СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование групповых развивающих занятий. (развитие психических процессов) для детей 5-ти лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

 программа групповых занятий на  учебный год развитие психических процессов для детей 5-ти лет. (планирование + упражнения)

Просмотр содержимого документа
«Планирование групповых развивающих занятий. (развитие психических процессов) для детей 5-ти лет»

Тематическое планирование

групповых занятий.


программа развивающих занятий

(психические процессы)

для детей 5-ти лет

(планирование + упражнения)


Введение



Цель программы: развитие основных психических процессов детей 5-ти летнего возраста.


Программа рассчитана на проведение занятий в течении учебного года, 1 раз в неделю по 30 минут.

Для группы 5-10 детей.


Психические процессы

1. внимание.

  • Объем

  • Устойчивость

  • Избирательность

  • Распределение

  • Переключаемость

  • Произвольность

  • Концентрация

2. восприятие.

  • Зрительное

  • Слуховое

3. мышление.

  • Наглядно-действенное

  • Наглядно-образное

4. память.

  • Зрительная

  • Слуховая

5. произвольность поведения (воля)

  • Выполнение правил

6. моторика

  • Общая

  • Мелкая

7. развитие навыков общения (групповые игры)


Внимание

Маленький объем внимания - это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме. Недостаточная концентрация и устойчивость внимания - ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его. Недостаточная избирательность внимания - ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи. Плохо развитая переключаемость внимания - ребенку трудно переходить с выполнения одного вида деятельности на другой. Плохо развитая способность распределения внимания - неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел. Недостаточная произвольность внимания - ребенок затрудняется сосредоточиваться по требованию.

Восприятие

Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (стол, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию). Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных), двигательных и речевых механизмов.

Мышление

Детям дошкольного возраста (до 5,5 – 6 лет) доступно именно наглядно-образное мышление. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Словесно логическое мышление начинает формироваться в 5-7 летнем возрасте/ Дети учатся рассуждать и анализировать.

Память.

Зрительная – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Слуховая – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Приведённые упражнения способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковременной памятью. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти.

Произвольное поведение.

Умение выполнять правила – качество необходимое для детей, позволяющее адаптироваться в социальном окружении ребёнка. Соблюдать правила гигиены, поведения, общения и другие действия, выполнение которых требует усилий со стороны ребёнка.

Моторика.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Навык общения.

Необходимое качество помогающие установлению взаимопонимания, партнёрства, взаимоответственности, установлению дружеских контактов и т.д.


Для проведения упражнений можно использовать разные способы и материалы: рассказывание сказок, рисование, пластилин, аппликация, подвижные игры, конструирование, фантазирование и т.д.


Психические процессы и упражнения

1. внимание.

  • Объем

  • Устойчивость

Упр. №1 «Где, чей домик?» 3 уровня

  • Избирательность

  • Распределение

Упр. №2 «Найди отличие»

  • Переключаемость

  • Произвольность

Упр. №3 «2 дела»

Упр. №4

  • Концентрация

Упр. №5 «Маленький жук» 2 уровня

  • ___*

Упр. №6 «Повторяй за мной»

2. восприятие

  • Слуховое

Упр. №7 «Какого цвета звук?»

  • Зрительное

Упр. №8 «Что нарисовано?»

  • ___*

Упр. №9 «Жмурки» (с колокольчиком)

3. мышление

  • Словесно логическое

Упр. №10 «Подбери слова»

  • Наглядно образное

Упр. №11 «Танграм»

  • ___*

Упр. №12 «Где мы побывали, что мы повидали?»

4. память

  • Зрительная

Упр. №13 «Ящик» 3 уровня

  • Слуховая

Упр. №14 «Каскад слов»

  • ___*

Упр. №15 «Попробуй, повтори»

5. произвольность поведения

  • Выполнение правил

Упр. №16 «Выполни по образцу» 4 уровня

  • ___*

Упр. №17 «Зеркало»

6. мелкая моторика пальцев рук.

  • Тонкая

Упр. №18 «Пальчиковые игры» варианты

  • Общая

Упр. №19 «Разминка»

7. развитие навыков общения

  • Контакт с товарищем

Упр. №20 «Упражнения в парах»

  • Подвижные игры

Упр. №21 «Лови-лови!»


* ___ - упражнения с требующие физической активности.


Развивающие занятия. 5 лет (Психические процессы) почасовое планирование

Месяц


2мин

13мин.

6мин.

9 мин.

Сентябрь

1

Вход в занятие

Внимание. Объём, устойчивость

Навыки общения.

Моторика. Тонкая

2

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое.

Внимание.

Навыки общения Контакт с товарищем.

3

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Восприятие

Внимание. Избирательность, распределение.

4

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Мышление

Восприятие. Зрительное

Октябрь

1

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Память

Мышление. Наглядно-образное

2

Вход в занятие

Моторика тонкая

Произвольное поведение

Память. Слуховая.

3

Вход в занятие

Навыки общения Контакт с товарищем.

Моторика общая

Произвольное поведение. Выполнение правил

4

Вход в занятие

Внимание. Переключаемость, произвольность.

Навыки общения.

Моторика. Тонкая

Ноябрь

1

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое

Внимание.

Навыки общения Контакт с товарищем.

2

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Восприятие

Внимание. Концентрация.

3

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Мышление

Восприятие. Зрительное

4

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Память

Мышление. Наглядно-образное

Декабрь

1

Вход в занятие

Моторика. Тонкая

Произвольное поведение

Память. Слуховая.

2

Вход в занятие

Навыки общения Контакт с товарищем.

Моторика общая

Произвольное поведение. Выполнение правил

3

Вход в занятие

Внимание. Объём, устойчивость

Навыки общения.

Моторика. Тонкая

4

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое

Внимание.

Навыки общения Контакт с товарищем.

Январь

1

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Восприятие

Внимание. Избирательность, распределение.

2

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Мышление

Восприятие. Зрительное

3

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Память

Мышление. Наглядно-образное

4

Вход в занятие

Моторика. Тонкая

Произвольное поведение

Память. Слуховая.

Февраль

1

Вход в занятие

Навыки общения Контакт с товарищем.

Моторика общая

Произвольное поведение. Выполнение правил

2

Вход в занятие

Внимание. Переключаемость, произвольность.

Навыки общения.

Моторика. Тонкая

3

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое

Внимание.

Навыки общения Контакт с товарищем.

4

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Восприятие

Внимание. Концентрация.

Март

1

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Мышление

Восприятие. Зрительное

2

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Память

Мышление. Наглядно-образное

3

Вход в занятие

Моторика. Тонкая

Произвольное поведение

Память. Слуховая.

4

Вход в занятие

Навыки общения Контакт с товарищем.

Моторика общая

Произвольное поведение. Выполнение правил

Апрель

1

Вход в занятие

Внимание. Объём, устойчивость.

Навыки общения.

Моторика. Тонкая

2

Вход в занятие

Восприятие. Слуховое

Внимание.

Навыки общения Контакт с товарищем.

3

Вход в занятие

Мышление. Словесно-логическое

Восприятие

Внимание. Избирательность, распределение

4

Вход в занятие

Память. Зрительная.

Мышление

Восприятие. Зрительное

Май

1

Вход в занятие

Произвольное поведение. Выполнение правил

Память

Мышление. Наглядно-образное

2

Вход в занятие

Моторика. Тонкая

Произвольное поведение

Память. Слуховая.

3

Вход в занятие

Навыки общения Контакт с товарищем.

Моторика общая

Произвольное поведение. Выполнение правил

4

Вход в занятие

Внимание. Переключаемость, произвольность.

Навыки общения.

Моторика. Тонкая


______ - физическая активность


5 лет. Развивающие занятия. (Упражнения)

Месяц


2мин

13мин.

6мин.

9 мин.

Сентябрь


1

Вход в занятие

Внимание. Упр. №1 «Где, чей домик» уровень1

Навыки общения. Упр. №21 «Лови-лови!».

Моторика. Упр. №18 «пальчиковые игры» вариант 1

2

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №7 «какого цвета звук?».

Внимание. Упр. №6 «повторяй за мной».

Навыки общения. Упр. №20 «парные упражнения «вариант 1.

3

Вход в занятие

Мышление. Упр. №10 «Подбери слова»

Восприятие. Упр. №9 «жмурки»

Внимание. Упр. №2 «Найди отличие».

4

Вход в занятие

Память. Упр. №13 «Ящик» уровень 1.

Мышление. Упр. №12 «где мы побывали, что мы повидали?»

Восприятие. Упр. №8 «что нарисовано?»

Октябрь

1

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №16 «выполни по образцу» уровень 1

Память. Упр. №15 «попробуй, повтори»

Мышление. Упр. №11 «танграмм»

2

Вход в занятие

Моторика. Упр. №18 «пальчиковые игры» вариант 2

Произвольное поведение. Упр. №17 «зеркало»

Память. Упр. №14 «каскад слов».

3

Вход в занятие

Навыки общения. Упр. №20 «парные упражнения «вариант 2.

Моторика. Упр. №19 «разминка»

Произвольное поведение. Упр. №16 «выполни по образцу» уровень 1

4

Вход в занятие

Внимание. Упр. №3 «2 дела».

Навыки общения. Упр. №21 «Лови-лови!».

Моторика. Упр. №18 «пальчиковые игры» вариант 3

Ноябрь

1

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №7 «какого цвета звук?»

Внимание. Упр. №6 «повторяй за мной».

Навыки общения. Упр. №20 «парные упражнения «вариант 3.

2

Вход в занятие

Мышление. Упр. №10 «Подбери слова»

Восприятие. Упр. №9 «жмурки»

Внимание. Упр. №5 «маленький жук» уровень1.

3

Вход в занятие

Память. Упр. №13 «Ящик» уровень 1.

Мышление. Упр. №12 «где мы побывали, что мы повидали?»

Восприятие. Упр. №8 «что нарисовано?»

4

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №16 «выполни по образцу» уровень 1

Память. Упр. №15 «попробуй, повтори»

Мышление. Упр. №11 «танграмм»

Декабрь

1

Вход в занятие

Моторика. Упр. №18 «пальчиковые игры» вариант 1

Произвольное поведение. Упр. №17 «зеркало»

Память. Упр. №14 «каскад слов».

2

Вход в занятие

Навыки общения. Упр. №20 «парные упражнения «вариант 1.

Моторика. Упр. №19 «разминка»

Произвольное поведение. Упр. №16 «выполни по образцу» уровень 1

3

Вход в занятие

Внимание. Упр. №1 «Где, чей домик» уровень2

Навыки общения. Упр. №21 «Лови-лови!».

Моторика. Упр. №18 «пальчиковые игры» вариант 2

4

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №7 «какого цвета звук?»

Внимание. Упр. №6 «повторяй за мной».

Навыки общения. Упр. №20 «парные упражнения «вариант 2.

Январь

1

Вход в занятие

Мышление. Упр. №10 «Подбери слова»

Восприятие. Упр. №9 «жмурки»

Внимание. Упр. №2 «Найди отличие».

2

Вход в занятие

Память. Упр. №13 «Ящик» уровень 2.

Мышление. Упр. №12 «где мы побывали, что мы повидали?»

Восприятие. Упр. №8 «что нарисовано?»

3

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №16 «выполни по образцу» уровень 1

Память. Упр. №15 «попробуй, повтори»

Мышление. Упр. №11 «танграмм»

4

Вход в занятие

Моторика. Упр. №18 «пальчиковые игры» вариант 3

Произвольное поведение. Упр. №17 «зеркало»

Память. Упр. №14 «каскад слов».

Февраль

1

Вход в занятие

Навыки общения. Упр. №20 «парные упражнения «вариант 3.

Моторика. Упр. №19 «разминка»

Произвольное поведение. Упр. №16 «выполни по образцу» уровень 2

2

Вход в занятие

Внимание. Упр. №3 «2 дела».

Навыки общения. Упр. №21 «Лови-лови!».

Моторика. Упр. №18 «пальчиковые игры» вариант 1

3

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №7 «какого цвета звук?»

Внимание. Упр. №6 «повторяй за мной».

Навыки общения. Упр. №20 «парные упражнения «вариант 1.

4

Вход в занятие

Мышление. Упр. №10 «Подбери слова»

Восприятие. Упр. №9 «жмурки»

Внимание. Упр. №5 «маленький жук» уровень2.

Март

1

Вход в занятие

Память. Упр. №13 «Ящик» уровень 2.

Мышление. Упр. №12 «где мы побывали, что мы повидали?»

Восприятие. Упр. №8 «что нарисовано?»

2

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №16 «выполни по образцу» уровень 2

Память. Упр. №15 «попробуй, повтори»

Мышление. Упр. №11 «танграмм»

3

Вход в занятие

Моторика. Упр. №18 «пальчиковые игры» вариант 2

Произвольное поведение. Упр. №17 «зеркало»

Память. Упр. №14 «каскад слов».

4

Вход в занятие

Навыки общения. Упр. №20 «парные упражнения «вариант 2.

Моторика. Упр. №19 «разминка»

Произвольное поведение. Упр. №16 «выполни по образцу» уровень 2

Апрель

1

Вход в занятие

Внимание. Упр. №1 «Где, чей домик» уровень3.

Навыки общения. Упр. №21 «Лови-лови!».

Моторика. Упр. №18 «пальчиковые игры» вариант 3

2

Вход в занятие

Восприятие. Упр. №7 «какого цвета звук?»

Внимание. Упр. №6 «повторяй за мной».

Навыки общения. Упр. №20 «парные упражнения «вариант 3.

3

Вход в занятие

Мышление. Упр. №10 «Подбери слова»

Восприятие. Упр. №9 «жмурки»

Внимание. Упр. №2 «Найди отличие»

4

Вход в занятие

Память. Упр. №13 «Ящик» уровень 3.

Мышление. Упр. №12 «где мы побывали, что мы повидали?»

Восприятие. Упр. №8 «что нарисовано?»

Май

1

Вход в занятие

Произвольное поведение. Упр. №16 «выполни по образцу» уровень 2

Память. Упр. №15 «попробуй, повтори»

Мышление. Упр. №11 «танграмм»

2

Вход в занятие

Моторика. Упр. №18 «пальчиковые игры» вариант 1

Произвольное поведение. Упр. №17 «зеркало»

Память. Упр. №14 «каскад слов».

3

Вход в занятие

Навыки общения. Упр. №20 «парные упражнения «вариант 1.

Моторика. Упр. №19 «разминка»

Произвольное поведение. Упр. №16 «выполни по образцу» уровень 2

4

Вход в занятие

Внимание. Упр. №3 «2 дела».

Навыки общения. Упр. №21 «Лови-лови!».

Моторика. Упр. №18 «пальчиковые игры» вариант 2


Упражнения

Упр.

1. внимание.

№1

"Где, чей домик?"

Рисунок с изображением разных зверей, каждый из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где, чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.

Инструкция: «Дети помогите зверятам (машинкам,) добраться до дому»

1 уровень 10 зверей

2 уровень 12 зверей

3 уровень 14 зверей

№2

"Найди отличие"

2 картинки необходимо найти как можно больше отличий

№3


"2 дела"

Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл.

№4

Все упражнения, где ребёнок сосредоточивает внимание по требованию.

Например: «найди одинаковые предметы на картинке», «найди по контуру такой же», «раскрась только …», и т.п.

№5

"Маленький жук" 3 уровня сложности

На листе формата А4 расчерченном, на большие клетки, необходимо мысленно, по командам ведущего, провести жука до нужной клетки.

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!»

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или взять фигурку жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).

1 уровень 16 клеток движение на одну клетку ←, ↑, →, ↓, + в качестве усложнения движения, по диагонали.

2 уровень 25 клеток движение на одну клетку ←, ↑, →, ↓, + в качестве усложнения движения, по диагонали и через несколько клеток.

№6

"Повторяй за мной"

Ведущий показывает движения, проговаривая вслух совершенно другие. Детям необходимо выполнять словесную инструкцию, игнорируя движения ведущего.



2. восприятие.

№7


"Какого цвета звук? "

Небольшие стеклянные баночки с рисом, фасолью, речным песком, мамушками, канц. кнопки, горох, и др. музыкальные инструменты, различные вещи. Определить цвета, форму. После чего необходимо подумать какого цвета звук и изобразить на бумаге красками, карандашами, пластилином.

№8

"Что нарисовано?"

Детям показывается фрагмент, часть предмета необходимо по этой части догадаться, что за предмет нарисован. Если дети не могут догадаться, что за предмет нарисован, необходимо показать две соединенные части и т.д. Рисунок должен быть разбит на 4-5 частей

№9

"Жмурки с колокольчиком"

Найди колокольчик по звуку с завязанными глазами.

Оборудование: колокольчики по количеству детей, платок или повязка на глаза.

В качестве усложнения можно предложить найти колокольчик с определённым тоном из нескольких разно звучащих колокольчиков. Так же можно Всем детям завязать глаза и дать колокольчики, а поймать нужно ведущего.


3. мышление.

№10

"Подбери слова"

Цель этой игры — учить детей самостоятельно выделять назначение предмета и обозначать его посредством слова.

Игровой материал:

Предметное лото, которое состоит из больших карт и предметных картинок. На картинках изображены знакомые детям предметы бытового окружения. Это могут быть: предметы одежды — пальто, платье, рубашка, штанишки, шапка, панамка, сапожки, шарф, варежки; посуда — чашка с блюдцем, стакан, глубокая тарелка, ложка, ножик, чайник, сковородка, кастрюля; мебель — Стол, стул, кровать, скамейка, гардероб, шкаф для посуды; игрушки для игр на воздухе — мячик, прыгалки, кегли, велосипед, ведерко, лейка, формочки для песка и совочек, коляска и пр.

Предметы должны быть изображены реалистично, красочно. Те же изображения должны быть на больших картах (по три-четыре на каждой карте лото).

Материал должен храниться в специальной коробке с отделениями для больших карт и картинок.

Описание игры и приемы ее проведения:

Перед началом игры взрослый вместе с детьми сдвигает два стола и предлагает детям занять места вокруг них. Сам он тоже садится среди детей и показывает им коробку с игровым материалом, большие карты и картинки лото.

Затем взрослый раздает детям, сидящим с одной стороны стола, по одной большой карте (лишние оставляет в коробке). Те, кто сидит по другую сторону, получают по одной предметной картинке. Одну карту и картинку ведущий берет себе для объяснения игровых действий.

Ведущий объясняет, что дети, получившие по картинке, будут предлагать их тому, у кого на большой карте есть такая же картинка. Тот, кто отдаст свою картинку, сразу получит другую (картинок много, хватит всем). Рисунок на картинке нельзя никому показывать, это секрет. Пусть дети сами догадываются. Но для этого им нужно загадать загадку.

Воспитатель дает пример загадывания загадок: «На моей картинке нарисовано то, что надевают на голову, когда идут гулять, если холодно. Догадались? Правильно, это шапка». Он показывает картинку, чтобы дети убедились, что отгадали правильно. «А на этой картинке нарисовано то, из чего мы пьем чай, какао или молоко. Правильно, это чашка. Вот видите, я не называла и не показывала вам картинки, а только говорила про нее, а вы сами догадались. Так же будут загадывать загадки те дети, у кого в руках картинки», — говорит взрослый.

 Взрослый объясняет основное правило игры: нельзя называть то, что нарисовано на картинке, нужно загадать про него загадку, рассказать, что с ним делают, а после этого спросить, кому нужна эта картинка.

 Обращаясь к детям, получившим большие карты лото, ведущий поясняет им, что они должны внимательно смотреть, что нарисовано на их картах, и стараться отгадать все загадки, чтобы не пропустить свои картинки.

 На примере одной карты взрослый показывает, как следует играть: тот, кто вовремя отгадает загадки про предметы на своей карте, получит нужные картинки, а тот, кто пропустит и не отгадает, — не получит. Он предупреждает, что отгадывать загадку будут все дети вместе, помогая друг другу, а просить свою картинку будут только те, у кого на карте нарисован предмет-отгадка.

Взрослый предлагает всем детям с картинками внимательно посмотреть на них и подумать, для чего этот предмет нужен, и какую загадку про него можно загадать. На этом объяснение заканчивается, и начинается игра.

Ведущий вызывает по очереди детей с картинками. Каждый достаточно громко и отчетливо спрашивает: «Кому дать предмет, который нужен для...» Дети с большими картами все вместе отгадывают загадку, а тот ребенок, у которого нарисован этот предмет, просит картинку и закрывает ею соответствующее изображение на карте. (При этом нужно перевернуть картинку изображением вниз.) Отдавший свою картинку получает новую.

Так постепенно разыгрываются все картинки лото; ими закрываются большие карты. После того как все карты закроются, можно повторить игру сначала. Большие карты при этом передаются детям, у которых были картинки, а предметные картинки собирает воспитатель, который будет их выдавать тем, кто раньше играл большими картами.

 Правила игры.

  1. Нельзя называть предмет, изображенный на картинке, можно только загадывать про него загадку, т. е. говорить, для чего он нужен.

  2. Нельзя показывать свою картинку, пока дети не отгадают загадку.

  3. Отгадывать загадку нужно всем вместе, а получает картинку только тот, у кого такая же картинка изображена на большой карте и кто вовремя ее попросит.

Советы ведущему.

 Объяснять игру нужно доходчиво, показывая наглядный пример игровых действий. Загадывая загадки, опирайтесь на конкретный жизненный опыт детей. Несколько вариантов загадок:

— В чем возят маленьких детей, которые еще не умеют ходить? (В коляске.)

— В чем готовят суп? (В кастрюле.)

— Что надевают летом девочки? (Платье.)

— Чем режут хлеб? (Ножом.)

 Рекомендуется закрывать изображения на карте, переворачивая картинки рисунком вниз. Это помогает детям быть внимательными, так как постепенно незакрытых рисунков становится все меньше, что облегчает решение познавательной задачи.

 Дети отгадывают каждую загадку вместе. Это обеспечивает их познавательную активность на протяжении всей игры. К тому же так они оказывают друг другу помощь, в которой особенно нуждаются пассивные и менее сообразительные дети.

 При повторении этой игры процесс отгадывания загадок будет облегчаться. По мере накопления опыта отгадывания загадок можно переходить от совместных ответов к индивидуальным.

№11

"Танграм " и похожие головоломки или кубики Никитина «Сложи узор».

Составлять из головоломок различные фигуры

№12


"Где мы побывали, что мы повидали?" (Вариант игры крокодил). Можно проводить и в сокращённом варианте.

В игре содержится обучающая задача, при решении которой дети учатся передавать связной речью и выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях.

Игра носит подвижный характер. Выполнение разнообразных игровых действий и движений в воображаемой ситуации, с помощью которых дети передают свои впечатления и представления о ней, не только доставляет им радость и удовольствие, но и позволяет лучше осознать и осмыслить их. Это обеспечивает успешность решения обучающей задачи и способствует развитию у детей активности воображения, связной речи, выразительных движений, что очень важно также для умственного и познавательного развития ребенка.

Не менее важно и то, что эта игра развивает творческое начало, инициативу, сообразительность, которые являются ценными качествами личности и должны развиваться с первых лет жизни.

Кроме того, правила игры учат детей управлять своим поведением, действовать согласованно по сигналам, договариваться друг с другом (о том, что загадывать и что отвечать). Это очень важно не только для познавательного, но и для волевого развития детей.

Игра сближает детей друг с другом, радует и вносит разнообразие в жизнь группы

Описание игры и приемы ее проведения.

Игра организуется в просторном помещении. Ведущий проводит на полу черту — это граница, за которой уже не разрешается ловить убегающих детей. Собрав вокруг себя малышей, взрослый предлагает им поиграть в загадки. Он выбирает нескольких детей, которые будут отгадывать загадки: это дедушка и его внучата (они будут помогать дедушке отгадывать загадки). Загадывать загадки вместе с ведущим берутся все остальные участники игры.

Указав место для дедушки и его внучат и предупредив их, что они должны отвернуться, чтобы не видеть, как сговариваются остальные дети, взрослый отходит от них подальше и шепотом договаривается с малышами о том, что и как они будут загадывать. Например: «Давайте мы как будто возьмем корзиночки, пойдем в лес и будем показывать, как мы в лесу собираем грибы и ягоды. Согласны? Как мы будем это делать? Давайте попробуем!»

Ведущий вместе с детьми производит следующие движения: надевает на руку корзинку, ищет ягоды, грибы, наклоняется за ними и складывает в корзинку. Проделав эти выразительные движения, дети идут к дедушке и внучатам:

— Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой, здравствуйте, внучата! — говорят дети вместе с ведущим.

— Здравствуйте, ребята, — отвечают дедушка с внучатами. — Где вы побывали? И что вы повидали?

— Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали — не скажем, но зато мы вам покажем! — дружно отвечают дети.

Ведущий и дети с помощью подражательных движений показывают свою загадку. Закончив показ и дав возможность дедушке и внукам подумать и договориться об отгадке, дети спрашивают: «Отгадали?» Дедушка и внуки в развернутой связной речи формулируют свой ответ: «Вы были в лесу и собирали грибы и ягоды в корзиночки». Если ответ правильный, те, кто загадывал загадку, повторяют ответ и, если нужно, дополняют его. Если же разгадка неправильная или дедушка с внучатами затрудняются, дети сами говорят правильную отгадку и после сигнальных слов: «Раз, два, три — догони!» — бегут за черту, в свой дом, а дедушка и внуки стараются догнать их, пока они не перешагнули спасительную линию.

Вернувшись в свой дом, взрослый с детьми сговариваются о следующей загадке.

— А теперь давайте покажем, что мы в раздевалке и собираемся на прогулку, — предлагает ведущий. — Как мы это будем делать? Что мы раньше надеваем? Колготки, потом сапожки, платочек, шапочку, а потом надеваем пальто и застегиваем его. (Все эти слова сопровождаются показом выразительных движений, которые дети воспроизводят вслед за взрослым.) Потом мы встанем в пары и пойдем на прогулку.

Приготовив загадку, дети снова направляются к дедушке и внукам, зовут их и говорят: «Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой, здравствуйте, внучата!» Повторяется тот же традиционный диалог, но на вопрос «Где вы побывали, что вы повидали?» дети отвечают: «В детском саду». Диалог заканчивается показом новой загадки, и игра продолжается так же, как было описано выше. После показа двух загадок выбираются новые дедушка и внучата, и все начинается сначала, но показываются новые загадки.

Можно загадать много загадок, изображая различные моменты жизни детей в группе, дома, на улице, на экскурсии и пр. Например: в детском саду дети моют и вытирают руки, готовясь к обеду, обедают, рисуют, пляшут и выступают на празднике; на прогулке играют в мячик и пр. Изображая жизнь дома, можно показать, как дети умываются и чистят зубы, помогают маме подметать пол, как они стирают платочки и т. д. Передавая свои впечатления об улице, они могут показать, как едут автомобили, изобразить милиционера, пешехода. А если малыши захотят показать, что они видели на прогулке, можно предложить им изобразить, как прыгают и каркают вороны, как кормят птичек, как поливают из лейки цветы, сажают деревья и т. д.

Игра заканчивается тогда, когда все дети побывают в роли загадывающих и отгадывающих загадки. В случаях затруднений взрослый помогает им.


Правила игры.

  1. Дедушку и внучат выбирает взрослый среди тех ребят, кто ведет себя организованно и не мешает другим.

  2. Показывать движения надо молча. Подсказывать разгадку запрещается.

  3. Ответ на загадку можно давать только после окончания показа и вопроса: «Отгадали?»

  4. Догонять загадавших загадку детей можно только после слова «Догони!» и только до черты.

Советы педагогу.

При составлении загадок учитывайте условия жизни детей и загадывайте только о том, что хорошо знакомо малышам и поддается изображению посредством выразительных движений. Лучше избегать мелких движений рук, о которых трудно догадаться. В дальнейшем при повторении игры можно изображать и отдельные события (например, то, что дети видели во время экскурсии), труд взрослых (шофер, повар, строитель), словом, то, что является источником впечатления.

В этой игре много движений. Но следует учитывать, что малыши еще плохо управляют своими действиями, особенно когда торопятся или боятся. Поэтому не разрешайте детям ловить друг друга, они могут спасть, и игра кончится слезами.

Особое внимание следует обратить на тех детей, которые нарушают правила — преждевременно говорят разгадку или убегают, не дожидаясь сигнала. Это дезорганизует всю игру. Объясните детям, что тех, кто мешает играть, не будут выбирать дедушкой и внучатами.

При действенном сговоре о загадке очень важно активизировать самих детей, разбудить их инициативу и фантазию. Поэтому не торопитесь предлагать детям свои варианты действий. Лучше почаще спрашивать малышей, что предлагают они сами. Но все же затягивать процедуру сговора не рекомендуется: это утомляет детей, дает поводы для отвлечений.

Если при отгадывании загадки возникают затруднения, помогите детям наводящими вопросами и показом действий.


4. память.

№13

"Ящик".

Ящик составляется из коробков (лучше для газовых спичек), которые ставятся попарно, и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается. В одну из них на глазах у детей прячут предмет (для усложнения 2-3-4 предмета), после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем предлагают найти предмет. Спрашивают у всех, а затем открывают.

1 уровень. 7 коробочек

2 уровень. 8 коробочек

3 уровень. 9 коробочек

№14

"Каскад слов"

Подготавливается список слов (для каждого ребёнка отдельный), хорошо знакомые детям.

По кругу просить детей повторять за вами слова. Начинать с одного слова, затем 2 слова, ребёнок повторяет в той же последовательности, три слова и т.д. Пока дети не запинаются. Обязательно после этого сделать вторую попытку того количества слов (но других), если ребёнок справился продолжить ряд.

№15

"Попробуй повтори"

Дети стоят перед ведущим. Ведущий показывает движение. Детям необходимо повторить движение. Во втором круге ведущий показывает два движения, которые детям необходимо повторить и т. д. пока дети не начнут ошибаться. В этом случае необходимо попробовать ещё раз.


5. произвольность поведения

№16

" Выполни по образцу "

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.

Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий.

а) анализ каждого элемента узора;

б) правильное воспроизведение каждого элемента;

в) удержание последовательности в течение продолжительного времени. (Например)

1 уровень 2 уровень


Для выполнения подобного рода заданий удобно заранее сделать бланки с различным количеством рядов кружков, треугольников или квадратов. Бланки могут быть представлены смешанным набором фигур. Например, ряд квадратов, ряд кругов, ряд треугольников и т.д.


№17

"Зеркало"

Игра создает положительный эмоциональный фон и общность между участниками, развивает внимание и произвольность


Двое играющих встают друг против друга. Один ребенок — «зеркало». Он должен зеркально повторять движения другого.

В эту игру можно играть по-разному. Для самых маленьких (3 года) правила могут быть не очень жесткими, пусть они просто повторяют движения. Дети постарше (4-5 лет) должны быстро и правильно повторять движения.


7. моторика

№18

"Пальчиковые игры"

1 вариант. Бирюльки со спичками. 15 спичек. На одной спичке нарисовать 5 поперечных полос; на 2 спичках – по 4; на 3 – по 3 полосы; на 4 по - 2 полосы и на 5 по 1 полосе. Ведущий собирает все спички в кулак и, приподняв его сантиметров на 10 см над столом, раскрывает его так, чтобы спички упали. Дети разбиваются на пары и по очереди, осторожно берут из кучки по одной спичке так, чтобы остальные при этом не двигались с места, в противном случае очередь пропадает и берёт спичку следующий игрок. Каждая полоска на спичке даёт одно очко. Спички можно брать только двумя пальцами, которые называет ведущий. (Мизинцем и безымянным, мизинцем и средним, и т.д.)

2 вариант. Игры со спичками. Перед каждым в беспорядке лежат 15 спичек. Нужно с наибольшей быстротой перенести эти спички одну за другой на расстоянии 30 сантиметров и сложить так, чтобы головки были обращены в одну сторону. При переноске спички не должны скользить по столу.

  1. Пользуясь пальцами обеих рук.

  2. Пользуясь пальцами левой руки.

  3. Пользуясь только большим пальцем и мизинцем.

  4. Пользуясь только средним и безымянным.

  5. Пользуясь только безымянным и мизинцем.

  6. Двумя мизинцами обеих рук выложить прямую линию из 10 спичек.

  7. Безымянным и мизинцем выложить 4 треугольника

  8. Средним и мизинцем построить 3 четырёхугольника

  9. Указательным и безымянным построить «колодец» из 15 спичек.

3 вариант. Пальчиковые игры

1. «Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых» / Рузина Мария Станиславовна, Афонькин Сергей Юрьевич / 1997г. стр.15-100.

2. «От трех до семи» / Фесюкова Лариса Борисовна стр. 238-246/ 1996г.

3. Любые другие какие вам нравятся.

№19

"Разминка"

Общеукрепляющие физические упражнения. Приседания, наклоны и т.д.


8. развитие навыков общения

№20

"Парные упражнения"

1 вариант Ладошки.

Два игрока встают напротив друг друга. Один протягивает руки ладонями вверх, второй кладет кисти на ладони первому. Второй должен успеть убрать руки, пока первый не ударил по ним. Затем они меняются ролями.

Цель игры: снизить эмоциональную напряженность, которая может возникать при прикосновениях и телесных контактах с другими людьми.

2 вариант Гляделки

Два человека садятся напротив друг друга и смотрят друг другу в глаза. Кто кого переглядит, не гримасничая и не смеясь, тот и победил.

Эта игра помогает преодолевать возникающие при общении и восприятии другого человека личностные барьеры, так как считается, что умение смотреть человеку в глаза – самый трудный момент в общении.

3 вариант Совместный рисунок.

Дети разбиваются на пары и должны, без помощи слов (только знаками), нарисовать общую картину на заданную тему.

Игра учит детей понимать жестовую речь и мимику других людей.

№21

"Лови-лови!"

Описание игры и приемы ее проведения.

К палочке длиной 0,5 и 0,75 м на крепком шнуре прикрепляется легкий удобный для хватания предмет — мягкий поролоновый мячик, нарядная кисточка, лоскуток, мешочек и т. д. Перед началом игры взрослый показывает эту палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает отдельным детям поймать предмет на шнурке (например, матерчатый мячик). Привлекая, таким образом, внимание детей, заинтересовав их самой задачей — ловить мячик, взрослый собирает вокруг себя всех ребят и предлагает им встать в кружок. Сам же становится в центре.

«Лови-лови!» — говорит ведущий и приближает подвешенный к палке мячик то к одному, то к другому ребенку. Когда малыш пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, взрослый старается вовлечь в эту забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили несколько ребят. Поиграв немного, таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади ведущего, обхватив его руками. Постепенно образуется целая цепочка детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по комнате, цепочка по сигналу «Беги на место!» рассыпается. Ребята садятся на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно начинать игру сначала.

Советы ведущему.

Игра в кругу (первый вариант) проходит живее и веселее, чем цепочкой (второй вариант). Но она очень возбуждает детей и может вызвать излишний шум. Поэтому следует чередовать оба варианта игры.

Подвижные и активные дети обычно подавляют вялых и робких. Чтобы этого не произошло, поиграйте со слабыми детьми отдельно, так как эта игра очень полезна для пассивных, неуверенных в себе малышей.

Никогда не делайте во время игры резких замечаний, даже если дети очень расшалились. Не нужно портить им настроение, так как в этом случае цель игры — развеселить ребят — не будет достигнута. Рекомендуемый прием чередования двух вариантов игры способствует снятию излишнего возбуждения.