведения.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Герои сказки и её сюжет. Ответственность как основа взаимоотношений людей. Философское звучание романтической сказки.

Пересказ, вопросы и задания



76

Герой среди героев. Теоретический практикум.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Лучшие качества героев любимых книг. Уроки героев- примеры, на которых учится читатель. Отношения героев с окружающими ,влияние на эти отношения характеров и обстоятельств. Связь героя с другими героями и с сюжетом. Столкновение героев и отражение его в сюжете.




77

Тестовая работа

Контроль знаний





78

Литература 20 века. Читателям 21 века «Бесконечная книга»

Комбинированный урок

Юный читатель 21 века. Чтение и образование .Роль художественной литературы в становление характера и взглядов подростка. Литература 20 века и читатель 21 века. Любимые авторы. Путь к собственному творчеству. Слово о М.Эндэ- актёре и режиссёре. «Бесконечная книга» . Путешествие мальчика Бастиана по стране под названием Фантазия. «Бесконечная книга» и чтение. «Бесконечная книга как символ активного чтения.




79-80

А.Т.Аверченко. Рассказ «Смерть африканского охотника».Автор и его герой в рассказе.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово об А.Т.Аверченко –авторе юмористических произведений. Герой рассказа «Смерть африканского охотника» и его любимые книги. Герой как талантливый читатель. Мечты юного читателя о судьбе африканского охотника и реальность. Словарная работа. Комментированное чтение главы. Автобиографический характер рассказа. Отношение автора к герою. Ностальгия по детству и добрый юмор. Посещение цирка и встреча с актёрами. Первое и второе разочарование увлечённого любителя приключенческой литературы. Эпилог рассказа. Смысл названия. Словарная работа. Комментированное чтение.

Выборочный пересказ ,вопросы и задания.




81-82


М.Горький Автобиографическая повесть»Детство» . Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово о М.Горьком. Автобиографическая трилогия. Повесть»Детство». Первая встреча Алёши с родными. Особенности повествования. Портрет как средство характеристики героев(бабушка ,дед). Пейзаж и его роль в повести. Комментированное чтение главы 1.»Невыразимо странная жизнь»Алёши в доме деда. Изображение быта и характеров. «Неуёмное племя» «Взаимная вражда всех со всеми». Жестокое наказание Алёши. Рассказы деда. Роль антитезы в изображении семьи Кашириных. Контраст между добротой и жестокостью, справедливостью и несправедливостью. Словарная работа. Иллюстрация Б.А.Дехтерева к повести(цветная вклейка учебника)

Выборочный пересказ ,вопросы и задания.



83-84

Описание картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

Урок развития речи

Обучение описанию картины. Сопоставление рассказов деда и картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». История написания картины ,её герои. Особенности пейзажа, Подготовка к сочинению по картине.

Написание сочинения по картине



85

А.С.Грин.»Гнев отца». Преданность сына отцу-путешественнику. Сюжет и название рассказа. Комизм сюжета. Благородство и чуткость отношения взрослого к сыну.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово об А.С.Грине и его произведениях. Портрет Грина работы А.А.Харшака , интерьер дома-музея писателя(цветная вклейка учебника). Историческая личность героя рассказа «Гнев отца». Ошибочно понятое мальчиком слов и последствия этого . Характеристика героев ,их взаимоотношения. Смысл названия рассказа. Понятие о метонимии. Словесное рисование.

Выборочный пересказ ,вопросы и задания.



86

К.Г.Паустовский «Повесть о жизни». Мечты о несбыточном будущем.

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово о К.Г.Паустовском. Фотография писателя, репродукция картины В.Малофеева »Кузьминки Серая дача(цветная вклейка учебника).Повесть о жизни»- цикл автобиографических повестей К .Г.Паустовского. Глава»Гардемарин».Встреча героя с гардемарином. Благородство поведения гардемарина. Мечты героя сделаться моряком. Словарная работа.

пересказ ,вопросы и задания.



87

К.Г.Паустовский «Повесть о жизни» (глава»Как выглядит рай»)

урок-беседа.

Смысл названия главы »Как выглядит рай». Открытие героем «великолепной страны». Влияние добрых отношений с родителями на судьбу героя. Мастерство пейзажа в прозе писателя. Главы повести как этапы рассказа о становлении характера. Словарная работа.

Вопросы и задания.



88

Творческая работа «Моя великолепная страна»

Урок развития речи

Беседа о «великолепной стране». Составление плана сочинения. Устные сочинения. Творческая работа.

сочинение



89-90

Читатель –подросток и мир вокруг. Ещё раз о герое произведения- читателе. Фазиль Абдулович Искандер. Цикл рассказов «Детство Чика» .Сюжет рассказа «Чик и Пушкин».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Слово о Ф.А.Искандере и его творчестве. «Чик и Пушкин»- рассказ из сборника «Детство Чика». Герой цикла рассказов по имени Чик. Автор и рассказчик. Игра со словом в прозе Ф.А.Икандера (имя героя, название города детства и др.)Смысл названия рассказа. Фотография писателя, иллюстрации В.Чижикова к сборнику(цветная вклейка учебника). Комментированное чтение.

Выборочный пересказ ,вопросы и задания.



91


Герой рассказа Ф.А.Искандера «Чик и Пушкин»

урок-беседа.

Составление плана рассказа. Внешний ряд событий и соответствующий ему ряд внутренних изменений Чика. Трудности актёрского мастерства. Детали подготовки представления. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене. Яркий характер героя. Юмор в рассказе.

вопросы и задания.



92-93

Б.Таркинтон »Приключения Пенрода»

Урок изучения нового материала, урок-беседа.

Сюжет и герои повести. Литературные персонажи в произведении. Юмористический характер повести. Автор и его герой. Причины нежелания Пенрода участвовать в постановке. Изобразительно-выразительные средства, их роль в повести. Рассказы о школьных постановках. Комментированное чтение.

Выборочный пересказ ,вопросы и задания.



94-95

Родная природа в стихах русских поэтов 20 века

Урок-концерт

Поэтические образы природы в стихотворениях русских поэтов. Воспоминание о детстве, осязаемость картин природы в стихотворении И.А.Бунина»Детство». Вечное обновление природы и человека в стихотворении»Первый соловей». Зримая красота и звучание мира в стихотворении А.А.Блока»Ветер принёс издалека…» . Жизнь ночной природы в стихотворении»Полный месяц встал над лугом…»Утончённая звукопись в стихотворении К.Д.Бальмонта «Золотая рыбка». Роль олицетворения в стихотворении Б.Л.Пастернака»Июль». Сопоставление стихотворений и репродукций пейзажей А.М.Герасимова»После дождя» и «Утро» туманное», О.Г.Светличной «Луг с белыми цветами», И.И.Левитана «Сумерки. Луна» и «Вечер на Волге» (цветная вклейка учебника)

Выразительное чтение, анализ стихов.



96-97

Великая Отечественная война в литературе.

Комбинированный урок

Вступительное слово учителя о событиях Великой Отечественной войны и её отражение в искусстве. Быстрота отклика искусства на события жизни. Лирика и проза о жизни и подвигах подростков в годы Великой Отечественной войны. Историческая основа стихотворения К.М.Симонова «Сын артиллериста». История дружбы майоров Деева и Петрова. Подвиг лейтенанта Петрова. Песни военных лет, их популярность в годы Великой Отечественной войны и после неё. «Моя Москва»(стихи М.С.Лисянского ,музыка И.О.Дунаевского). История создания песни. Песни о войне, написанные в послевоенные годы. Прослушивание песен о Великой Отечественной войне. Репродукции картин Ю.П.Кугача «Летом 1941»(«Наши солдаты») ,Е.Е.Моисеенко »Победа» (цветная вклейка учебника)

вопросы и задания.



98

Герой художественного произведения и автор. Теоретический практикум.

Обобщающий урок, урок беседа

Отношение автора к героям и способы его выражения. Отношение читателя к героям. Авторы изученных произведений и их герои.

вопросы и задания



99

Природа и человек. «Простите ,где здесь природа»

Урок-беседа

Тема защиты природы в литературе19-20 веков. Произведения М.М.Пришвина и В.В.Бианки. Книга Б.Андерсена «Простите, где здесь природа», созданная по письмам ребят Дании. Чтение и обсуждение творческих работ.

Пересказ произведений о природе.



100

Обобщающий урок по произведениям, изученным в 6 классе.

Повторительно-обобщающий урок

Важнейшие проблемы в жизни подростка и их отражение в литературе.

Итоговые вопросы и задания 1-13(стр.222-223)



101

Итоговая контрольная работа

Урок контроля знаний

Авторы, сюжеты и герои произведений, изученных в 6 классе. Проверка знаний и умений учащихся, выявление уровня их литературного развития.




102

Работа над ошибками.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!