СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование 9 класс физика ФГОС (3 часа в неделю)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Планирование 9 класс физика ФГОС (3 часа в неделю)»

Содержание курса 9 класса.


Название раздела в примерной программе

Содержание раздела

Название раздела в программе

Демонстрации


Механические явления


Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Система отсчета. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение, скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел.


Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.


Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс. Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна. Громкость и высота тона звука.



Механические явления










Законы сохранения



Колебания и волны

Равномерное прямолинейное движение. Равноускоренное прямолинейное движение. Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета. Явление инерции. Свободное падение тел.Равномерное движение по окружности. Третий закон Ньютона.







Реактивное движение модели ракеты.




Наблюдение колебаний тел. Наблюдение механических волн. Опыт с электрическим звонком, помещенным под колокол вакуумного насоса.



Электромагнитные явления


Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Магнитное поле постоянных магнитов. Электромагнит. Магнитное поле катушки с током. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.

Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Дисперсия света. Интерференция и дифракция света.

Электромагнитные явления

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство трансформатора.


Квантовые явления


Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и испускания света атомами. Линейчатые спектры.

Опыты Резерфорда.Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о пропорциональности массы и энергии.Дефект масс и энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы.



Атомная физика

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.


Строение и эволюция Вселенной


Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Фи­зическая природа небесных тел Солнечной системы. Проис­хождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.


Строение и эволюция Вселенной


Короткометражные фильмы по изучаемым темам.



Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов


В том числе на

Уроки

Учебные проекты/

исследования

Тип проекта/исследования

Лабораторные работы


Тип лабораторной работы

Контрольные работы

1



Механические явления




54


№1 Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути


Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипоте



№ 1. « Измерение ускорения равноускоренного движения»




Проведение прямых измерений физических величин



Входная контрольная работа.


Контрольная работа № 1. «Кинематика»


К/р№2 «Динамика»


К/р№3 «Законы сохранения»

К/р№4 «Механические колебания и волны»

№2 «Измерение ускорения свободного падения»


№3 «Измерение периода колебаний нитяного маятника»




Проведение прямых измерений физических величин


№2 «Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости»


Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)






№4 «Определение частоты колебаний груза на пружине и нити»


Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра (косвенные измерения)


№3 «Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы»


Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений



№4 «Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости»


2



Электромагнитные явления

27


№5 «Конструирование простейшего генератора»



Знакомство с техническими устройствами и их конструирование


№ 5 «Исследование явления электромагнитной индукции»


№6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»

Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений


К/р№5 «Электромагнитные явления»

№6

«Наблюдение явления дисперсии»

Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений


3



Квантовые явления

14


№7 «Измерение радиоактивного фона»


Проведение прямых измерений физических величин


7«Изучение треков заряженных частиц по готовым

фотографиям»


Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений


К/р№6 «Квантовые явления»


4

Строение и эволюция Вселенной

7

6






К/р№7 «Строение и эволюция Вселенной»















Итого

102

88


7


7


7

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока / Название раздела

Дата проведения урока



Механические явления (54 часа)

Предметные результаты

Ученик научится распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение, резонанс, волновое движение (звук); описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил (нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета; решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, сила трения скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.


Ученик получит возможность научиться использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространств; различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов; находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.


Метапредметные результаты (пункт I)


Вводный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела.


Вектор. Проекция вектора.


Перемещение. Определение координаты движущегося тела.


Входной контроль.


Прямолинейное равномерное движение.

Решение задач.


Решение графических задач.


Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение.


Скорость. График скорости и проекции скорости.


Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

Решение задач.


Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Решение задач.


Повторение и обобщение материала по теме «Равномерное прямолинейное и равноускоренное движение» Учебное исследование №1 «Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном движении пройденному пути»


Лабораторная работа № 1. « Измерение ускорения равноускоренного движения»


Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без начальной скорости»


Контрольная работа №1 по теме «Равномерное и равноускоренное движение»


Анализ контрольной работы. Относительность движения.


Инерциальные системы отчета. Первый закон Ньютона.


Второй закон Ньютона.


Решение задач по теме «Второй закон Ньютона».


Третий закон Ньютона.


Решение задач на законы Ньютона.


Свободное падение. Ускорение свободного падения. Невесомость.


Решение задач по теме «Свободное падение. Ускорение свободного падения»


Закон Всемирного тяготения.


Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения».


Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Учебное исследование №2 «Измерение ускорения свободного падения»


Прямолинейное и криволинейное движение.


Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.


Решение задач по теме «Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью»


Искусственные спутники Земли.


Повторение и обобщение материала. Подготовка к контрольной работе.


Контрольная работа № 2 «Динамика»


Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса тела.


Решение задач по теме «Импульс. Закон сохранения импульса»


Реактивное движение.


Закон сохранения энергии.


Решение задач на закон сохранения энергии.


Повторение и обобщение материала. Подготовка к контрольной работе.


Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения».


Анализ контрольной работы. Колебательное движение. Свободные колебания.


Величины, характеризующие колебательное движение.


Решение задач по теме «Колебания»

Учебное исследование №4 «Определение частоты колебаний груза на пружине и нити»


Затухающие колебания. Вынужденные колебания.


Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины и независимости от массы»


Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и жесткости»


Гармонические колебания. Резонанс.


Распространение колебаний в среде. Волны.


Длина волны. Скорость распространения волн.


Решение задач по теме «Длина волны. Скорость распространения волн».


Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука.


Распространение звука. Звуковые волны.


Отражение звука. Звуковой резонанс. Интерференция звука.


Повторение и обобщение материала. Подготовка к контрольной работе.


Контрольная работа №4 «Механические колебания и волны»

























Электромагнитные явления (27 часов)

Предметные результаты

Ученик научится распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны; описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы; приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях решать задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины (скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.


Ученик получит возможность научиться: использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы; использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов; находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки


Метапредметные результаты (пункт I)



Анализ контрольной работы. Магнитное поле.


Источники магнитных полей.


Направление тока и направление линий его магнитного поля.


Решение задач на тему «Правило правой руки»


Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.


Решение задач на тему «Правило левой руки»


Магнитная индукция.


Магнитный поток.


Явление электромагнитной индукции


Решение задач на тему «Магнитный поток. Электромагнитная индукция»


Лабораторная работа № 5 «Исследование явления электромагнитной индукции»


Направление индукционного тока. Правило Ленца.


Явление самоиндукции


Решение задач на тему «Правило Ленца»


Получение и передача переменного электрического тока. Генератор.


Трансформатор. Учебное исследование №5 «Конструирование простейшего генератора»


Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.


Решение задач по теме «Электромагнитное поле».


Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.


Принципы радиосвязи и телевидения.


Электромагнитная природа света. Интерференция света.


Преломление света. Физический смысл показателя преломления.


Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф.

Учебное исследование №6 «Наблюдение явления дисперсии»


Типы спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.


Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания»


Обобщение и систематизация знаний по теме «Электромагнитное поле»


Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»




























Квантовые явления (14 часов)


Предметные результаты

Ученик научится распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения атома; описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины; анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение; различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра; приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.

Ученик получит возможность научиться использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы; приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования; понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы 73 использования управляемого термоядерного синтеза.


Метапредметные результаты (пункт I)



Анализ контрольной работы. Радиоактивность. Модели атомов.


Радиоактивные превращения атомных ядер. Правила смещения.


Решение задач по теме «Радиоактивные превращения атомных ядер».


Экспериментальные методы исследования частиц.


Открытие протона и нейтрона.


Лабораторная работа №7«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»


Состав атомного ядра. Ядерные силы.


Энергия связи. Дефект масс.


Решение задач по теме «Энергия связи. Дефект масс».


Деление ядер урана. Цепная реакция.


Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию.


Атомная энергетика. Биологическое действие радиации.

Учебное исследование№7 «Измерение радиоактивного фона»


Закон радиоактивного распада. Решение задач по теме «Закон радиоактивного распада».


Контрольная работа № 6 «Квантовые явления»





Строение и эволюция Вселенной (7 часов)

Предметные результаты

Ученик научится указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд; понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.


Ученик получит возможность научиться указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет- гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при наблюдениях звездного неба; различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить цвет звезды с ее температурой; различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.


Метапредметные результаты (пункт I)


Состав, строение и происхождение Солнечной системы.


Большие планеты Солнечной системы.


Малые тела Солнечной системы.


Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд.


Строение и эволюция Вселенной.


Повторение и обобщение материала по теме «Основы астрофизики»


К/р№7 «Строение и эволюция Вселенной»


Игра «Где логика?»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!