Механические явления (54 часа) Предметные результаты Ученик научится распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук); описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета; решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. Ученик получит возможность научиться использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов; находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки. Метапредметные результаты (пункт I) |
| Вводный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | |
| Вектор. Проекция вектора. | |
| Перемещение. Определение координаты движущегося тела. | |
| Входной контроль. | |
| Прямолинейное равномерное движение. Решение задач. | |
| Решение графических задач. | |
| Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. | |
| Скорость. График скорости и проекции скорости. | |
| Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Решение задач. | |
| Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Решение задач. | |
| Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное прямолинейное и равноускоренное движение» Учебное исследование №1 «Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути» | |
| Лабораторная работа № 1. « Измерение ускорения равноускоренного движения» | |
| Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости» | |
| Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение» | |
| Анализ контрольной работы. Относительность движения. | |
| Инерциальные системы отчета. Первый закон Ньютона. | |
| Второй закон Ньютона. | |
| Решение задач по теме «Второй закон Ньютона». | |
| Третий закон Ньютона. | |
| Решение задач на законы Ньютона. | |
| Свободное падение. Ускорение свободного падения. Невесомость. | |
| Решение задач по теме «Свободное падение. Ускорение свободного падения» | |
| Закон Всемирного тяготения. | |
| Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения». | |
| Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Учебное исследование №2 «Измерение ускорения свободного падения» | |
| Прямолинейное и криволинейное движение. | |
| Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. | |
| Решение задач по теме «Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью» | |
| Искусственные спутники Земли. | |
| Повторение и обобщение материала. Подготовка к контрольной работе. | |
| Контрольная работа № 2 «Динамика» | |
| Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса тела. | |
| Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса» | |
| Реактивное движение. | |
| Закон сохранения энергии. | |
| Решение задач на закон сохранения энергии. | |
| Повторение и обобщение материала. Подготовка к контрольной работе. | |
| Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения». | |
| Анализ контрольной работы. Колебательное движение. Свободные колебания. | |
| Величины, характеризующие колебательное движение. | |
| Решение задач по теме «Колебания» Учебное исследование №4 «Определение частоты колебаний груза на пружине и нити» | |
| Затухающие колебания. Вынужденные колебания. | |
| Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы» | |
| Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости» | |
| Гармонические колебания. Резонанс. | |
| Распространение колебаний в среде. Волны. | |
| Длина волны. Скорость распространения волн. | |
| Решение задач по теме «Длина волны. Скорость распространения волн». | |
| Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука. | |
| Распространение звука. Звуковые волны. | |
| Отражение звука. Звуковой резонанс. Интерференция звука. | |
| Повторение и обобщение материала. Подготовка к контрольной работе. | |
| Контрольная работа №4 «Механические колебания и волны» | |
Электромагнитные явления (27 часов) Предметные результаты Ученик научится распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны; описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы; приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях решать задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины (скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины. Ученик получит возможность научиться: использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы; использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки Метапредметные результаты (пункт I) |
| Анализ контрольной работы. Магнитное поле. | |
| Источники магнитных полей. | |
| Направление тока и направление линий его магнитного поля. | |
| Решение задач на тему «Правило правой руки» | |
| Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. | |
| Решение задач на тему «Правило левой руки» | |
| Магнитная индукция. | |
| Магнитный поток. | |
| Явление электромагнитной индукции | |
| Решение задач на тему «Магнитный поток. Электромагнитная индукция» | |
| Лабораторная работа № 5 «Исследование явления электромагнитной индукции» | |
| Направление индукционного тока. Правило Ленца. | |
| Явление самоиндукции | |
| Решение задач на тему «Правило Ленца» | |
| Получение и передача переменного электрического тока. Генератор. | |
| Трансформатор. Учебное исследование №5 «Конструирование простейшего генератора» | |
| Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. | |
| Решение задач по теме «Электромагнитное поле». | |
| Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. | |
| Принципы радиосвязи и телевидения. | |
| Электромагнитная природа света. Интерференция света. | |
| Преломление света. Физический смысл показателя преломления. | |
| Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф. Учебное исследование №6 «Наблюдение явления дисперсии» | |
| Типы спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. | |
| Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Электромагнитное поле» | |
| Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления» | |
Квантовые явления (14 часов) Предметные результаты Ученик научится распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома; описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра; приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа. Ученик получит возможность научиться использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы; приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования; понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы 73 использования управляемого термоядерного синтеза. Метапредметные результаты (пункт I) |
| Анализ контрольной работы. Радиоактивность. Модели атомов. | |
| Радиоактивные превращения атомных ядер. Правила смещения. | |
| Решение задач по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер». | |
| Экспериментальные методы исследования частиц. | |
| Открытие протона и нейтрона. | |
| Лабораторная работа №7«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» | |
| Состав атомного ядра. Ядерные силы. | |
| Энергия связи. Дефект масс. | |
| Решение задач по теме «Энергия связи. Дефект масс». | |
| Деление ядер урана. Цепная реакция. | |
| Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. | |
| Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Учебное исследование№7 «Измерение радиоактивного фона» | |
| Закон радиоактивного распада. Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада». | |
| Контрольная работа № 6 «Квантовые явления» | |
Строение и эволюция Вселенной (7 часов) Предметные результаты Ученик научится указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд; понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира. Ученик получит возможность научиться указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет- гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба; различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой; различать гипотезы о происхождении Солнечной системы. Метапредметные результаты (пункт I) |
| Состав, строение и происхождение Солнечной системы. | |
| Большие планеты Солнечной системы. | |
| Малые тела Солнечной системы. | |
| Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд. | |
| Строение и эволюция Вселенной. | |
| Повторение и обобщение материала по теме «Основы астрофизики» | |
| К/р№7 «Строение и эволюция Вселенной» | |
| Игра «Где логика?» | |