Просмотр содержимого документа
«Урок. Газовые законы»
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике составлена на основе
Всего часов 68
Количество часов в неделю 2
Количество плановых зачётов 6
Количество лабораторных работ 8
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи учебного предмета
Содержание образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
формирования основ научного мировоззрения
развития интеллектуальных способностей учащихся
развитие познавательных интересов школьников в процессе изучения физики
знакомство с методами научного познания окружающего мира
постановка проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению
вооружение школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественно-научных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Основное содержание (68 часов)
Тема | Количество часов | Зачёты | Лабораторные работы |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) | 11 | 2 | 2 |
Магнитное поле | 6 | 1 | 1 |
Электромагнитная индукция | 5 | 1 | 1 |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ | 12 | 1 | 1 |
Механические колебания | 2 | | 1 |
Электромагнитные колебания | 5 | | |
Механические волны | 2 | | |
Электромагнитные волны | 3 | 1 | |
ОПТИКА | 15 | 1 | 5 |
Световые волны | 9 | | 4 |
Элементы теории относительности | 3 | | |
Излучение и спектры | 3 | 1 | 1 |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА | 14 | 2 | 0 |
Световые кванты | 3 | | |
Атомная физика | 3 | 1 | |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы | 8 | 1 | |
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА | 1 | | |
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ | 8 (7) в авт.план.) | | |
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ | 7 | | |
ИТОГО | 68 | 6 | 8 |
Зачёты | | Лабораторные работы |
№ | Тема | | № | Тема |
1 | Стационарное магнитное поле | | 1 | Наблюдение действия магнитного поля на ток |
2 | Электромагнитная индукция | | 2 | Изучение явления электромагнитной индукции |
3 | Колебания и волны | | 3 | Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника |
4 | Оптика | | 4 | Экспериментальное измерение показателя преломления стекла |
5 | Световые кванты. Атомная физика | | 5 | Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы |
6 | Физика ядра и элементы физики элементарных частиц | | 6 | Измерение длины световой волны |
| | | 7 | Оценка информационной емкости компакт-диска |
| | | 8 | Наблюдение сплошного и линейчатого спектров |
| |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Требования к базовому уровню подготовки | Уч.матер. дом.зад |
ЭЕКТРОДИНАМИКА (продолжение) – 6ч |
-
| Стационарное магнитное поле. Индукция магнитного поля. | Знать и уметь применять правило буравчика и правило левой руки, уметь вычислять силу Ампера; знать/понимать смысл величины «магнитная индукция» Уметь определять величину и направление силы Лоренца; знать/понимать явление действия магнитного поля на движение заряженных частиц; уметь приводить примеры его практического применения в технике и роль в астрофизических явлениях | § 1 стр. 5-10 |
§ 2-3 стр.18 №3 |
-
| Сила Ампера |
-
| Лабораторная работа № 1«Наблюдение действия магнитного поля на ток» | Стр 413- 415 |
-
| Сила Лоренца | § 4-5 стр 26 №3 |
-
| Магнитные свойства вещества | § 6 стр 27-30 |
-
| Зачёт № 1 по теме «Стационарное магнитное поле» | § 1-6 стр 5-26 |
Электромагнитная индукция (5 ч) |
-
| Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. | Знать/понимать смысл физических величин: индуктивность, ЭДС индукции, энергия магнитного поля; понятий: вихревой ток, явление самоиндукции; смысл закона электромагнитной индукции; уметь решать задачи по данной теме | § 7 стр 31-33 |
§ 8-10 стр 45 №4 |
-
| Направление индукционного тока. Правило Ленца. |
-
| Лабораторная работа № 2«Изучение явления электромагнитной индукции» | Стр 414-415 |
-
| Явление самоиндукции. Индуктивность. | § 11-12 стр52 №3 |
-
| Зачёт № 2 по теме «Электромагнитная индукция» | § 7-12 стр 31-49 |
КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ (12ч) |
Механические колебания (2 ч) |
-
| Свободны колебания. Гармонические колебания. Резонанс. | Знать/понимать смысл понятий: колебательное движение, свободные вынужденные колебания, резонанс;; уметь объяснять и описывать механические колебания | § 13-17 стр 68 №4 |
-
| Лабораторная работа № 3«Определение ускорения свободного падения при помощи нитяного маятника» | Стр 415-416 |
Электромагнитные колебания (5 ч) |
-
| Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | Знать схему колебательного контура, формулу Томсона; уметь объяснять и применять теоретическое и графическое описания электромагнитных колебаний; уметь решать простейшие задачи по данной теме Понимать принцип действия генератора переменного тока, уметь составлять схемы колебательного контура с разными элементами | § 18 стр 77-79 |
-
| Гармонические ЭМ колебания. Формула Томпсона. | § 19-20 стр 85 №2 |
-
| Переменный электрический ток. Резистор в цепи переменного тока. | § 21-22 стр 86-95 |
-
| Резонанс в электрической цепи. Автоколебания. | Знать/понимать основные принципы производства и передачи электрической энергии; знать экономические, экологические и политические проблемы в обеспечении энергетической безопасности стран и уметь перечислить пути их решения | § 23-25 стр 100 №3 |
-
| Генератор переменного тока. Трансформатор. Производство, передача и использование электрической энергии | § 26-28 стр 115 №5 |
Механические волны (2 ч) |
-
| Волна. Свойства волн и основные характеристики. Уравнение бегущей волны. | Знать/понимать смысл понятий: механическая волна, звуковая волна;; смысл уравнения волны; уметь объяснять и описывать механические волны, решать задачи на уравнение волны | §29-30 стр 116-124 |
-
| Звуковые волны. Интерференция, дифракция и поляризация механических волн. | §31-34 стр 138 № 2 |
Электромагнитные волны (3 ч) |
-
| ЭМ поле. ЭМ волна. Опыты Герца. | Знать историю создания и экспериментального открытия электромагнитных волн; знать основные свойства электромагнитных волн Знать/понимать смысл понятий: интерференция, дифракция, поляризация; уметь описывать и объяснять явления интерференции, дифракции и поляризации электромагнитных волн; уметь приводить примеры их практического применения
| § 35-36 стр 140-150 |
-
| Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи | § 37-43 стр 169 №1 |
-
| Зачёт № 3 по теме «Колебания и волны» | Стр 68-43 |
ОПТИКА (15 ч) |
Световые волны (9 ч) |
-
| Скорость света. Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. | Знать/понимать, как развивались взгляды на природу света Знать/понимать смысл законов отражения и преломления света, смысл явления полного отражения; уметь определять показатель преломления Уметь строить изображения в тонких линзах; знать/понимать смысл понятий: фокусное расстояние, оптическая сила линзы; знать формулу тонкой линзы и уметь применять её при решении задач Знать/понимать смысл понятий: дисперсия, интерференция, дифракция и поляризация света; уметь описывать и объяснять эти явления; уметь приводить примеры их практического применения | § 44-46 стр 178 №4 |
-
| Законы преломления света. Полное отражение света. | § 47-49 стр 190 №6 |
-
| Линзы. Построение изображений. Формула тонкой линзы. Увеличение. | § 50-52 стр №9 |
-
| Дисперсия, дифракция и интерференция света. Границы применения. | § 53-57 стр 203-217 |
-
| Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света. | § 58-60 стр 224 №2 |
-
| | | |
-
| Лабораторная работа № 4«Экспериментальное измерение показателя преломления стекла» | Стр 416-417 |
-
| Лабораторная работа № 5«Экспериментальное определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы» | Стр 417-418 |
-
| Лабораторная работа № 6«Измерение длины световой волны» | Стр 419 |
-
| Лабораторная работа № 7«Оценка информационной емкости компакт-диска» | | Стр 419-421 |
Элементы теории относительности (3 ч) |
-
| Элементы специальной теории относительности. Постулаты Эйнштейна. | Знать/понимать смысл постулатов СТО; уметь описывать и объяснять относительность одновременности и основные моменты релятивистской динамики | § 61-63 стр 229-238 |
-
| Элементы релятивистской динамики. | § 64-65 стр 244 № 5 |
-
| Обобщающе-повторительное занятие по теме «Элементы специальной теории относительности» | |
Излучение и спектры (3 ч) |
-
| Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений | Знать/уметь смысл понятий: спектр, спектральный анализ; уметь описывать и объяснять линейчатые спектры излучения и поглощения, их применение | § 66-68 стр 246-258 |
-
| |
Стр 421 |
| Лабораторная работа №8«Наблюдение сплошного и линейчатого спектров» |
-
| Зачёт № 4 по теме «Оптика», коррекция
| Стр 229- 258 |
КВАНТОВАЯ ФИЗИКА (6 ч) |
Световые кванты (3 ч) |
-
| Фотоэффект. Применение фотоэффекта. | Знать/понимать смысл понятий: фотоэффект, фотон; знать и уметь применять уравнение Эйнштейна для фотоэффекта при решении задач Знать историю развития взглядов на природу света; уметь описывать и объяснять применение вакуумных и полупроводниковых фотоэлементов в технике Знать/понимать смысл явления давления света; уметь описывать опыты Лебедева; решать задачи на давление света | § 69-70 стр 260-267 |
-
| Фотоны. Гипотеза де Бройля | § 71 стр 268-270 |
-
| Квантовые свойства света: световое давление, химическое действие света | § 72-73 стр №3 |
Атомная физика (3 ч) |
-
| Опыты Резерфорда. Постулаты Бора. Модель атомов водорода. | Знать/понимать смысл экспериментов, на основе которых была предложена планетарная модель строения атома Знать/понимать сущность квантовых постулатов Бора Знать и уметь описывать и объяснять химическое действие света, назначение и принцип действия квантовых генераторов, лазеров; знать историю русской школы физиков и её вклад в создание и использование лазеров
| § 74-75 стр 279-287 |
-
| Лазеры | § 76-77 стр 298 № 5 |
-
| Зачёт № 5 по темам «Световые кванты», «Атомная физика», коррекция | Стр 260- 295 |
Физика атомного ядра. Элементарные частицы (8 ч) |
-
| Строение атомного ядра. Ядерные силы. Обменная модель. | Уметь описывать и объяснять процесс радиоактивного распада, записывать реакции альфа-, бета- и гамма-распада Знать/понимать смысл понятий: естественная и искусственная радиоактивность, уметь приводить примеры практического применения радиоактивных изотопов Знать/понимать условия протекания и механизм ядерных реакций, уметь рассчитывать выход ядерной реакции; знать схему и принцип действия ядерного реактора; знать/понимать важнейшие факторы, определяющие перспективность различных направлений развития энергетики | § 78-79 стр 299-304 |
-
| Энергия связи атомных ядер. | § 80-81 стр 309 №5 |
-
| Радиоактивность. Период полураспада. Виды радиоактивного распада. Методы наблюдения и регистрации частиц. | § 82-86 стр 322 №3
|
-
| Искусственная радиоактивность. Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная реакция. | | П. 87-88стр 327-336 |
-
| Ядерный реактор. Термоядерные реакции. | | § 89-91 стр 343 №3 |
-
| Применение ядерной энергии. Изотопы. Применение изотопов. Биологическое действие излучений. | | § 92-94 стр 344-352 |
-
| Развитие физики элементарных частиц. Открытие позитрона. Античастицы. Лептоны. Адроны. Кварки. | | § 95-98 стр 353-364 |
-
| Зачёт № 6 по теме «Физика ядра и элементы физики элементарных частиц», коррекция | | Стр 299-364 |
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МИРА И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ОБЩЕСТВА (1 ч) |
-
| Физическая картина мира | Знать и уметь описывать современную физическую картину мира и роль физики для научно-технического прогресса | Стр. 408 |
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (8 ч) |
-
| Небесная сфера. Звёздное небо. Законы Кеплера. | Знать/понимать смысл понятий: небесная сфера, эклиптика, небесный экватор и меридиан, созвездие (и зодиакальное), дни летнего/зимнего солнцестояния и весеннего/осеннего равноденствия, звезда, планета, астероид, комета. Метеорное тело, фото- и хромосфера, солнечная корона, вспышки, протуберанцы, солнечный ветер, звёзды-гиганты и –карлики, переменные и двойные звёзды, нейтронные звёзды, чёрные дыры; уметь описывать и объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли, пояс астероидов, изменение внешнего вида комет, метеорные потоки, ценность метеоритов; знать основные параметры, историю открытия и исследований планет-гигантов | § 99 стр 365-370 |
§ 100 стр 371- 373 |
-
| Система Земля – Луна |
-
| Строение Солнечной системы | § 101 стр 374-378 |
-
| Солнце. Основные характеристики звезд. | § 102 -103 стр 379-387 |
-
| Внутреннее строение Солнца. Эволюция звезд. | § 104-105 стр 388-393 |
-
| Млечный Путь | § 106 стр 394-396 |
-
| Галактики | § 107 стр397-401 |
-
| Строение и эволюция Вселенной. | П. 108 стр 402 -405 |
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (7 ч) |
-
| Магнитное поле. Электромагнитная индукция. | Знать: действия магнитного поля на ток; правило Ленца Уметь: проводить наблюдения за действием магнитного поля на ток; демонстрировать явление электромагнитной индукции, проверять выполнение правила Ленца Знать: основные понятия и формулы по теме «Колебания и волны», как определять ускорение свободного падения Уметь: определять ускорение свободного падения при помощи маятника Знать: материал по главе «Световые волны»; как измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы Уметь: применять знания по главе 8 на практике; измерить показатель преломления стекла, как определить оптическую силу и фокусное расстояние собирающей линзы Знать: теоретический материал глав 8 и 10; как измерить длину световой волны; как наблюдать сплошной и линейчатый спектры Уметь: применять теоретический материал по главам 8 и 10 на практике; измерять длину световой волны; наблюдать сплошной и линейчатый спектры Знать основной материал 11-14 глав Уметь применять его на практике | Гл.1,2 |
-
| Механические колебания. Электромагнитные колебания. | Гл.3, 4 |
Гл.5,6
|
-
| Производство, передача и использование электрической энергии. Механические волны. |
-
| Электромагнитные волны. Световые волны. | | |
Гл.7,8
|
-
| Элементы теории относительности. Излучения и спектры. |
Гл.9,10 |
-
| Световые кванты. Атомная физика. | Гл.11,12
|
-
| Физика атомного ядра. Элементарные частицы | | Гл.13,14 |