РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий мир»
для 4 класса
на 2017 – 2018 учебный год
Составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова
«Окружающий мир»
УМК «Школа России», Просвещение, 2011г.
Учебник «Окружающий мир», 2014, автор А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова
Количество часов в неделю: 2 часа
Количество часов в учебном году: 68 часов
Составитель: Фомичева А.С.
Брянск, 2017
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение результатов начального образования, а именно:
Личностных:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметных:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметных:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание программы
В содержание программы внесены изменения:
Земля и человечество – 11 часов
Мир глазами астронома. Небесные тела: звёзды, планеты. Земля-планета Солнечной системы. Движение Земли в космическом пространстве. Мир глазами географа. Изображение Земли с помощью глобуса и карты. Мир глазами историка. Исторические источники. Счёт лет в истории. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах. Всемирное наследие. Международная Красная книга, Красная книга нашего края.
Практические работы: знакомство с картой звёздного неба; работа с глобусом и географической картой; знакомство и историческими картами.
Экскурсия по теме «Исторические источники Брянского края» (областной краеведческий музей)
Природа России – 12 часов
Разнообразие природы России. Природные зоны нашей страны. Взаимосвязь в природе. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности человека.
Практические работы: поиск и показ на физических картах России. Работа с гербарными экземплярами растений природных зон.
Природа Брянского края. Реки Брянской области. Охрана природы в нашем крае.
Родной край – часть большой страны – 13 часов
Карта родного края. Формы земной поверхности. Полезные ископаемые края. Знакомства с видами почв края. Природные сообщества. Охрана почв и природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края.
Экскурсии: знакомства с растениями и животными леса, луга, водоёмов; распознавание их с помощью атласа - определителя
Практические работы: знакомства с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых края; рассматривание гербарных экземпляров растений.
Экскурсия по теме «Растения и животные Брянской области» (областной краеведческий музей)
Страницы Всемирной истории – 6 часов
Представление о периодизации истории. Первобытное общество. Древний мир. Новое время. Великие географические открытия. Новейшее время. Достижение науки и техники.
Страницы истории Отечества – 20 часов
Кто такие славяне. Века древней Руси. Наше отечество 13-15 вв. Наше отечество 16-17 вв. Россия в 18 в. Пётр 1. Россия в 19 – в начале 20 в. Россия в 20 в. Наша страна в 1945 – 1991гг. Полёт в космос Ю.А. Гагарина. Преобразование в России в 90г. 20 в.
Экскурсии: знакомство с историческими достопримечательностями родного края.
Практическая работа: Работа с исторической картой.
Современная Россия – 9 ч.
Мы – граждане России. Конституция России. Права человека. Права ребёнка. Государственное устройство. Государственная символика нашей страны. Многонациональный состав населения.
В целях изучения истории региона, его места в истории многонациональной России, вклада в становление и развитие российской государственности, отечественной промышленности, науки и культуры в содержание программы «Окружающий мир» внесен модульный курс «Брянский край» (в 4 классе – курс «Культура родного края»)
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 четверть (14 часов) | |
Раздел «Земля и человечество» (10 часов) + 1 экскурсия (по усмотрению учителя*) |
1 | Мир глазами астронома | 1ч | 4.09-8.09 | |
2 | Планеты Солнечной системы Практическая работа № 1 «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца» | 1ч | | |
3 | Звёздное небо – Великая книга Природы Практическая работа №2 «Знакомство с картой звёздного мира» | 1ч | 11.09-15.09 | |
4 | Мир глазами географа Практическая работа №3 «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте» | 1ч | | |
5 | Мир глазами историка Тест | 1ч | 18.09-22.09 | |
6 | Анализ тестирования. Когда и где? Практическая работа №4 «Знакомство с историческими картами» | 1ч | | |
7* | Экскурсия по теме «Исторические источники Брянского края» (областной краеведческий музей) | 1ч | 25.09-29.09 | |
8 | Мир глазами эколога Разноуровневая проверочная работа по теме «Земля и человечество» | 1ч | | |
9 | Анализ работ. Сокровища Земли под охраной человечества. | 1ч | 2.10-6.10 | |
10 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения. Диагностическая работа | 1ч | | |
11 | Анализ работ. Наши проекты. Красная книга нашего края | 1ч | 9.10-13.10 | |
Раздел «Природа России» (12 часов) |
12 | Равнины и горы России Практическая работа №5 «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России» | 1ч | | |
13 | Моря, озёра и реки России. Реки Брянской области Практическая работа № 6 «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России» | 1ч | 16.10-20.10 | |
14 | Природные зоны России. Тест Практическая работа № 7 «Поиск и показ на карте природные зоны России» | 1ч | | |
2 четверть (16 часов) |
15 | Анализ тестирования. Зона арктических пустынь Практическая работа №8 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике» | 1ч | 6.11-10.11 | |
16 | Тундра Практическая работа №9 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в тундре» | 1ч | | |
17 | Леса России. Природа Брянского края Практическая работа №10 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне лесов» | 1ч | 13.11-17.11 | |
18 | Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» | 1ч | | |
19 | Анализ работ. Зона степей. Практическая работа №11 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне степей» | 1ч | 20.11-24.11 | |
20 | Пустыни. Практическая работа №12 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне пустынь» | 1ч | | |
21 | У Чёрного моря. Практическая работа №13 «Рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в зоне субтропиков» | 1ч | 27.11-1.12 | |
22 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения. Тест | 1ч | | |
23 | Анализ тестирования. Наши проекты. Охрана природы в нашем крае | 1ч | 4.12-8.12 | |
Раздел «Родной край – часть большой страны» (12 часов) + 1 экскурсия (по усмотрению учителя*) | |
24 | Наш край. Практическая работа №14 «Знакомство с картой родного края» | 1ч | | |
25 | Поверхность нашего края Интеллектуальная карта | 1ч | 11.12-15.12 | |
26 | Анализ работ. Водные богатства нашего края | 1ч | | |
27 | Наши подземные богатства. Практическая работа №15 «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств» | 1ч | 18.12-22.12 | |
28 | Земля - кормилица Проверочная работа по теме «Наш край» | 1ч | | |
29 | Анализ работ. Жизнь леса. Практическая работа №16 «Рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание» | 1ч | 25.12-29.12 | |
30* | Экскурсия по теме «Растения и животные Брянской области» (областной краеведческий музей) | 1ч | | |
3 четверть (22 часа) |
31 | Жизнь луга. Практическая работа №17 «Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание» | 1ч | 8.01-12.01 | |
32 | Жизнь в пресных водах. Практическая работа №18 «Рассматривание гербарных экземпляров растений пресных вод и их распознавание» | 1ч | | |
|
33 | Растениеводство в нашем крае. Практическая работа №19 «Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание» | 1ч | 15.01-19.01 | |
34 | Животноводство в нашем крае | 1ч | | |
35 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа по разделу «Родной край – часть большой страны» | 1ч | 22.01-26.01 | |
36 | Анализ работ. Наши проекты. Мои «Зелёные страницы» | 1ч | | |
Раздел «Страницы Всемирной истории» (6 часов) | |
37 | Начало истории человечества | 1ч | 29.01-2.02 | |
38 | Мир древности: далёкий и близкий Тест | 1ч | | |
39 | Анализ тестирования. Средние века: время рыцарей и замков | 1ч | 5.02-9.02 | |
40 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1ч | | |
41 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1ч | 12.02-16.02 | |
42 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа по разделу «Страницы Всемирной истории» | 1ч | | |
Раздел «Страницы истории России» (20 часов) | |
43 | Анализ работ. Жизнь древних славян | 1ч | 19.02-23.02 | |
44 | Во времена Древней Руси | 1ч | | |
45 | Страна городов | 1ч | 26.02-2.03 | |
46 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1ч | | |
47 | Трудные времена на Русской земле Тест | 1ч | 5.03-9.03 | |
48 | Анализ тестирования. Русь расправляет крылья | 1ч | | |
49 | Куликовская битва | 1ч | 12.03-16.03 | |
50 | Иван Третий | 1ч | | |
51 | Мастера печатных дел | 1ч | 19.03-23.03 | |
52 | Патриоты России | 1ч | | |
4 четверть (16 часов) |
53 | Пётр Великий | 1ч | 2.04-6.04 | |
54 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1ч | | |
55 | Екатерина Великая | 1ч | 9.04-13.04 | |
56 | Отечественная война 1812 года Интеллектуальная карта | 1ч | | |
57 | Анализ работ. Страницы истории XIX века | 1ч | 16.04-20.04 | |
58 | Россия вступает в XX век | 1ч | | |
59 | Страницы истории 1920 – 1930-х годов | 1ч | 23.04-27.04 | |
60 | Великая Отечественная война и Великая Победа Наши проекты. Наш город в годы Великой Отечественной войны | 1ч | | |
61 | Страна, открывшая путь в космос | 1ч | 30.04-4.05 | |
62 | Обобщение по разделу. Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проектов по разделу | 1ч | | |
Раздел «Современная Россия» (6 часов) | |
63 | Основной закон России и права человека | 1ч | 7.05-11.05 | |
64 | Мы – граждане России | 1ч | | |
65 | Славные символы России Тест | 1ч | 14.05-18.05 | |
66 | Анализ тестирования. Такие разные праздники | 1ч | | |
67 | Путешествие по России Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Презентация проектов по разделу | 1ч | 21.05-25.05 | |
68 | Всероссийская проверочная работа | 1ч | | |
9